ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-220/20 от 11.08.2020 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Попова Д.Г. Дело № 7р-220/2020

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 11 августа 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Кольцова Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Семеновым А.П.,

рассмотрев жалобу Гизатуллина А.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Ерошкиной О.В. от 28 января 2020 года <№>, решение судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 26 июня
2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Гизатуллина А.Н., <дата> года рождения, уроженца <...>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, председателя единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд муниципального образования «Параньгинский муниципальный район», ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

установил:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) от 28 января 2020 года
<№> председатель единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Гизатуллин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 13141 руб. 28 коп.

Решением судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от
26 июня 2020 года постановление должностного лица Марийского УФАС России от 28 января 2020 года оставлено без изменения, жалоба
Гизатуллина А.Н. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Гизатуллин А.Н. просит постановление должностного лица административного органа отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что правонарушение является малозначительным, поскольку оно не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, не причинило вреда интересам общества и государства, нарушение устранено во исполнение выданного административным органом предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 14 октября 2019 года. Пренебрежительного отношения к публичным правовым обязанностям не было, решение по допуску заявки ООО «ТехОптТорг» было основано на ошибочной позиции единой комиссии заказчика, посчитавшего непредставление декларации о соответствии участника процедуры единым требованиям, установленным заказчиком, технической ошибкой электронной площадки.

Выслушав объяснения Гизатуллина А.Н., поддержавшего доводы жалобы, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении <№>, дела по жалобе Гизатуллина А.Н., прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность должностных лиц за признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно положениям статьи 69 Федерального закона от 5 апреля
2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 данного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1). Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 2).

В силу пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 названного Федерального закона.

Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 2); а также декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (пункт 7).

Как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» проводился аукцион в электронной форме на капитальный ремонт коммунальной бани по адресу: Республика Марий Эл, п. Параньга, ул. Молодежная, д. 2. Извещение
<№> размещено в единой информационной системе в сфере закупок 19 сентября 2019 года. Начальная (максимальная) цена контракта составила 1314128 руб.

В извещении <№> установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона
от 3 октября 2019 года <№> по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе единой комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» заявки
ООО «ТехОптТорг» (идентификационный номер заявки 26),
ИП Шадрин А.А. (идентификационный номер заявки 202) признаны соответствующими установленным требованиям.

Вместе с тем вторые части заявок с идентификационными номерами 26 и 202 не содержали в своем составе декларации о соответствии участников процедуры единым требованиям, установленным заказчиком, а также декларации о принадлежности данных участников к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Таким образом, единая комиссия заказчика в нарушение пункта 1
части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе признала соответствующими установленным требованиям заявки участников электронного аукциона, вторая часть заявки которых не соответствовали установленным требованиям.

Распоряжениями главы администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл от 29 июня 2018 года № 67-р, от 31 января 2019 года № 5-р Гизатуллин А.Н. включен в состав единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» как председатель комиссии.

Действия Гизатуллина А.Н. как председателя единой комиссии, принявшей решение о признании соответствующим требованиям, установленным в аукционной документации и требованиям законодательства, вторых частей заявок участников закупки с идентификационными номерами 26 и 202, являются нарушением порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При обсуждении вопроса о малозначительности административного правонарушения должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по данному делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

По смыслу приведенных нормы и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с объективными обстоятельствами дела, характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Принимая обжалуемые постановление и решение, должностное лицо административного органа и судья районного суда исходили из того, что указанные Гизатуллиным А.Н. обстоятельства не могут быть отнесены к обстоятельствам, характеризующим административное правонарушение как малозначительное.

Ссылка в жалобе на Регламент организации и проведения электронных процедур, утвержденных ЗАО «Сбербанк-АСТ» 1 октября 2018 года, не свидетельствует о малозначительности совершенного Гизатуллиным А.Н. административного правонарушения. В силу прямого указания в Законе о контрактной системе единая комиссия заказчика обязана была установить соответствие второй части заявки на участие в электронном аукционе установленным требованиям, в том числе в части наличия в ней соответствующих деклараций, независимо от порядка их предоставления. Решение о принятии и допуске заявки к участию в электронной процедуре оператор электронной торговой площадки не принимает.

Допущенные нарушения требований Закона о контрактной системе, привели к заключению контракта с участниками закупки, которым должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, к увеличению сроков проведения закупки в связи с отменой электронного аукциона и проведением повторной процедуры.

При таких обстоятельствах отмена аукциона в связи с выданным предписанием и проведение повторного аукциона также не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения.

Несогласие Гизатуллина А.Н. с оценкой установленных должностным лицом административного органа и судьей первой инстанции по делу обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Постановление о привлечении Гизатуллина А.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 13141 руб. 28 коп. назначено Гизатуллину А.Н. в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

При изложенных выше обстоятельствах жалоба Гизатуллина А.Н. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Ерошкиной О.В. от 28 января 2020 года <№>, решение судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 26 июня 2020 года оставить без изменения, жалобу Гизатуллина А.Н. – без удовлетворения.

Судья Е.В. Кольцова