ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-238/2022 от 19.10.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Бубличенко Е.Ю.

Дело № 7р-238/2022

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, ФИО2 на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 сентября 2022 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по Республике Хакасия № 7-16-22/-20950001/5841-2022 от 28 июля 2022 года о привлечении министра образования и науки Республики Хакасия ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.

Огласив жалобу, заслушав прокурора Сергееву М.Д., полагавшую решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по Республике Хакасия № 7-16-22/-20950001/5841-2022 от 28 июля 2022 года министр образования и науки Республики Хакасия ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 сентября 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, ФИО2 обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда и постановление органа административной юрисдикции отменить. Приводя обстоятельства дела, не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств. Ссылаясь на соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № 073-09-2019-028 от 03.02.2019 (далее – Соглашение от 03.02.2019), ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в которой обозначены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, ч. 1 ст. 9 указанного закона, в которой отражены полномочия органов местного самоуправления, соглашение, заключенное с <адрес>, указывает на то, что каждый муниципалитет обязан был создать определенное республиканским соглашением количество дополнительных мест путем проведения определенных мероприятий, в том числе строительства детских садов, а Министерство образования и науки направляет сводный отчет в Министерство просвещения Российской Федерации о созданных местах. Обращает внимание суда на допущенную техническую описку в отчете о достижении значений результатов регионального проекта и изменение контрольной цифры созданных мест в Республике Хакасия с 1028 на 1088, которые не получили оценки суда первой инстанции. Полагает, что судом также не дана оценка фактическим данным достижения результатов регионального проекта с учетом компенсирующих введенных мест, указывая на нетождественность понятий «создание дополнительных мест» и «количество построенных детских садов» и на п. 4.3.8.2 Соглашения от 03.02.2019, которым предусмотрена возможность введения дополнительных мест путем перепрофилирования и проведения компенсационных мероприятий. Отмечает, что в соответствии с указанным пунктом соглашения и с учетом компенсирующих мероприятий по состоянию на 31.12.2021 в республике создано 1228 мест в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, из них 1088 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Не отрицая нарушение со стороны муниципалитетов сроков строительства детских садов, ссылаясь на распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19, являющееся обстоятельством непреодолимой силы, недобросовестность подрядных организаций, систематическое повышение цен на строительные материалы и технологическое оборудование, указывает на отсутствие вины Министерства образования и науки, не являющегося стороной муниципальных контрактов и не имеющего права применять меры в отношении подрядчиков. В свою очередь главам городов и районов Республики Хакасия, взявших на себя обязательства по достижению показателей результативности, предусмотренных республиканскими соглашениями, неоднократно за подписью министра ФИО2 направлялись письма о недопустимости нарушения требований законодательства при реализации национальных проектов и с требованием принять меры по устранению причин и условий, способствующих возможному нарушению обязательств по Соглашению от 03.02.2019. Отмечает, что Министерством образования и науки и органами местного самоуправления постоянно велась активная деятельность по увеличению темпов строительства и решению вопросов, возникающих в ходе строительства объектов, посредством претензионной работы, направления писем, организации совещаний, штабов и иных мероприятий, свидетельствующих о должном принятии мер в целях недопущения невозможности достижения значений результатов предоставления субсидии в сроки, определенные Соглашением от 03.02.2019. Настаивает на том, что надлежащим образом исполняла свои должностные обязанности: все заявки от муниципалитетов о финансировании выполненных подрядчиками работ рассматривались незамедлительно, местным бюджетам доводились лимиты в запрашиваемом объеме средств. При этом не отрицает своей вины в необеспечении достижения показателей результативности использования средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета республике по созданию 1080 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет к 31.12.2021. Вместе с тем, указывает на то, что недостижение указанных целей произошло не в силу ненадлежащего исполнения ею своих должностных обязанностей как министра образования и науки, а в силу обстоятельств, не зависящих от нее. Полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным, поскольку детские сады в настоящее время введены в эксплуатацию, соответственно введены дополнительные места для детей дошкольного возраста, а также ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.

