ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-259 от 12.04.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу главы муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Рудакова В.С. на решение судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 9 марта 2022 года,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 января 2022 года администрация муниципального образования (далее – МО) «Красноборский муниципальный район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 9 марта 2022 года вышеуказанное постановление изменено со снижением назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

В поданной жалобе глава администрации МО «Красноборский муниципальный район» Рудаков В.С. просит состоявшиеся акты отменить, считая их незаконными.

Защитник администрации МО «Красноборский муниципальный район» Торопова Е.Ф. в Архангельском областном суде доводы жалобы поддержала.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ) предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (часть 1).

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2).

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи к нормативам качества окружающей среды относятся, в том числе нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций.

По настоящему делу установлено, что на территории МО «Алексеевское» Красноборского района в с.Красноборск Архангельской области имеются канализационные очистные сооружения.

В связи с передачей полномочий по водоснабжению и водоотведению органам местного самоуправления в соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от 26 августа 2020 года №339-рп на основании акта приема-передачи от 2 сентября 2020 года администрация МО «Алексеевское» передала в собственность МО «Красноборский муниципальный район» имущество, в том числе водопроводы д.Фроловская и п.Комсомольский, скважины, станции водоочистки, колодцы, канализационные сети с.Красноборск и д.Фроловская, очистные сооружения (здание аэротенков в с.Красноборск, ул.Гагарина, д.8 «а», насосная станция в с.Красноборск, ул.Гагарина, д.8 «а», стр.1).

На основании распоряжения главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 6 апреля 2020 года № 88-р с изменениями от 30 декабря 2020 года № 357-р «Об определении организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории МО «Алексеевское» до 9 ноября 2021 года ООО «*****» (с учетом договора безвозмездного пользования муниципального имущества от 20 сентября 2021 года и соглашения о его расторжении) являлось организацией, осуществляющей обеспечение населения водоснабжением и водоотведением на территории МО «Алексеевское», которому Агентством по тарифам и ценам Архангельской области утверждены тарифы на услуги водоотведения на территории МО «Алексеевское» до 2022 года (постановление от 26 сентября 2019 года № 55-в/6). В приложении 2 к данному постановлению отмечено, что весь объем принимаемых сточных вод от абонентов (11,585 тыс.м куб./год) поступает на очистные сооружения предприятия.

30 марта 2021 года в адрес ООО «*****» должностным лицом Северного межрегионального управления Росприроднадзора вынесено предписание, согласно которому на названное юридическое лицо в срок до 1 ноября 2021 года возложена обязанность устранить нарушение в части сброса сточных вод в водный объект (ручей Безымянный и далее в реку Нечмеж – приток реки Северная Двина) после канализационных очистных сооружений с.Красноборск с превышением установленных нормативов на уровне предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов.

В связи с проверкой исполнения вышеуказанного предписания на основании решения руководителя Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 1 ноября 2021 года принято решение № 01-05/193-ра о проведении в отношении ООО «*****» внеплановой выездной проверки в период с 10 ноября по 23 ноября 2021 года.

По результатам данной проверки 23 ноября 2021 года составлен соответствующий акт.

В ходе проведения проверки установлено, что аэротенки расположены в кирпичном здании, сточные воды поступают на канализационные очистные сооружения, наблюдается бурление воды в одном месте аэротенка. Аэротенк забит осадком, ощущается резкий хозфекальный запах, цвет стоков светло-серый ближе к черному. Далее стоки поступают в отстойник, расположенный вблизи здания аэротенков, а затем в ручей Безымянный через контактный резервуар. На улице находится старый разрушенный аэротенк. Постоянный обслуживающий персонал на канализационных очистных сооружениях отсутствует, они расположены в жилой застройке с.Красноборск. Ограждение на канализационных очистных сооружениях отсутствует, имеется самовольная постройка на берегу ручья, санитарно-защитная зона не выдержана. Выпуск сточных вод в ручей находится примерно на расстоянии 20 метров от здания аэротенков.

При осмотре 10 ноября 2021 года произведен контрольный отбор проб сточных вод, поступающих в ручей, с привлечением аккредитованной лаборатории «ЦЛАТИ по Архангельской области».

По результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ, характерных для хозбытовых сточных вод, что свидетельствует об отсутствии очистки стоков на канализационных очистных сооружениях с.Красноборск. Кроме того, установлено, что сброс сточных вод в водный объект с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов может повлечь загрязнение водного объекта (экспертное заключение «ЦЛАТИ по Архангельской области от 22 ноября 2021 года №75-Э/21).

9 ноября 2021 года с заключенный с ООО «*****» договор безвозмездного пользования муниципального имущества от 20 сентября 2021 года № 1 расторгнут.

Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и привлечения ее 11 января 2022 года к административной ответственности за совершение данного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Администрация МО «Красноборский муниципальный район», имея возможность для соблюдения законодательства по охране окружающей среды и водных объектов, не приняло все зависящие от неё меры по их соблюдению.

