ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-23/2022 от 13.01.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Михалкина В.А. Дело № 7р-23/2022

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 13 января 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шатрова Ю. В. на постановление исполняющего обязанности начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского Управления Ростехнадзора Ведерникова А.В. от 15 июля 2021 года <№> и решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18 ноября
2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ранее занимавшего должность директора муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Шатрова Ю. В., <дата> рождения, уроженца <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, сведения о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений отсутствуют,

УСТАНОВИЛ:

постановлением исполняющего обязанности начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского Управления Ростехнадзора Ведерникова А.В. от 15 июля 2021 года <№> Шатров Ю.В., являвшийся до 29 апреля 2021 года директором муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее – МУП «Водоканал»), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Решением судьи Горномарийского районного суда Республики
Марий Эл от 18 ноября 2021 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба
Шатрова Ю.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Шатров Ю.В. просит вынесенные в отношении него акты отменить, ссылаясь на отсутствие его вины в совершении административного правонарушения, поскольку им направлялись обращения в адрес администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» и Собрания депутатов муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» по вопросу одобрения обращения за предоставлением независимой банковской гарантии и рассмотрения вопроса о предоставлении муниципальной гарантии. В удовлетворении обращений было отказано, что свидетельствует о том, что им как директором МУП «Водоканал» были предприняты все зависящие от него меры для предоставления обеспечения исполнения обязательств. Кроме того, указывает, что не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Шатров Ю.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с чем на основании положений части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав защитника Шатрова Ю.В. Малышева С.И., поддержавшего доводы жалобы, представителя Приволжского управления Ростехнадзора Ведерникова А.В., просившего в удовлетворении жалобы отказать, изучив жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении, дела по жалобе, прихожу к следующему.

Статьей 14.61 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе должностных лиц за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по ее оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

Порядок предоставления энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и потребителями электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии установлен Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Правила № 861).

В соответствии с пунктом 67 Правил № 861 потребители услуг по передаче электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года
№ 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», обязаны предоставить сетевой организации обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, если соответствующий потребитель услуг по передаче электрической энергии не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате услуг по передаче электрической энергии и это привело к образованию задолженности перед сетевой организацией по оплате услуг по передаче электрической энергии в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии или превышающем такой двойной размер.

При определении соответствия потребителя услуг по передаче электрической энергии (за исключением гарантирующего поставщика) критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед сетевой организацией по оплате услуг по передаче электрической энергии, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем услуг.

Согласно пункту 68 Правил № 861 сетевая организация определяет потребителя услуг по передаче электрической энергии, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 67 настоящих Правил критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.

Указанное уведомление направляется в срок, не превышающий
6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой потребитель услуг по передаче электрической энергии обязан предоставить сетевой организации обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии и должно содержать размер задолженности потребителя услуг по передаче электрической энергии, послуживший основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, расчет указанного размера задолженности и среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате услуг по передаче электрической энергии; величина обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, подлежащего предоставлению потребителем услуг по передаче электрической энергии сетевой организации; срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии; срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.

В силу пункта 72 Правил № 861 обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии предоставляется потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 67 настоящих Правил критерию и определен сетевой организацией, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия). Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых по договорам оказания данных услуг.По согласованию с сетевой организацией потребителем услуг по передаче электрической энергии может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии не требуется, если до истечения срока предоставления такого обеспечения, предусмотренного уведомлением, обязательства по оплате услуг по передаче электрической энергии, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя услуг по передаче электрической энергии обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.

Как следует из материалов дела, между публичным акционерным обществом «МРСК Центра и Приволжья» (далее – ПАО «МРСК Центра и Приволжья») и муниципальным унитарным предприятием «Вода» муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», впоследствии реорганизованным путем слияния с МУП «Водоканал», заключены договоры оказания услуг по передаче электрической энергии
от <дата><№> и от <дата><№>. Также между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и МУП «Водоканал» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии
от <дата><№>.

Согласно пункту 2.1. указанных договоров Сетевая организация (Исполнитель) обязуется оказывать Потребителю (Заказчику) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Сетевой организации (Исполнителю) на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, ТСО, ИВЭС, бесхозяйных объектов, а Потребитель (Заказчик) обязуется оплачивать услуги Сетевой организации (Исполнителя) в порядке и сроки, установленные настоящим договором.

МУП «Водоканал», являясь потребителем услуг по передаче электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, допустило образование задолженности по оплате оказанных ПАО «МРСК Центра и Приволжья» услуг, которая по состоянию на 26 ноября 2020 года составила 13 969 118,27 рублей с НДС, что превышает двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате услуг.

3 декабря 2020 года ПАО «МРСК Центра и Приволжья» направило в адрес МУП «Водоканал» уведомление от 26 ноября 2020 года
<№> о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии в срок до 28 февраля 2021 года. Уведомление получено 7 декабря 2020 года.

Однако, в установленный срок обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии представлено не было, задолженность не погашена.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Шатрова Ю.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу о прекращении трудового договора от
29 апреля 2021 года <№> директором МУП «Водоканал» до
29 апреля 2021 года являлся Шатров Ю.В.

Вина Шатрова Ю.В. в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 31 мая 2021 года <№>, копией приказа о прекращении трудового договора от 29 апреля 2021 года <№>, копией уведомления от 26 ноября 2020 года <№>, копией расчета размера задолженности, копией договора от <дата><№>, копией договора от <дата><№>, копией договора от <дата><№>, подписанными со стороны потребителя Шатровым Ю.В., копиями актов об оказании услуг по передаче электрической энергии, также подписанными со стороны потребителя Шатровым Ю.В., копиями актов сверки взаимных расчетов, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах должностное лицо и судья районного суда, оценив представленные в материалы дела доказательства полно, объективно и всесторонне, пришли к верному выводу о виновности Шатрова Ю.В., являвшегося до 29 апреля 2021 года директором МУП «Водоканал», в совершении административного правонарушения, предусмотренного
статьей 14.61 КоАП РФ.

Довод Шатрова Ю.В. о том, что в его действиях отсутствует вина во вменяемом ему административном правонарушении, поскольку им принимались меры, направленные на соблюдение вышеприведенных норм законодательства, подлежит отклонению.

Представленные Шатровым Ю.В. документы, подтверждающие факт обращения в администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» и Собрание депутатов муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» по вопросу одобрения обращения за предоставлением независимой банковской гарантии и рассмотрения вопроса о предоставлении муниципальной гарантии, безусловно не свидетельствуют, что Шатровым Ю.В., как должностным лицом, предприняты все исчерпывающие и своевременные меры, предусмотренные законом и направленные на предоставление обеспечения исполнения обязательств поставщику электрической энергии, на оплату задолженности и предупреждения совершения административного правонарушения.

Доводы о ненадлежащем извещении должностным лицом о времени и месте составления протокола, отложении рассмотрения дела об административном правонарушении несостоятельны, поскольку опровергаются имеющимися материалами.

Так, согласно кассовому чеку от 19 апреля 2021 года уведомление административного органа о необходимости явиться 31 мая 2021 года для составления протокола об административном правонарушении
19 апреля 2021 года направлено Шатрову Ю.В. посредством почтовой связи по адресу его регистрации и согласно отчету об отслеживании отправления получено адресатом 23 апреля 2021 года.

Протокол об административном правонарушении от 31 мая 2021 года <№> и определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 11 июня 2021 года направлены Шатрову Ю.В. по адресу его регистрации 1 июня 2021 года. В связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении Шатрова Ю.В. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, его рассмотрение было отложено на 15 июля 2021 года, соответствующее определение направлено Шатрову Ю.В. по адресу регистрации и получено им 15 июня 2021 года.

Постановление о привлечении Шатрова Ю.В. к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Шатрову Ю.В. в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 14.61 КоАП РФ.

Учитывая, что к административной ответственности Шатров Ю.В. привлечен, как должностное лицо, то оснований для снижения назначенного наказания по правилам статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.

Допущенное Шатровым Ю.В. нарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям и по этой причине не может быть признано малозначительным.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление исполняющего обязанности начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского Управления Ростехнадзора Ведерникова А.В. от 15 июля 2021 года <№> и решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от
18 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шатрова Ю. В. оставить без изменения, жалобу Шатрова Ю.В. – без удовлетворения.

Судья И.Н. Смышляева

Решение16.02.2022