ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-211 от 18.04.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-211

РЕШЕНИЕ

18 апреля 2019 г. город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу законного представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО1 на решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 25 февраля 2019 г.,

установил:

постановлением начальника 1 отделения (с дислокацией в городе Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 25 декабря 2018 г. федеральное государственное бюджетное учреждение «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Северное УГМС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 25 февраля 2019 г. указанное постановление оставлено без изменения.

Законный представитель ФГБУ «Северное УГМС» ФИО1 в жалобе просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения.

В областном суде защитник Матвеев Ф.И. доводы жалобы поддержал.

Проверив дело в полном объеме, и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» режим государственной границы включает в себя правила пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами.

Частью 5 статьи 9 указанного Закона установлено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Порядок уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности был предусмотрен Правилами № 863, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2014 г.

Согласно пункту 8 Правил № 863 в случае изменения в ходе плавания плана перехода и (или) района осуществления деятельности и планируемого маршрута следования в указанный район российского судна, содержащегося в уведомлении, капитан российского судна незамедлительно информирует об этом по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте пограничный орган и проверяет получение пограничным органом указанной информации, при этом направление повторного уведомления не требуется.

Как усматривается из материалов дела, 31 августа 2018 г. в адрес пограничного Управления ФСБ России по западному арктическому району от ФГБУ «Северное УГМС» поступило Уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, научно-экспедиционным судном (далее – НЭС) «Михаил Сомов» под управлением капитана Г. В.И. по маршруту: порт Архангельск – Мудьюг – Зимнегорский – Сосновец-Святой нос – ФИО2 нос – Северный Колгуев – Ходовариха – Белый нос – Сопочная корга – Олений – Диксон – ФИО3 – Гусиная – Голымянный – ФИО4 – Северная земля – ФИО5 – Андрея – Тикси – Кигелях – Столбовой – Тикси – Амбарчик – Рау-Чау-Айон –Певек – Валькаркай – Врангеля – Русский – Тамбей – ФИО6 – Северный Колгуев – Бугрино – Абромоский – Гридино – Разнавалок – ФИО7 – ФИО8 –Зимнегорский – порт Архангельск.

1 сентября 2018 г. НЭС «Михаил Сомов» под управлением капитана Г. В.И. убыло из порта Архангельск по указанному в Уведомлении маршруту.

В ходе рейса 30 октября 2018 г. НЭС «Михаил Сомов» изменило маршрут следования, заявленный в уведомлении, и 31 октября 2018 г. пересекло государственную границу Российской Федерации на вход в территориальные воды Российской Федерации, зашло в район острова Хейса (Земля Франца-Иосифа), что не входило в заявленный в Уведомлении маршрут. Тем самыми, НЭС «Михаил Сомов» пересекло линию государственной границы Российской Федерации, без уведомления пограничных органов о возникших изменениях плана перехода государственной границы.

Согласно свидетельству о праве собственности собственником и судовладельцем НЭС «Михаил Сомов» является ФГБУ «Северное УГМС».

Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения правил и норм, регламентирующих порядок уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что ФГБУ «Северное УГМС» предприняло своевременные и достаточные меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.

Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии в действиях ФГБУ «Северное УГМС» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, является правильным.

Доводы жалобы, что ФГБУ «Северное УГМС» предпринимало исчерпывающие меры для обеспечения подачи уведомления капитаном научно-экспедиционного судна НЭС «Михаил Сомов», в том числе проводило инструктаж капитана судна Г. В.И., а также начальником подразделения Учреждения ФИО9 были предприняты попытки связаться с капитаном судна 30 октября 2018 г. в 17: 07 часов и в 17:13 часов, но установить связь не удалось по техническим причинам, не опровергают наличие в совершенном юридическим лицом деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, поскольку не свидетельствуют об эффективности и достаточности принятых мер.

Кроме того, из материалов дела, в частности сообщения начальника ФГБУ «Северное УГМС» от 30 ноября 2018 г. №14-01-5752 следует, что 30 октября 2018 г. НЭС «Михаил Сомов» под управлением капитана Г. В.И. при следовании по маршруту указанному в уведомлении изменил маршрут следования ввиду оперативно принятого ФГБУ «Северное УГМС» решения, и 31 октября 2018 г. судно пересекло Государственную границу Российской Федерации. Капитан НЭС «Михаил Сомов» не смог своевременно сообщить в пограничный орган в виду отсутствия связи в полярных широтах и не предпринял всех необходимых мер, чтобы убедиться в получении данного сообщения пограничными органами.

Таким образом, должностное лицо пришло к правомерному выводу, что каких-либо действенных мер направленных на предотвращение нарушений Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» принято не было. Являясь судовладельцем Учреждение обязано обеспечить надлежащий контроль за действиями капитана судна.

Довод жалобы о том, что капитан НЭС «Михаил Сомов» 30 октября 2018 г. проинформировал пограничный орган о планируемом заходе в территориальные воды Российской Федерации, был предметом исследования и оценки судьи районного суда, и обоснованно отвергнут по мотивам, изложенным в решении.

Так, из представленных в материалы дела сведений об информировании пограничного органа о планируемом пересечении 12 м зоны на вход в территориальные воды Российской Федерации, следует, что данная информация не содержит в себе сведений о конкретных изменениях плана перехода и планируемого маршрута следования с указанием географических пунктов, посещение которых не было обозначено в уведомлении.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Несогласие заявителя с выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.

Вместе с тем, довод жалобы о наличии исключительных обстоятельств для назначения ФГБУ «Северное УГМС» наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера заслуживает внимания.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Общее правило назначения административного наказания имеет целью предотвращение излишнего административного усмотрения и избежание злоупотреблений при принятии решений о размерах административных санкций в конкретных делах, что в целом согласуется с конституционными требованиями к использованию мер публично-правовой ответственности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П).

Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, финансового положения ФГБУ «Северное УГМС», являющегося бюджетной организацией финансируемой из федерального бюджета, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.

При таких обстоятельствах постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в городе Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 25 декабря 2018 г., решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 25 февраля 2019 г., вынесенные в отношении ФГБУ «Северное УГМС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, подлежат изменению путем снижения назначенного Учреждению наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу законного представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в городе Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 25 декабря 2018 г. и решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 25 февраля 2019 г., вынесенные в отношении ФГБУ «Северное УГМС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, изменить: назначенное ФГБУ «Северное УГМС» административное наказание снизить с 400 000 рублей до 200 000 рублей.

В остальной части указанное судебное решение оставить без изменения.

Судья А.В. Витязев