Судья Иванова Н.В. Дело № 7р-260/2022
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 23 июня 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев протест прокурора г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл на постановление административной комиссии в городе Йошкар-Оле № 200 от 22 марта 2022 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике
Марий Эл», в отношении
индивидуального предпринимателя ФИО1,
родившейся <дата> в <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> ранее за совершение однородных административных правонарушений не привлекавшейся,
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии в городе Йошкар-Оле
№ 200 от 22 марта 2022 года индивидуальный предприниматель
ФИО1 (далее - ИП ФИО1) привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 мая 2022 года постановление оставлено без изменения, протест прокурора г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл без удовлетворения.
В протесте, поданном в Верховный Суд Республики Марий Эл, прокурор г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл просит отменить постановление административной комиссии и решение судьи и прекратить производство по делу на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Указывает, что в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного (надзора) муниципального контроля» должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), только на основании результатов проведения контрольного мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Между тем 21 февраля 2022 года заместителем начальника отдела контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО2 в соответствии со статьей 28.1
КоАП РФ непосредственно обнаружен факт совершения ИП ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», без взаимодействия с контролируемым лицом, соответственно привлечение ИП ФИО1 к административной ответственности незаконно.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения протеста прокурора извещена надлежащим образом, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В., поддержавшей протест, объяснения представителя административной комиссии в городе Йошкар-Оле ФИО3, полагавшего доводы протеста необоснованными, изучив доводы протеста, проверив материалы дела по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 8.1 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года
№ 569-VI, не допускается размещение (установка) средств наружной рекламы и информации, в том числе объявлений, плакатов, вывесок, штендеров, указателей и печатной продукции в местах, не отведенных для этих целей органами местного самоуправления или с нарушением порядка размещения, в частности, запрещается развешивать и наклеивать любую информационно-печатную продукцию на малых архитектурных формах, фасадах зданий, сооружений, опорах контактной сети электротранспорта и наружного освещения и иных объектах благоустройства, специально не предназначенных для этих целей.
Согласно части 2 статьи 9 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 № 43-З «Об административных правонарушениях в Республике
Марий Эл» самовольное нанесение надписей, рисунков, размещение объявлений, плакатов, вывесок, выносных щитовых конструкций (штендеров) и печатной продукции в местах, не отведенных для этих целей органами местного самоуправления, или с нарушением порядка размещения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч рублей до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятнадцати тысяч рублей до двадцати пяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 21 февраля 2022 года в 17 часов 00 минут при наблюдении за соблюдением обязательных требований по соблюдению порядка обеспечения чистоты, надлежащего содержания территории городского округа «Город Йошкар-Ола» заместитель начальника отдела контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО2 обнаружила факт совершения административного правонарушения: на фасаде здания самовольно размещена информационно-печатная продукция (плакат): <...> по адресу: <адрес> то есть с нарушением порядка размещения, о чем 21 февраля 2022 года должностным лицом составлен акт обнаружения (л.д. 27-28).
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 21 марта
2022 года № <№> следует, что паспорт и иная проектная документация по размещению указанного средства наружной информации и рекламы Управлением не согласовывалось (л.д. 29).
21 марта 2022 года заместителем начальника отдела контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО2 составлен протокол № 184 об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по факту нарушения части 2 статьи 9 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».
22 марта 2022 года в отношении ИП ФИО1 вынесено постановление административной комиссии в городе Йошкар-Оле, которым она признана виновной в совершении вмененного административного правонарушения.
Судья городского суда при рассмотрении протеста прокурора оставил постановление без изменения, не усмотрев оснований для его отмены.
С данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты Правительством Российской Федерации принято постановление
№ 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», вступившее в силу с 10 марта 2022 года (далее – постановление Правительства РФ № 336).
Данным нормативным правовым актом установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В пунктах 2 и 3 постановления Правительства № 336 установлены случаи, когда в 2022 года возможно проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства № 336 контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с настоящим постановлением и не завершенные на день вступления в силу настоящего постановления, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки с внесением контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок соответствующих сведений.
