ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-256 от 30.06.2021 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-256

РЕШЕНИЕ

30 июня 2021 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 15 апреля 2021 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № 24-39-22/46 от 28 декабря 2020 года заместитель начальника финансово-экономического отдела – главный бухгалтер федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области» (далее – ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 15 апреля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

ФИО1 в жалобе просит отменить состоявшиеся по делу акты и производство прекратить, ссылаясь на невиновность в инкриминированном правонарушении и неверную юридическую оценку ее действий.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, заслушав ФИО1 и ее защитника Вьюнова П.В., поддержавших жалобу, прихожу к следующему.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).

Как усматривается из материалов дела, должностными лицами контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на основании приказа УФК от 8 сентября 2020 года в соответствии с плавном контрольных мероприятий на 2020 год и заданием Федерального казначейства от 17 января 2020 года проведена камеральная проверка ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области» использования средств федерального бюджета в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

В результате проверки выявлены нарушения статей 162, 264.1 Бюджетного кодекса РФ, статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н, пунктов 16 и 18 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н, выразившиеся в искажение бухгалтерской отчетности, связанное с:

- занижением в строке 080 Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2019 года и Сведениях о движении нефинансовых активов на 1 января 2019 года (форма по ОКУД 0503168) по состоянию на конец 2018 года стоимости материальных запасов на сумму 1 755 279, 92 рубля;

- не отражением в строке 410 Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2019 года (форма по ОКУД 0503130) и Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности на ту же дату (форма по ОКУД 0503169) кредиторской задолженности на сумму 1 755 279, 92 рубля.

В проверяемый период должность заместителя начальника финансово-экономического отдела – главного бухгалтера ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области» занимала ФИО1 в соответствии с приказом по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ л/с.

Выявленные в рамках камеральной проверки нарушения послужили основанием для составления 18 декабря 2020 года протокола об административном правонарушении и вынесении 28 декабря 2020 года заместителем руководителя УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу постановления о привлечении ответственного должностного лица ФИО1 к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).

Признавая постановление должностного лица о назначении административного наказания законным и обоснованным, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины ФИО1 в инкриминированном правонарушении.

Поводов не согласиться с таким решением судьи, нет.

Выводы административного органа и суда первой инстанции подтверждаются собранными по делу доказательствами, подробно приведенными в постановлении должностного лица и в судебном решении, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, соответствующую установленным по делу фактическим обстоятельствам и требованиям закона.

По материалам дела установлено, что 20 декабря 2018 года ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области» (Заказчик) с целью выполнения государственного оборонного заказа на 2019 год заключен государственный контракт на поставку моторных топлив для обеспечения государственных нужд с ООО «<данные изъяты>» (Поставщик).

Цена контракта 2 429 290 рублей (пункт 5.1).

Срок действия контракта с момента его подписания сторонами по 31 декабря 2018 года включительно, в части расчетов – до полного выполнения сторонами принятых на себя обязательств (пункт 11.1).

В соответствии с пунктами 1.2, 1.4, 3.3 и 3.4 контракта поставка товара осуществляется путем их отпуска на ТО (точках обслуживания) при предъявлении карты с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года, получение Заказчиком товара подтверждает терминальный чек, который выдается при получении товара на ТО, право собственности на товары, поставляемые по контракту, переходит к Заказчику в момент их фактического получения.

Дополнительным соглашением от 21 февраля 2019 года контракт расторгнут по обоюдному согласию сторон на сумму 680 491, 32 рубля, считается исполненным на сумму 1 755 380, 32 рубля.

В рамках данного контракта моторное топливо (бензин, дизтопливо) было поставлено Заказчику по товарной накладной от 31 декабря 2018 года на общую сумму 1 755 279,92 рубля, в соответствии с которой дата отпуска груза Поставщиком 31 декабря 2018 года, дата подписания Заказчиком - 15 января 2019 года.

В связи с несоответствием поставленного товара условиям контракта в указанную товарную накладную 17 января 2019 года внесены исправления (разница 100,40 рублей), общая сумма составила 1 755 380,32 рубля.

24 января 2019 года по результатам приемки товара комиссией ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области» составлен акт.

Согласно данных Журналов операций расчетов с поставщиками и подрядчиками за 2018 и 2019 годы оприходование материальных запасов по товарной накладной от 31 декабря 2018 года на общую сумму 1 755 380,32 рубля произведено 24 января 2019 года.