Таким образом, администрации МО «Красноборский муниципальный район» обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Доводы жалобы о нарушении должностными лицами Северного межрегионального управления Росприроднадзора требований Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» отклоняются.

Вопреки утверждению подателя жалобы, внеплановая выездная проверка проводилась не в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район», а в отношении ООО «*****» на предмет исполнения названным юридическим лицом предписания, согласно которому на него в срок до 1 ноября 2021 года возложена обязанность устранить нарушение в части сброса сточных вод в водный объект (ручей Безымянный и далее в реку Нечмеж – приток реки Северная Двина) после канализационных очистных сооружений с.Красноборск с превышением установленных нормативов на уровне предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов, поскольку до 9 ноября 2021 года именно ООО «*****» являлось организацией, осуществляющей обслуживание объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе в с.Красноборск.

В результате указанной проверки, проводившейся в период с 10 ноября по 23 ноября 2021 года должностными лицами Росприроднадзора, выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно сброс сточных вод в водный объект с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов, что может повлечь загрязнение водного объекта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В рассматриваемом случае правонарушение выявлено при непосредственном обнаружении должностным лицом административного органа, полномочным составлять протоколы по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район» и было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

КоАП РФ не содержит ограничений по установлению обстоятельств, имеющих значение для дела, определенными доказательствами.

Более того, нарушения выявлены 10 ноября 2021 года во время осмотра канализационных очистных сооружений в с.Красноборск, а не, как утверждает податель жалобы, 30 марта 2021 года (дата вынесения в отношении ООО «*****» предписания). По результатам осмотра составлен соответствующий протокол.

Доводы жалобы о том, что администрация МО «Красноборский муниципальный район» не является субъектом административного правонарушения, несостоятельны.

Субъектом данного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица, допустившие нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, а не только лица, в обязанности которых входит организация водоснабжения и водоотведения и мероприятий по охране окружающей среды.

В данном случае такое нарушение допущено администрацией МО «Красноборский муниципальный район».

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района наряду с другими относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В силу пункта 30 части 1 и пункта 1 части 4 статьи 6 Устава МО «Красноборский муниципальный район», принятого решением Собрания депутатов от 6 июля 2005 года № 38, к вопросам местного значения Красноборского муниципального района относятся: осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. К вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, которые на территориях сельских поселений, входящих в состав Красноборского муниципального района, решаются органами местного самоуправления Красноборского муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как указано выше, 9 ноября 2021 года заключенный с ООО «*****» договор безвозмездного пользования муниципального имущества от 20 сентября 2021 года № 1 расторгнут.

Таким образом, на момент проведения осмотра 10 ноября 2021 года эксплуатация имущества и сетей, где выявлено нарушение, осуществлялось его собственником – МО «Красноборский муниципальный район».

Согласно статье 23 Устава МО «Красноборский муниципальный район» администрация названного муниципального образования является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Администрация в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области.

Податель жалобы не оспаривает, что 10 ноября 2021 года через вышеуказанную канализационную сеть осуществлялось водоотведение по канализационным очистным сооружениям.

Таким образом, на администрацию МО «Красноборский муниципальный район» возложена обязанность организовать мероприятия по охране окружающей среды, в том числе связанные с водоотведением в с.Красноборск, после расторжения 9 ноября 2021 года с ООО «*****» договора безвозмездного пользования муниципального имущества от 20 сентября 2021 года № 1.

При этом пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ прямо запрещено при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.

Податель жалобы не учитывает, что администрация привлечена к ответственности за нарушение требований к охране водных объектов, а не за неисполнение предписания либо отсутствие очистных сооружений.

Наличие такого предписания, как и решения суда по гражданскому делу, с установлением срока устранения выявленных нарушений, а также необходимость строительства сооружений биологической очистки сточных вод не освобождало от соблюдения требований пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ.

Способы исполнения данной обязанности находятся в хозяйственном ведении администрации МО «Красноборский муниципальный район». В частности, администрацией могли быть приняты меры по недопущению сброса сточных вод в водный объект.

Кроме того, принимая решение о расторжении с ООО «*****» договора безвозмездного пользования муниципального имущества администрация МО «Красноборский муниципальный район» знала о необходимости принятия мер по водоотведению после расторжения указанного договора и осуществлению этой деятельности с соблюдением требований законодательства.

Заключение контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию объектов водоотведения в с. Красноборск в 2022 году не относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу. Данный контракт заключен после выявления правонарушения.

Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судьи не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшихся по делу актов.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено администрации МО «Красноборский муниципальный район» в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 8.13 КоАП РФ (в размере половины от минимального размера административного штрафа в 150 000 рублей, предусмотренного санкцией статьи), и с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса.

Избранный судьей вид и размер административного наказания не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения новых правонарушений, то есть отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушений процессуальных требований не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

Судебное решение надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 9 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу главы муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Рудакова В.С. – без удовлетворения.

Судья А.С. Харлов