ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-246/2021 от 28.07.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Зарубин А.В.

Дело № 7р-246/2021

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Майнагашевой С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании протест Абаканского транспортного прокурора на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 27 мая 2021 года, которым отменено постановление старшего государственного инспектора труда № 19/4-68-21-ППР/12-635-И/65-20 от 30 марта 2021 года о привлечении начальника эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II структурного подразделения Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Огласив жалобу, заслушав прокурора Костенко А.А., поддержавшую протест, ФИО1, защитника Мурзина П.И., возражавших против удовлетворения протеста, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора труда от 30 марта 2021 года начальник эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II структурного подразделения Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 27 мая 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с решением суда, Абаканский транспортный прокурор обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с протестом, в котором просит решение суда отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. Приводит фактические обстоятельства дела и указывает на то, что судом первой инстанции не произведена надлежащая оценка доказательств, которыми установлено неисполнение работодателем предусмотренной ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ обязанности работодателя ознакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Положениями ст. 30.6 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, которым, в частности, на суд возлагается обязанность проверить на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления. По смыслу указанной нормы по объему и пределам судебного разбирательства порядок пересмотра постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки и правовой и фактической стороны дела.

Исходя из требований ст. 1.6, 29.10, 30.7 КоАП РФ, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление делу об административном правонарушении решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

При рассмотрении данного дела судом вышеприведенные требования закона не соблюдены, решение суда не отвечает требованиям законности и обоснованности.

В силу ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, объективной стороной состава административного правонарушения, за совершение которого ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, являлось нарушение требований ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 196 Трудового кодекса РФ, что выразилось в том, что работодатель не ознакомил работника ФИО2 с приказами № Крас ТЧЭ-7-716 от 19.02.2021 «О направлении на курсы целевого назначения» с 24.02.2021 по 26.02.2021 в Красноярский учебный центр профессиональных квалификации и № 117-кком «О направлении работника на обучение» машиниста тепловоза локомотивных бригад оборотного депо Кошурниково ФИО2 в период с 24.02.2021 по 26.02.2021 с целью повышения квалификации в г. Абакан в Абаканское подразделение Красноярского учебного центра профессиональных квалификаций и соответственно, не создал необходимые условия для обучения машиниста тепловоза локомотивных бригад оборотного депо Кошурниково ФИО2 в период с 24 по 26 февраля 2021 г. с целью повышения квалификации в Абаканском подразделении Красноярского учебного центра профессиональных квалификаций.

Данное событие административного правонарушения было выявлено при проведении старшим помощником Абаканского транспортного прокурора на основании решения транспортного прокурора от 03.03.2021 проверки по жалобе ФИО2 по поводу нарушения его трудовых прав. В ходе прокурорской проверки установлено, что в соответствии с приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II от 20.02.2021 № 117-кком «О направлении работника на обучение», машинист тепловоза (хозяйственное движение) Локомотивных бригад Оборотного депо Кошурниково ФИО2 в период с 24.02.2021 по 26.02.2021 с целью повышения квалификации направлен на обучение в г. Абакан в Абаканское подразделение Красноярского учебного центра профессиональных квалификаций (л.д. 26). Данный приказ издан на основании приказа начальника эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II от 19.02.2021 № КРАС ТЧЭ-7-716 «О направлении на курсы целевого назначения», в соответствии с п. 1 которого инженеру по подготовке кадров ФИО3 с 24.02.2021 по 26.02.2021 надлежало организовать дистанционное обучение с отвлечением от работы на курсах повышения квалификации по программе «Управление локомотивов и действия в аварийных и нестандартных ситуациях» согласно списку работников, где под номером 15 указан ФИО2 Приказом № 90 от 24.02.2021 ФИО2 зачислен в учебную группу (л.д. 27). В нарушение требований абз. 9 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ ФИО2 с данными приказами не ознакомлен. В обращении в транспортную прокуратуру ФИО2 указал на отсутствие у него технической возможности пройти обучение дистанционно (отсутствие компьютерной техники и подключения к сети Интернет). Кроме того, приказ о направлении машиниста тепловоза (хозяйственное движение) Локомотивных бригад Оборотного депо Кошурниково ФИО2 на обучение с 24.02.2021 по 26.02.2021 издан 20.02.2021 – в день, предшествующий дню начала обучения, в связи с чем, ФИО2 не организовал свое рабочее место и доступ к системе дистанционного обучения по месту жительства в п. Кошурниково. Приказом № 93 от 25.02.2021 ФИО2 отчислен из группы обучения как самостоятельно оставивший обучение (л.д. 34).