В соответствии с условиями пункта 4.1.7 контракта между сторонами составлены акты сверки расчетов за период с 1 января 2018 года по 28 февраля 2019 года и с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года, в которых отражена числящаяся за ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области» кредиторская задолженность в сумме 1 755 279,92 рубля по состоянию на 1 января 2019 года.

Бюджетная отчетность ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области» за 2018 года направлена в адрес УМВД России по Архангельской области 17 января 2019 года, исполнителем отчетности являлась главный бухгалтер ФИО1

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Порядок и формы ведения бухгалтерской документации определены статьей 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Статьей 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ установлены общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее по тексту - Инструкция N 157н).

В соответствии с абзацем пятым пункта 3 Инструкции N 157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.

На основании пункта 11 Инструкции N 157н регистры бухгалтерского учета, составляются по унифицированным формам, установленным в рамках бюджетного законодательства.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту - Инструкция 191н).

Должностное лицо и судья районного суда, анализируя вышеприведенное законодательство и представленные материалы пришли к правильному выводу об искажении бухгалтерской отчетности, связанной с занижением на 1 755 279,92 рубля стоимости материальных запасов на конец 2018 года, и, как следствие, не отражением кредиторской задолженности юридического лица в указанном размере по состоянию на 1 января 2019 года в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета и Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженностях, что привело итоговому предоставлению в Министерство внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области заведомо недостоверной информации, используемой последним для составления сводной бюджетной отчетности.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из предоставленных для реализации вмененных обязанностей полномочий ФИО1, последняя обязана была обеспечить надлежащее ведение бюджетного учета и представление достоверной бюджетной отчетности.

Вместе с тем, ФИО1, принимая бюджетное обязательство по государственному контракту от 20 декабря 2018 года, зная условия его обеспечения и сроки исполнения, в нарушение статей 162, 264.1 Бюджетного кодекса РФ, статьи 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», пункта 11 Инструкции N 157н, пунктов 16 и 18 Инструкции N 191н несвоевременно поставила на учет материальные запасы (бензин, дизтопливо) на общую сумму 1 755 279,92 рубля, не отразила в бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января 2019 года кредиторскую задолженность в указанном размере, что повлекло искажение годовой бухгалтерской отчетности, выразившееся в занижении значения строки 080 Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджет и Сведений движения нефинансовых активов на сумму 1 755 279,92 рубля и не отражение в строке 410 Баланса и в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности на указанную сумму.

С доводами заявителя об отсутствии умысла на искажение бухгалтерской отчётности согласиться нельзя. Указанные доводы были предметом рассмотрения административного органа, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в постановлении о назначении административного наказания.

Источником финансирования по государственному контракту от 20 декабря 2018 года являлись средства федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа на 2019 год (пункт 5.3 контракта).

В соответствии с главой II приказа Минфина России от 30 декабря 2015 года N 221н «О порядке учета территориальным органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств финансового бюджета» сведения о бюджетном обязательстве по названному государственному контракту сформированы и направлены в орган федерального казначейства (сведения от 20 декабря 2018 года) и тем же числом отражены в бюджетном учете финансово-экономического отдела ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области».

По условиям названного государственного контракта отпуск товара осуществлялся в период с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года, право собственности на товар переходило к Заказчику в момент его фактического получения на точках обслуживания, то есть в этот период времени имели место факты хозяйственной жизни Учреждения, приведшие к возникновению соответствующих обязательств, которые подлежали отражению в бюджетной отчетности за 2018 год, о чем ответственное должностное лицо ФИО1 была осведомлена.

На это указывают не только условия государственного контракта от 20 декабря 2018 года, но и сведения, содержащиеся в путевых листах за период с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года, в товарной накладной от 31 декабря 2018 года и в актах сверки расчетов между сторонами контракта.

Однако указанные факты хозяйственной жизни ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области» не нашли своего отражения в бухгалтерской отчетности за 2018 год.

Кроме того, что в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики (пункт 7 Инструкции N 191н). Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской отчетности (пункт 83 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года N 256н).

Согласно объяснениям ФИО1 в областном суде, инвентаризация активов и обязательств проводилась в Учреждении в соответствии с приказом по состоянию на 1 октября 2018 года, на день составления годовой бюджетной отчетности за 2018 год и до дня ее сдачи 17 января 2019 года такая инвентаризация не проводилась.

