Судья Касаткина Т.Н. Дело № 7р-233/2020
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 19 августа 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО2 от 17 февраля 2020 года <№> и решение судьи Йошкар‑Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
должностного лица - начальника отдела розничной торговли Федерального государственного унитарного предприятия «Калужское» ФСИН России ФИО1, <дата> года рождения, уроженки <...> зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, сведения о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений отсутствуют,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл ФИО2 от 17 февраля 2020 года <№> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июня 2020 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
ФИО1 просит решение судьи городского суда отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить постановление должностного лица административного органа, производство по делу прекратить. Считает, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ФГУП «Калужское» ФСИН России выдало ей доверенность на заключение агентских договоров, при этом распоряжения о запрете заключать такие договоры работодателем до неё не доводились. Указывает на нарушение административным органом правил подведомственности при рассмотрении дела об административном правонарушении со ссылкой на то, что агентские договоры она подписывала по месту работы в г. Калуге, поэтому местом совершения правонарушения, по мнению ФИО1, является г. Калуга, и кроме того большинство договоров заключено с организациями, расположенными не на территории Республики Марий Эл. Ссылается на положения ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения, на то обстоятельство, что на момент вынесения постановления от 17 февраля 2020 года вменяемое нарушение было устранено, агентские договоры расторгнуты.
Изучив жалобу, выслушав объяснения, участвовавшей в судебном заседании посредствам видеоконференц-связи ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО3, просившей постановление административного органа и решение суда оставить без изменения, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении <№>, судья приходит к следующему.
Частью 5 статьи 14.40 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде наложения административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей за заключение между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, для осуществления торговой деятельности договора, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договора комиссии, договора поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнение (реализация) таких договоров.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 81‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Законом о защите конкуренции, и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнять (реализовывать) такие договоры.
Согласно части 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Таким образом, по смыслу пункта 5 части 1 стать 13 Закона о торговле торговым сетям и поставщикам продовольственных товаров запрещается заключать между собой посреднические, в том числе агентские договоры, предусматривающие поручение поставщика торговой сети осуществлять реализацию продовольственных товаров поставщика без перехода права собственности на данные товары к торговой сети, третьим лицам (приобретателям данных товаров).
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) установлено, что на территории исправительных учреждений, подведомственных <...>, осуществляет деятельность по розничной продаже продуктов и предметов первой необходимости для нужд осужденных, находящихся в местах лишения свободы, ФГУП «Калужское» ФСИН России посредством заключения агентских договоров с хозяйствующими субъектами.
ФГУП «Калужское» ФСИН России является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по розничной реализации продовольственных товаров на территории Республики Марий Эл в границах исправительных учреждений Республики Марий Эл.
Между исправительными учреждениями, подведомственными <...>, и ФГУП «Калужское» ФСИН России заключены соглашения о взаимодействии, договоры безвозмездного пользования объектами нежилого фонда, закрепленными на праве оперативного управления за учреждениями.
Торговые объекты переданы ФГУП «Калужские» ФСИН России на основании договоров безвозмездного пользования объектами нежилого фонда, закрепленными на праве оперативного управления за учреждениями ФСИН России.
Между исправительными учреждениями УФСИН России по Республике Марий Эл (ссудодатели) и ФГУП «Калужское» ФСИН России (ссудополучатель) в лице ФИО1 заключены договоры безвозмездного пользования объектами: магазин при <...> по адресу: <адрес> (договор <№> от 08 сентября 2017 года); магазин при <...> по адресу: <адрес> (договор <№> от 01 июля 2016 года); магазин при <...> по адресу: <адрес>; магазин при <...> по адресу: <адрес> (договор <№> от 01 июля 2016 года).
Расположенные на территории исправительных учреждений магазины соответствуют приведенному в статье 2 Закона о торговле понятию торгового объекта.
Также установлено, что ФГУП «Калужское» ФСИН России обладает всеми квалифицирующими признаками хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность с использованием торговой сети, а именно: ФГУП «Калужское» ФСИН России самостоятельно реализует через магазины, расположенные на территории исправительных учреждений Республики Марий Эл, товары в розницу лицам, которые содержатся в указанных учреждениях; осуществляет торговую деятельность белее чем через 2 торговых объекта, которые находятся под общим управлением предприятия; данные торговые объекты принадлежат на законном основании ФГУП «Калужское» ФСИН России, что подтверждается договорами безвозмездного пользования объектами нежилого фонда. При этом установленные особенности внесения платы за товар при реализации товаров в магазинах ФГУП «Калужское» ФСИН России на территории исправительных учреждений обусловлены порядком хранения денежных средств осужденных и находящихся под стражей лиц на специально открытых для них лицевых счетах, не исключают наличие всех элементов договора розничной купли-продажи, одной из сторон которого является потребитель – находящееся под стражей лицо, приобретающее товар для личного пользования.
Следовательно, на ФГУП «Калужское» ФСИН России распространяются ограничения, установленные Законом о торговле в части требований к лицам, осуществляющим деятельность посредством организации торговой сети.
Марийским УФАС России установлено, что ФГУП «Калужское» ФСИН России (агент) заключило агентские договоры, в том числе со следующими лицами (принципалами): <...> (договор <№> от 29 августа 2018 года); <...> (договор <№> от 07 декабря 2018 года); <...> (договоры <№> и <№> от 23 августа 2018 года); <...> (договор <№> от 27 декабря 2018 года); <...> (<№> от 29 декабря 2018 года); <...> (<№> от 26 ноября 2018 года).
Пунктом 1.1 агентских договоров, установлено, что предприятие, выступая по договорам агентом, обязуется от своего имени, но за счет принципала (третьи лица) совершить юридические и иные действия, направленные на продажу товара принципала, в том числе оказывает услуги розничной продажи товара третьим лицам, оказывает услуги определенной категории покупателей для нужд, заключенных и лиц, находящихся под следствием.
Согласно пункту 1.2 исполнение договоров осуществляется на территориях уголовно-исправительной системы и в магазинах, находящихся на территории исправительных учреждений.
В пункте 1.3 агентских договоров установлено, что ассортиментный перечень товаров с указанием цены на момент подписания договоров представлен в приложениях № 2 к договорам, являющимся неотъемлемой частью договора. Принципал обязан обеспечить передачу ФГУП «Калужское» ФСИН России товара надлежащего качества с доставкой в магазины (пункт 2.1.1 агентских договоров).
Согласно пункту 2.1.4 агентских договоров принципал обязан оплатить ФГУП «Калужское» ФСИН России вознаграждение в порядке и на условиях договора.
В соответствии с пунктом 5.1 агентских договоров товар, поступивший к ФГУП «Калужское» ФСИН России от принципалов для совершения оговоренных в договоре сделок, является собственностью принципалов.
Пунктами 6.1 и 6.2 агентских договоров установлено, что за надлежащее выполнение ФГУП «Калужское» ФСИН России своих обязательств по данным договорам принципалы выплачивают ФГУП «Калужское» ФСИН России вознаграждение. Вознаграждение ФГУП «Калужское» ФСИН России за реализацию товара составляет 10% от фактической цены продажи каждой единицы товара принципалов с учетом всех налогов и сборов. Сумма вознаграждения включает НДС 18%.
Приложениями № 2 к вышеуказанным агентским договорам установлены ассортиментные перечни товаров, а именно: непродовольственные виды товаров, продовольственные товары.
В соответствии с пунктом 2.2.10 агентских договоров агент обязуется предоставлять принципалу отчет об исполнении поручения, акт об оказании комиссионных услуг и счета-фактуры.
В качестве доказательств исполнения поручений по рассматриваемым агентским договорам в период их действия ФГУП «Калужское» ФСИН России, <...>, <...>, <...>, реализации продовольственных товаров по договорам в материалы дела представлены отчеты агента, акты об оказанных услугах по реализации помесячно, товарные накладные, копии платежных документов.
Таким образом, ФГУП «Калужское» ФСИН России, осуществляющее реализацию продовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории исправительных Учреждений Республики Марий Эл, допускает реализацию продовольственных товаров путем заключения и реализации агентских договоров с поставщиками продовольственных товаров.
Вышеуказанные агентские договоры от имени ФГУП «Калужское» ФСИН России заключены ФИО1, действующей на основании доверенности, являющейся на момент их заключения начальником отдела по подготовке и проведению торговых процедур, а на момент заключения договоров от 23 августа 2018 года и 29 августа 2018 года – начальником отдела розничной торговли.
Административным органом и судьей первой инстанции по представленным доказательствам верно установлено, что на момент совершения административного правонарушения ФИО1 являлась должностным лицом, ответственным за заключение агентских договоров с поставщиками продовольственных товаров для осуществления торговой деятельности и исполнения (реализации) агентских договоров, в том числе на территории Республики Марий Эл, которая не приняла всех зависящих от неё мер по соблюдению требований действующего законодательства, и поэтому в силу статьи 2.4 КоАП РФ подлежит административной ответственности.
Должностное лицо административного органа и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.40 КоАП РФ, выразившегося в заключении агентских договоров с поставщиками продовольственных товаров для осуществления торговой деятельности и их исполнении.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения были предметом проверки при рассмотрении судьей жалобы на постановление должностного лица, правомерно отклонены по основаниям, изложенным в судебном акте. При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность этого лица в совершении административного правонарушения, причины и условия совершения административного правонарушения.
Местом рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно статье 29.5 КоАП РФ, является место совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения.
Как указано выше, ФИО1 вменяется заключение агентских договоров с поставщиками продовольственных товаров для осуществления торговой деятельности, а также и их исполнение (реализация).
Согласно пункту 1.2 агентских договоров их исполнение осуществляется на территории учреждений уголовно-исполнительной системы и в магазинах, находящихся на территории данных учреждений, указанных в приложении к договорам, в частности учреждений <...>.
Таким образом, дело об административном правонарушении Марийским УФАС России вопреки доводам жалобы ФИО1 рассмотрено без нарушения территориальной подведомственности.
Основания, по которым допущенное нарушение не может быть признано малозначительным, приведены в оспариваемых решениях. Условия для признания совершенного правонарушения малозначительным, предусмотренные пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в рассматриваемом случае отсутствуют.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения должностным лицом Марийского УФАС России вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено должностному лицу в соответствии с санкцией части 5 статьи 14.40 КоАП РФ в минимальном размере.
Нарушений, влекущих отмену или изменение вынесенных должностным лицом административного органа постановления и судьей решения, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл ФИО2 от 17 февраля 2020 года <№> и решение судьи Йошкар‑Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июня 2020 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья С.Г. Орлова