В силу ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 130 БК РФ установлено, что правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, за исключением иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемых на материальное обеспечение деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников, правила предоставления и распределения которых устанавливаются соответственно актами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (п. 1 ст. 132 БК РФ).

Выводы суда первой инстанции о допущенных министром образования и науки Республики Хакасия ФИО2 нарушениях условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, обоснованы совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Республики Хакасия проведена проверка соблюдения Министерством образования и науки Республики Хакасия (далее – Министерство) требований бюджетного законодательства при реализации национального проекта «Демография».

В ходе проверки установлено, что пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере демографического развития исходить из того, что в 2024 году предписано обеспечить решение определенных задач, в том числе создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

Во исполнение указанной задачи между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия заключено Соглашение от 03.02.2019 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающий при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Соглашение).

Согласно п. 1.2. Соглашения от 03.02.2019 субсидия предоставляется в целях достижения результатов регионального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», подпрограммы 1 «Развитие дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия», утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 556.

Пунктом 4.3.3 Соглашения от 03.02.2019 установлено, что субъект обязуется обеспечивать достижение результатов регионального проекта, установленных в приложении № 1 к Соглашению от 03.02.2019.

В соответствии с п. 6.1.1 Соглашения от 03.02.2019 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и предоставлению отчетности, является Министерство образования и науки Республики Хакасия.

Дополнительными соглашениями от 22.12.2020, от 19.03.2021 в Соглашение от 03.02.2019 вносились изменения.

Приложением № 1 к Дополнительному соглашению от 22.12.2020 установлено, что субъект обязуется к 31.12.2021 создать 1080 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Республики Хакасия для детей в возрасте от полутора до трех лет.

С 2019 года в <адрес> осуществлялось строительство семи детских дошкольных образовательных учреждений: детский сад на 120 мест в <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ; детский сад на 120 мест в <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ; детский сад на 80 мест в <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ; детский сад на 260 мест в <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ; детский сад на 300 мест в <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ; детский сад на 120 мест в <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ; детский сад на 80 мест в <адрес> не введен в эксплуатацию, готовность объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 95 %.

Согласно отчету о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значение показателя «создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях» составило 1028.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

- соглашением о реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет (<адрес>)» на территории Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между первым заместителем министра труда и социальной защиты Российской Федерации и министром образования и науки Республики Хакасия (т. 2 л.д. 60-68);

- соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающий при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (т. 2 л.д. 21-35);

- дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 69-91), в приложении 1 которого установлено, что субъект обязуется к ДД.ММ.ГГГГ создать 1080 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Республики Хакасия для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;

- дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 92-97);

- отчетом о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому плановые значения создания дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составили 1,08 тыс. мест (1080 мест), фактически достигнуто – 1,028 тыс. мест (1028 мест); в обоснование причины отклонения от планового значения указано на недостижение показателя по вводу детского сада в д. <адрес> мощностью 80 мест ввиду снижения в 2021 году ритмичности строительства в связи с удорожанием проведения строительно-монтажных работ из-за повышения стоимости строительных материалов и складывающегося дефицита ряда строительных конструкций, объект запланирован к вводу до ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 103-109);

- отчетом о создании дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (компенсирующие мероприятия) на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в <адрес> создано 648 дополнительных мест для детей (т. 2 л.д. 210-213).

Должностное положение ФИО2 подтверждается распоряжением главы Республики Хакасия – председателя Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ-рк (т. 2 л.д. 14).

Оценив исследованные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, учтя положения ст. 2.4 КоАП РФ, регламентирующей понятие административной ответственности должностных лиц, суд первой инстанции установил, что министром образования и науки ФИО2, осуществляющей на принципах единоначалия руководство деятельностью Министерства, ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению требований бюджетного законодательства и условий Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительных к нему соглашений) о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия. В установленные Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ сроки использования денежных средств Министерством не исполнено условие предоставления из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в части создания к ДД.ММ.ГГГГ 1080 дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции мотивировал свои выводы о том, что у административного органа имелись доказательства и достаточные данные для установления вины ФИО2 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и о законности и обоснованности ее привлечения к административной ответственности. Оснований не согласится с аргументированными выводами суда не имеется.