Одновременно в целях исключения возможности обхода запрета на проведение проверок посредством привлечения к административной ответственности, пунктом 9 постановления Правительства № 336 установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Так, согласно пункту 9 постановления Правительства РФ № 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Согласно части 3 статьи 74 Федерального закона № 248-ФЗ, являющейся специальной нормой по отношению к общей норме, закрепленной в статье 90 Федерального закона № 248-ФЗ, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 настоящего Федерального закона;
2) решение об объявлении предостережения;
3) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля;
4) решение, закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля в соответствии с частью 3 статьи 90 настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля.
Исходя из буквального толкования положений статьи 74 Федерального Закона № 248-ФЗ, по результатам контрольного (надзорного) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований законом не предусмотрено принятие контрольным органом решения в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 указанного закона (то есть принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности).
Таким образом, исходя из буквального толкования положений постановления Правительства РФ № 336 и Федерального закона № 248-ФЗ, в 2022 году не допускается привлечение должностным лицом контрольного (надзорного) органа к административной ответственности виновного лица только на основании результатов контрольного (надзорного) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Разделом 3 абзаца 5 Положения об отделе контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного распоряжением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 4 июня 2018 года № 90-р, предусмотрено, что отдел осуществляет, среди прочего и мероприятия по контролю за соблюдением Правил благоустройства юридическими лицами, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе посредством обследования территории
г. Йошкар-Олы.
Согласно пункту 3.1 Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24 ноября 2021 года № 276-VII, при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства управлением могут проводиться следующие виды контрольных мероприятий и контрольных действий в рамках указанных мероприятий:
1) инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), получения письменных объяснений, инструментального обследования);
2) рейдовый осмотр (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования, испытания, экспертизы);
3) документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов, экспертизы);
4) выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования, испытания, экспертизы);
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора и анализа данных об объектах контроля в сфере благоустройства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи);
6) выездное обследование (посредством осмотра, инструментального обследования (с применением видеозаписи), испытания, экспертизы).
Согласно пункту 3.2 указанного Положения наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся управлением без взаимодействия с контролируемыми лицами.
В соответствии с пунктом 3.5 указанного Положения контрольные мероприятия, проводимые при взаимодействии с контролируемым лицом, проводятся на основании распоряжения администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о проведении контрольного мероприятия.
Как следует из акта обнаружения от 21 февраля 2022 года, заместителем начальника отдела контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО2 административное правонарушение было выявлено должностным лицом в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (л.д. 27). Материалы дела не содержат сведений о совершении в отношении ИП ФИО1 иных контрольных (надзорных) мероприятий.
Административное дело в отношении ИП ФИО1 возбуждено должностным лицом 21 марта 2022 года, постановление административной комиссии в отношении ИП ФИО1 вынесено 22 марта 2022 года, то есть в период действия постановления Правительства № 336.
При таких обстоятельствах на основании пункта 9 постановления Правительства РФ № 336 административная комиссия в городе Йошкар-Оле не могла привлечь ИП ФИО1 к административной ответственности на основании проведенного контрольного (надзорного) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Кроме того, как следует из материалов дела, возбужденного в отношении ИП ФИО1, оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, установленных в пунктах 2, 3 постановления Правительства РФ № 336, у административного органа не имелось. В связи с тем, что материалы дела не содержат решения контрольного органа, принятого в соответствии с положениями части 3 статьи 74 Федерального закона № 248-ФЗ, контрольное (надзорное) мероприятие в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований на дату вступления в силу постановления Правительства № 336 (10 марта 2022 года) нельзя считать оконченным. В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ № 336 наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении ИП ФИО1 подлежало завершению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки с внесением контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок соответствующих сведений.
Таким образом, в связи с ограничениями, предусмотренными постановлением Правительства РФ № 336, оценка достаточности данных, указывающих на наличие события и (или) состава административного правонарушения, с целью решения вопроса о привлечении к административной ответственности не может быть осуществлена лишь по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах нельзя признать законными постановление административной комиссии в городе Йошкар-Оле № 200 от 22 марта
2022 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 мая 2022 года, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление административной комиссии в городе Йошкар-Оле
№ 200 от 22 марта 2022 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Судья Э.И. Салихова
Решение30.06.2022