Вместе с тем, государственный контракт был заключен 20 декабря 2018 года, в рамках которого ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области» приобретены материальные запасы (моторное топливо) и повлекло возникновение кредиторской задолженности Учреждения по состоянию на 1 января 2019 года, то есть за отчетный период 2018 года.

Изложенное свидетельствует о том, что ответственным должностным лицом ФИО1 при составлении годовой бюджетной отчетности за 2018 год не были приняты все зависящие от нее меры с целью внесения в такую отчетность полных сведений, дающих достоверное представление о финансовом положении юридического лица, при отсутствии к тому объективных препятствий.

С доводами защитника Вьюнова П.В. о том, что факты хозяйственной жизни юридического лица определяются датой поступления первичных документов в финансово-экономический отдел Учреждения и с этого момента подлежат отражению в бухгалтерской отчетности соответствующего отчетного периода, согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно статье 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Фактом хозяйственной жизни являются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (статья 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

С учетом изложенного сделкой является событие, порождающее гражданско-правовые отношения, все дальнейшие этапы которой по существу являются фактами хозяйственной жизни.

В соответствии с пунктом 16 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора N 256н объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Таким образом, событие или операция, которое оказывает или способно оказать влияние на финансово-экономическое положение субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (факт хозяйственной жизни), подлежит отражению в регистрах бухгалтерского учета тогда, когда имело место быть. Поступление после отчетной даты первичных учетных документов по уже возникшим в отчетном периоде фактам хозяйственной жизни не является событием после отчетной даты. Факты хозяйственной жизни признают в бухгалтерском учете в момент их возникновения.

В данном случае получение товара (бензина, дизтоплива) Заказчиком в рамках подписанного сторонами государственного контракта от 20 декабря 2018 года является юридическим событием, с момента которого возникает факт хозяйственной жизни, подлежащий отражению в регистрах бухгалтерского учета в тот период, когда был принят товар – с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года.

То обстоятельство, что товарная накладная от 31 декабря 2018 года подписана Заказчиком 15 января 2019 года, а акт приемки товара составлен комиссией Заказчика 24 января 2019 года, не свидетельствует об отсутствии у юридического лица кредиторской задолженности перед Поставщиком (ООО «<данные изъяты>») на 1 января 2019 года, поскольку отпуск товара по государственному контракту от 20 декабря 2018 года был осуществлен Поставщиком в период с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года, что не оспаривается в жалобе и подтверждается и актами сверки взаимных расчетов между ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области» и ООО «<данные изъяты>».

Следует отметить, что пункт 10 Инструкции N 191н предусматривает возможность внесения учреждениями изменений в ранее принятую бюджетную отчетность по согласованию с соответствующим пользователем бюджетной отчетности (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).

Материалы не подтверждают внесения таких изменений в бюджетную отчетность ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Архангельской области» после передачи в финансово-экономический отдел первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета (товарной накладной (исправленной), акта приемки товара).

На ФИО1 в силу занимаемой ею должности нормами Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» возложена обязанность по представлению достоверной бухгалтерской отчетности, однако, она, вступая в регулируемые бюджетным законодательством правоотношения и указав в годовом бухгалтерском отчете недостоверные сведения, не обеспечила исполнение своих обязанностей, не проявив должную степень заботливости и осмотрительности, и не предприняла всех мер для соблюдения требований бюджетного законодательства. Подписывая и подавая годовую бухгалтерскую отчетность, содержащую заведомо недостоверные сведения, ФИО1 не могла не осознавать противоправность своих действий, что указывает на наличие умысла на совершение заявителем действий, направленных на представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности, необходимой для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Оснований для переквалификации действий ФИО1 на статью 15.11 КоАП РФ, как об этом поставлен вопрос в жалобе, не имеется, поскольку объектом данного правонарушения являются правила ведения бухгалтерского учета, образующих учетную политику организации. В то время как объектом статьи 15.15.6 КоАП РФ выступают бюджетные правоотношения, связанные с нарушением надлежащего правопорядка в области бюджетной отчетности.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей назначено в минимальном размере санкции приведенной нормы.

Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, препятствующих рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы по делу нижестоящей судебной инстанций не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Я.С. Рохина