Суд первой инстанции, рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу. Обосновывая свои выводы об отмене постановления административного органа о привлечении ФИО1 к административной ответственности, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 1.5, 2.4 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что представленные административным органом доказательства не позволяют сделать вывод о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Между тем, данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан без учета следующих требований закона.

Согласно требованиям абз. 10 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Частью 5 ст. 196 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно п. 10 Положения об организации профессионального обучения в ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 17.04.2013 N 907р, ответственность за планирование, организацию и качество профессионального обучения рабочих и служащих возлагается на заместителей руководителей по кадрам и социальным вопросам структурных подразделений, за развитие и совершенствование материально-технической и учебно-лабораторной базы учебных центров - на главных инженеров структурных подразделений.

В соответствии с п. 42 Положения об организации профессионального обучения в ОАО "РЖД" направление работника структурного подразделения в образовательные организации и учебные центры на профессиональное обучение по программам повышения квалификации с отрывом от работы осуществляется с обязательным оформлением приказа (распоряжения) и дополнительного соглашения к трудовому договору. При этом за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Работникам, направляемым на профессиональное обучение по программам повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки (п. 43 Положения об организации профессионального обучения в ОАО "РЖД").

Административным органом в обоснование допущенных нарушений требований законодательства, выразившихся в неознакомлении работника ФИО2 с приказами № Крас ТЧЭ-7-716 от 19.02.2021 «О направлении на курсы целевого назначения» с 24.02.2021 по 26.02.2021 в Красноярский учебный центр профессиональных квалификации и № 117-кком «О направлении работника на обучение» в период с 24.02.2021 по 26.02.2021 с целью повышения квалификации в г. Абакан в Абаканское подразделение Красноярского учебного центра профессиональных квалификаций, и в отсутствии необходимых условий для обучения машиниста тепловоза локомотивных бригад оборотного депо Кошурниково ФИО2 в период с 24 по 26 февраля 2021 г. с целью повышения квалификации в Абаканском подразделении Красноярского учебного центра профессиональных квалификаций, предоставлены, в том числе следующие доказательства:

- приказ № Крас ТЧЭ-7-716 от 19.02.2021 «О направлении на курсы целевого назначения» с 24.02.2021 по 26.02.2021, подписанный ФИО1, в п. 2 которого указано о необходимости установить направляемым на обучение работникам программы, иметь возможность подключения к сети интернет, видео звонкам, в списке работников под № 15 указан ФИО2 (л.д. 87-90), приказ № 117-кком от 20.02.2021 «о направлении работника на обучение» машиниста тепловоза (хозяйственное движение) локомотивных бригад Оборотного депо Кошурниково ФИО2 в период с 24.02.2021 по 26.02.2021, с которым ФИО2 не ознакомлен (л.д. 81, 92),

-жалоба ФИО2 о том, что с приказами о прохождении обучения он ознакомлен не был, об отсутствии условий для обучения (л.д. 25),

- распоряжение об утверждении графика учебного процесса (л.д.28),

- график выходных дней локомотивных бригад хозяйственного значения, отражающий дни отпуска ФИО2 с 15.02.2021 до 28.02. 2021(л.д.36).

В то же время, в нарушение приведенных положений ст. 30.6 КоАП РФ, эти доказательства оценки суда не получили и решение суда не содержит мотивов, по которым приведенные доказательства признаны недопустимыми, либо содержащиеся в них сведения расценены как недостоверные. Решение суда помимо ссылки на отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, не содержит мотивированных выводов о том, по каким основаниям эти доказательства были отвергнуты и аргументации отсутствия достаточности доказательств для разрешения дела.

При таких обстоятельствах, надлежащее исследование доказательств и их оценка судом первой инстанции не произведена, что свидетельствует о допущенных судом нарушениях требований ст. 26.11 КоАП РФ, регламентирующей правила оценки доказательств и положений ст. 29.10, ст. 30.6 КоАП РФ, обязывающей мотивировать решение по делу. Такое разрешение жалоб на постановление (решение) по делу об административном правонарушении не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Допущенные судом нарушения при рассмотрении дела, суд 2-ой инстанции расценивает как существенные, поскольку они не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 27 мая 2021 года в отношении начальника эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II ФИО1 не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел не истек, изложенное в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения суда и возвращение дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 27 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении начальника эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II структурного подразделения Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Абаканский городской суд Республики Хакасия.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай