ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-26 от 27.01.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-26

РЕШЕНИЕ

27 января 2022 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу защитника Соколова М.С. – Макуровой Ж.В. на решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 18 октября 2021 года,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора № 06-02-108/2021 от 10 июня 2021 года генеральный директор акционерного общества «Архангельский опытный водорослевый комбинат» (далее – АО «АОВК») Соколов М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 18 октября 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе защитник генерального директора АО «АОВК» Соколова М.С. – Макурова Ж.В., действующая на основании доверенности, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства, ссылаясь на невиновность должностного лица в инкриминированном правонарушении и недоказанность обстоятельств его совершения. Одновременно ходатайствует о восстановлении срока обжалования судебного решения.

Согласно материалам дела копия решения по делу об административном правонарушении направлена судом Соколову М.В. заказным письмом с уведомлением о вручении (отправление с почтовым идентификатором *****) по адресу: *****.

Вместе с тем лицом, привлекавшимся к ответственности по настоящему делу, является Соколов М.С..

Таким образом, полагаю, что срок на подачу жалобы не пропущен, поскольку Соколову М.С. копия решения судьи не направлялась.

В областном суде защитник Макурова Ж.В. доводы жалобы поддержала.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Статьей 8.46 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Пунктами 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Как усматривается из материалов дела, в период с 1 марта по 29 марта 2021 года должностными лицами Северного межрегионального управления Росприроднадзора на основании распоряжения руководителя от 16 февраля 2021 года № 31-ра проведена плановая выездная проверка в отношении АО «АОВК», расположенного по адресу: г.Архангельск, пр.Ленинградский, д.328.

В рамках данной проверки произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером *****, находящегося в аренде у АО «АОВК», на котором обнаружен объект недвижимости – рыбоперерабатывающий завод.

Данный объект капитального строительства расположен по адресу: г.Архангельск, пр.Ленинградский, д.328, корп.1, введен в эксплуатацию 28 июня 2019 года согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № *****, выданному администрацией МО «Город Архангельск», его правообладателем является АО «АОВК».

На учет данный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, поставлен не был.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора АО «АОВК» Соколова М.С. к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ постановлением должностного лица Северного межрегионального управления Росприроднадзора.

Пересмотрев постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда согласился с выводами должностного лица о доказанности вины Соколова М.С. в инкриминированном правонарушении.

Вместе с тем с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела не были выполнены административным органом и судом первой инстанции.

В статье 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 (утратившим силу с 1 января 2021 года) утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Не учтенные указанным постановлением объекты не подлежат постановке на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 с 1 января 2021 года введены в действие новые Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, согласно пункту 17 которого основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах а - и, м, н и пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 5 Правил в заявке о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду указываются, в том числе, сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат; сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов.

Таким образом, при привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.46 КоАП РФ, подлежат обязательному установлению наличие у лица, привлекаемого к ответственности, объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, место их нахождения, декларируемая категория объекта (I, II, III и IV категории) и иные данные, необходимые для установления события данного правонарушения, виновности лица в совершении административного правонарушения.

В ходе производства по делу и при обращении с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении Соколов М.С. приводил доводы о том, что рыбоперерабатывающий завод не подпадает под критерии, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации № 1029, и до 1 января 2021 года не подлежал постановке на учет, срок для подачи заявки для включения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 2398 на день вынесения оспариваемого постановления не истек.

Данные доводы не были проверены и не получили надлежащей правовой оценки.

По мнению должностного лица Северного межрегионального управления Росприроднадзора, рыбоперерабатывающий завод, принадлежащий АО «АОВК», до 1 января 2021 года относился к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а с учетом введенных постановлением Правительства РФ № 2398 новых правил определения критериев – относится ко II категории.

Согласно пункту 5 Критерий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1029, к объектам III категории относится осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа.

В силу раздела IV к таким уровням воздействия относится наличие одновременно следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Таким образом, для отнесения объекта к оказывающим негативное воздействие на окружающую среду помимо осуществления хозяйственной деятельности требуется наличие уровней воздействия на окружающую среду, определенных в IV разделе Критериев № 1029.

Согласно письму Росприроднадзора от 31 октября 2016 года № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» объекты НВОС III категории характеризуются более высоким негативным воздействием, чем объекты НВОС IV категории, они могут быть отнесены к III категории только в случае превышения уровней воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 6 Критериев.

В частности, объекты НВОС относятся к III категории в случае осуществления деятельности, не указанной в пунктах 1 - 3, 7, 8 Критериев, и в случаях, если у таких объектов осуществляется один из следующих видов деятельности:

выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками массой более 10 тонн в год;

выбросы радиоактивных веществ;

сбросы загрязняющих веществ в системы водоотведения в результате использования вод не для бытовых нужд;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, недра, на землю.

Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 554 утверждена Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно указанной формы в заявке должны быть указаны декларируемая категория объекта (I, II, III и IV категории) и обоснование ее присвоения в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029, а также сведения о воздействии объекта на окружающую среду, в том числе сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (отдельно по каждому источнику в рамках объекта); сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника); сведения о выпусках и сбросах сточных вод (отдельно по каждому выпуску/сбросу в рамках объекта); сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов).

Соколов М.С. и его защитники при рассмотрении дела последовательно заявляли, что АО «АОВК» при осуществлении хозяйственной деятельности на рыбоперерабатывающем заводе не имеет стационарных источников загрязнения окружающей среды, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения и окружающую среду не осуществляет, завод оборудован локальной системой очистных сооружений, в связи с чем отсутствуют уровни негативного воздействия на окружающую среду, указанные в разделе IV Критериев № 1029.

Приведенные выше обстоятельства, о которых АО «АОВК» указывало в рамках производства по делу и заявляет в настоящей жалобе, в ходе судебного разбирательства не опровергнуты; материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств наличия уровней воздействия на окружающую среду, определенных в IV разделе Критериев № 1029 при осуществлении юридическим лицом хозяйственной деятельности на указанном объекте.

Данные сведения подлежат указанию в форме заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет. В их отсутствие такая заявка не может быть заполнена, а именно сведения о воздействии объекта на окружающую среду и, как следствие, произведено обоснование присвоения категории объекта в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации в постановлении № 1029.

Что касается выводов должностного лица и суда первой инстанции, касающихся отнесения рыбоперерабатывающего завода с учетом Критериев, установленных постановлением Правительства РФ № 2398, ко II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, необходимо учитывать, что срок для подачи заявки с целью постановки на государственный учет спорного объекта в соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Критериями № 2398 на день вынесения постановления по настоящему делу не истек. При этом представленные материалы свидетельствуют о том, что АО «АОВК» приняты меры к выполнению данной обязанности. В частности, соответствующие заявки о постановке на учет рыбоперерабатывающего завода поданы 15 февраля 2021 года (отклонена в связи с подачей новой заявки), 24 марта 2021 года (направлена на доработку) и 20 мая 2021 года (находится на рассмотрении).

С учетом изложенного, выводы должностного лица административного органа и суда первой инстанции о виновности генерального директора АО «АОВК» Соколова М.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными, они не соответствует обстоятельствам дела и не подтверждаются имеющимися доказательствами.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда, состоявшиеся в отношении генерального директора АО «АОВК» Соколова М.С. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора № 06-02-108/2021 от 10 июня 2021 года и решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 18 октября 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества «Архангельский опытный водорослевый комбинат» Соколова М.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.

Судья А.С. Харлов