Доводы, содержащиеся в жалобе, об отсутствии вины ФИО2 во вменяемом ей административном правонарушении, со ссылками на положения законодательства, регламентирующего деятельность органов местного самоуправления, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ссылки на осуществленные Министерством действия в рамках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, идентичны доводам, изложенным в жалобе на постановление органа административной юрисдикции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно признаны несостоятельными.

В соответствии с п. 6.1.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и представлению отчетности является Министерство образования и науки Республики Хакасия.

Пунктом 6 Положения о Министерстве образования и науки Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Министерство возглавляет министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции верно установлено, что ФИО2, замещая должность министра образования и науки Республики Хакасия, несет ответственность за исполнение и координацию исполнения условий Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, а также за достижение результативности использования средств субсидии из федерального бюджета по созданию 1080 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет к ДД.ММ.ГГГГ.

При этом ссылки ФИО2 на техническую описку в предоставленном отчете о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на ДД.ММ.ГГГГ, а также на фактические данные достижения результатов регионального проекта с учетом компенсирующих мест, опровергаются материалами дела. Так, согласно указанному отчету плановые значения создания дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составили 1080 мест, фактически достигнуто –1028 мест. Согласно письму министра образования ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, последняя обратилась с просьбой к министру просвещения Российской Федерации о внесении корректировки в отчет о достижении значений результатов использования субсидии со ссылкой на количество мест для детей во введенном в эксплуатацию детском саду в <адрес> - 120, вместо указанных в отчете – 60 (т. 2 л.д. 170-171). Однако это утверждение противоречит фактическим обстоятельствам дела. Из представленного ФИО1 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию следует, что детский сад на 120 мест по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, то есть после отчетной даты, по состоянию на которую был предоставлен отчет о достижении значений результатов использования субсидии. Более того, из отчета о создании дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (компенсирующие мероприятия) на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что в <адрес> создано лишь 648 дополнительных мест для детей. Из материалов дела следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ введены в эксплуатацию детские сады: на 120 мест в <адрес> (для детей от 1,5 до 3 лет – 60 мест); на 120 мест в <адрес> (для детей от 1,5 до 3 лет – 60 мест мест); на 80 мест в <адрес> (для детей от 1,5 до 3 лет – 40 мест); на 260 мест в <адрес> для детей от 1,5 до 3 лет – 80 мест), всего – 580 мест (для детей от 1,5 до 3 лет – 240). Таким образом, с учетом мест, созданных в ходе компенсирующих мероприятий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> создано всего 888 дополнительных мест для детей (648 + 240). Иные детские сады (в <адрес> и в <адрес>) введены в эксплуатацию после отчетной даты и значения для правовой оценки деяния не имеют, поскольку условия Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выполнены.

Приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта, что само по себе не свидетельствует о допущенных в ходе производства по делу существенных нарушениях процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.

Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения ст. 2.9 КоАП РФ об освобождении от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, не усматривается. Не являются такими обстоятельствами и ссылки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19, недобросовестные действия подрядных организаций, ценообразование на строительные материалы и оборудование. С учетом того, что допущенное правонарушение создает реальную угрозу охраняемым общественным отношениям в области финансово-бюджетного регулирования, создает предпосылки для дезорганизации функционирования бюджетной системы, нарушению финансовой дисциплины, судом первой инстанции обосновано не усмотрено оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.

В данном случае прекращение производства по делу ввиду малозначительности содеянного не будет отвечать целям административного наказания и не обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Совокупности обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, также в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Рассмотрение дела судом произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, какого-либо ограничения прав ФИО2 не допущено. Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 сентября 2022 года по настоящему делу в отношении министра образования и науки Республики Хакасия ФИО2 оставить без изменения, ее жалобу - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай