ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-299/2021 от 20.09.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Тришканева И.С.

Дело № 7р-299/2021

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Майнагашевой С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Челтыгмашева А.В. на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 17 июня 2021 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС) от 5 марта 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ главы администрации Аскизского района Республики Хакасия Челтыгмашева Абрека Васильевича.

Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Хакасского УФАС от 05.03.2021 глава администрации Аскизского района Республики Хакасия Челтыгмашев А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 17.06.2021 указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, Челтыгмашев А.В. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Приводит фактические обстоятельства дела и не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств. Считает, что последовательность действий администрации и ее структурных подразделений свидетельствует об исполнении ими своих полномочий по решению вопросов местного значения и не образует состав антимонопольного нарушения, предусмотренного п. 4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем выводы комиссии УФАС о заключении антиконкурентного соглашения неправомерны и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает на то, что администрация района не контролировала строительство детского сада в аале Катанов и действия МБДОУ детский сад «Ручеек» при заключении муниципального контракта. Приводя обстоятельства дела, ссылаясь на ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, считает, что нежилое помещение под детский сад на 45 мест в аале Катанов было правомерно приобретено в муниципальную собственность с соблюдением установленного порядка без нарушений антимонопольного законодательства. Обращает внимание на то, что на дату заключения муниципального контракта от 27.12.2019 предметом контракта являлось нежилое здание, которое фактически существовало на день заключения контракта и по своим характеристикам являлось объектом недвижимого имущества. Обращает внимание на то, что суд не указал, какие именно требования антимонопольного законодательства не выполнены администрацией.

В письменных возражения представитель Хакасского УФАС Кирюхина И.А. доводы жалобы находит необоснованными, и просит решение суда оставить без изменения.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.

В силу ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ, административным правонарушением признается заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

Положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов.

Согласно ч. 1 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации определяет Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Выводы суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении главой администрации Аскизского района Челтыгмашевым А.В. должностных обязанностей по соблюдению вышеприведенных положений закона и о его виновности в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст.14.32 КоАП РФ, обоснованы совокупностью доказательств, имеющейся в материалах дела.

Из материалов дела следует, что 09.08.2019 Министерством образования и науки Республики Хакасия было проведено совещание с представителями муниципальных образований относительно возможности участия в реализации мероприятий, направленных на строительство и выкуп дошкольных образовательных организаций, за счет дополнительного предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных создание мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет для выкупа нежилых зданий под детские сады на территории муниципальных образований для создания дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет.

После анализа полученной информации, в сентябре 2019 года Министерством образования и науки Республики Хакасия было направлено письмо ФГБУ «Дирекция «Школа-2025», обеспечивающему совместно с Департаментом управления имущественным комплексом и конкурсных процедур контроль и мониторинг хода реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 1,5 лет до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образов федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национал проекта «Демография»

с предварительной информацией о потребностях региона в детских садах и указанием перечня предполагаемых объектов.

Согласно письму Министерства от 19.09.2019 № 100-5991, выкуп зданий и помещений у инвесторов будет осуществлен до 20.12.2019, а также представлен перечень планируемых для строительства объектов, это детский сад на 25 мест в с. Аскиз Аскизского района, детский сад на 45 мест в аале Катанов Аскизского района, детский сад на 45 мест в аале Сапогов Усть- Абаканского района, детский сад на 45 мест в д. Чапаево Усть-Абаканского района. Однако 02.10.2019 в Министерство просвещения Российской Федерации за № ВК-М-2296 направлено письмо за подписью Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия Коновалова В.О. уже с утвержденным перечнем объектов для выкупа, в который вошли детский сад на 45 мест в аале Катанов Аскизского района, детский сад на 25 мест на первом этаже многоквартирного трехэтажного дома в с. Аскиз Аскизского района, детский сад на 45 мест в с. Табат Бейского района, детский сад на 45 мест в с. Арбаты Таштыпского района.

В соответствии с распоряжением Администрации Аскизского района от 10.10.2019 № 558-р «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», организатором торгов было принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, д. 4А. Вид разрешенного использования земельного участка - детские сады, иные объекты дошкольного воспитания. Извещение размещено 11.10.2019 на официальном http://torgi.gov.ru, а также 11.10.2019 в газете «Аскизский труженик».

На основании протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды от 07.11.2019 между Комитетом по управлению муниципальный имуществом и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» заключен договор аренды земельного участка от 18.11.2019 № 234.

28.11.2019 в Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района от ООО «ХакасИВОЛ-Строй» поступило заявление о выдаче разрешения на строительство одноэтажного нежилого здания на приведенном земельном участке, которое выдано 29.11.2019.

В свою очередь, в этот же период Управлением образования 12.12.2019 в газете «Аскизский труженик» опубликовано объявление о планировании приобрести нежилые здания (помещения) под детские сады на 25 мест в с. Аскиз и 45 мест в аале Катанов согласно техническим заданиям. Срок подачи заявок в течение 10 дней со дня опубликования.

16.12.2019 спустя 17 дней после выдачи приведенного разрешения на строительство в Управление но градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района от «ХакасИВОЛ-Строй» поступило заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию построенного одноэтажного здания, а 17.12.2019 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию одноэтажного нежилого здания по адресу: Республика Хакасия, Аскиз район, аал Катанов, ул. Новая, д. 4А. В данное разрешение занесены сведения о том, что застройщиком ООО «ХакасИВОЛ-Строй» завершено строительство одноэтажного нежилого здания, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, 4А, чем удостоверено выполнение строительства в полном объеме, в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также его соответствие требованиям к строительству и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами принятия решений о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования Аскизский район на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность и предоставление указанных субсидий (утверждены Постановлением Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 08.11.2019 года № 772-н), Управлением образования администрации Аскизского района приказом № 225 от 23.12.2019 создана комиссия по оценке поступивших заявок для отбора объектов недвижимого имущества, планируемых к приобретению в муниципальную собственность.

На основании протокола № 1 заседания комиссии по оценке приобретения нежилого помещения от 26.12.2019, рекомендовано МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеёк» заключить контракт на приобретение нежилого здания, соответствующего требованиям технического задания под детский сад на 45 мест с ООО «ХакасИВОЛ- Строй» на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и Порядка отбора объектов недвижимого имущества, установленного пункта 4.1 Правил осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретения объектов недвижимого имущества за счет средств бюджета муниципального образования Аскизский район, утвержденных постановлением Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 08.08.2018 № 772-п, осуществить закупку у единственного поставщика (продавца) нежилого здания по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, д.4А, без проведения торгов на сумму 31 122 000 руб.

В соответствии с распоряжением Администрации Аскизского района от 26.12.2019 № 705-р «О приобретении имущества в собственность муниципального образования Аскизский район» МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек» поручено приобрести в собственность муниципального образования Аскизский район по муниципальному контракту нежилое помещение (здание) под детский сад на 45 мест с кадастровым номером № 19:05:070205:220 общей площадью 437, 4 кв.м., расположенное по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, 4А по цене 31 122 773,81 руб.

Приказом Управления образования администрации Аскизского района от 26.12.2019 № 229 «О принятии решения о приобретении нежилых помещений» МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек» решено приобрести в собственность муниципального образования Аскизский район по муниципальному контракту нежилое помещение (здание) стоимостью 31 122 773,81 руб. под детский сад на 45 мест с кадастровым номером 19:05:070205:220 общей площадью 437, 4 кв.м., и поставить на баланс МБДОУ Катановский детский сад «Ручеёк» на праве оперативного управления.

27.12.2019 между МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеёк» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» был заключен муниципальный контракт приобретение нежилого здания по цене 31 122 773,81 руб. в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Также 27.12.2019 между сторонами подписан акт приема-передачи этого нежилого здания.

Согласно вышеуказанному контракту и акту приема-передачи МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеёк» приобрело у ООО «ХакасИВОЛ-Строй» нежилое здание с внутренними отделочными работами и коммуникациями без оснащения здания (отсутствовала мебель, посуда, мягкий и жалюзи, карнизы, информационные стенды, бытовая техника, оборудование площадки), В свою очередь, в объявлении, размещённом в газете «Аскизский труженик», в техническом задании указано оснащение здания, а также в коммерческом предложении ООО «ХакасИВОЛ-Строй» техническое задание содержит данные параметры.

31.12.2019 Управлением образования в полном объеме произведена оплата по контракту, а 15.01.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия произведена регистрация перехода права собственности на указанное здание oт «ХакасИВОЛ-Строй» к муниципальному образованию Аскизский район.

Однако в ходе проведенной прокуратурой Аскизского района, Федеральным казначейством выездных проверок 22.01.2020 установлено, что строительство объекта по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, 4А, не завершено, оно не соответствует техническому плану и по факту является незавершенным строительством объектом. То есть на дату заключения контракта от 27.12.2019 предметом контракта являлось не нежилое здание, а объект незавершенного строительства, не являющийся на момент заключения контракта нежилым зданием.

Последовательность действий, предшествующих заключению контракта свидетельствует о том, что «ХакасИВОЛ-Строй» изначально было определено в качестве единственного продавца не построенного на момент заключения муниципального контракта детского сада. В связи с чем Обществу предоставлены условия для строительства объекта для муниципальных нужд в обход конкурентных процедур, ограничен доступ на рынок по оказанию услуг по строительству детского сада иных хозяйствующих субъектов.

Обосновывая свои выводы о заключении органом местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения суд первой инстанции верно отнес к числу доказательств:

- протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды от 07.11.2019, согласно которому поступила одна заявка ООО «ХакасИВОЛ-Строй» и данный участник допущен к участию в аукционе и признан участником открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Аскизский муниципальный район, сельское поселение Усть-Камыштинский Сельсовет, аал Катанов, ул. Новая, 4 А, разрешенное использование – детские сады, срок действия договора аренды – 10 лет (л.д. 104);

- договор аренды № 234 от 18.11.2019 земельного участка, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» (л.д. 105);

- разрешение на ввод объекта – одноэтажного нежилого здания, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Аскизский муниципальный район, Усть-Камыштинский сельсовет, аал Катанов, ул. Новая, здание 4А в эксплуатацию от 17.12.2019 № 19-RU502000-24-2019, выданное МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района;

- протокол № 1 заседания комиссии по оценке приобретения нежилого помещения от 26.12.2019, согласно которому МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» рекомендовано заключить контракт на приобретение нежилого здания, соответствующего требованиям технического задания, под детский сад на 45 мести с ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и Порядка отбора объектов недвижимого имущества, установленного п. 4.1 Правил осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств бюджета муниципального образования Аскизский район, утвержденных Постановлением администрации Аскизского района РХ от 08.11.2019 № 772-п, осуществить закупку у единственного продавца нежилого здания по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, 4 А без проведения торгов на сумму 31 122,8 тыс.руб. (л.д. 108-109);

- распоряжение главы администрации Аскизского района Челтыгмашева А.В. от 26.12.2019 № 705-р, которым МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» указано приобрести в собственность МО Аскизский район по муниципальному контракту нежилое помещение под детский сад на 45 мест по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, 4А и установить цену приобретения имущества в размере 31 122 773 руб. (л.д.109)

- приказ начальника МКУ «Управление образования администрации Аскизского района» Кучугешевой И.П. о принятии решения о приобретении нежилых помещений № 229 от 26.12.2019 (л.д. 110);

- муниципальный контракт от 27.12.2019, заключенный МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на основании распоряжения администрации Аскизского района от 26.12.2019 № 705-р (л.д. 111-113);

- показания заведующей МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» Аданаковой Н.М., которых следует, что в октябре 2019 года на земельном участке рядом с МБОУ «Катановская СОШ» началось строительство здания, как в последующем стало известно нового детского сада. 15.12.2019 она совместно с заместителем главы администрации Аскизского района Новиковой Г.В., выезжала на стройку, где общалась с руководителем стройки, который рассказывал какие материалы используются для стройки, 26.12.2019 ее ознакомили с распоряжением главы администрации Аскизского района Челтыгмашева А.В. от 26.12.2019 № 705-р, и проехав в МФУ в с. Аскиз она 27.12.2019 как покупатель подписала муниципальный контракт и приложение к нему, в частности акт приема-передачи, хотя ей было известно, что строительство здания по ул. Новая 4А не завершено.

Кроме того, согласно материалам проведенных прокуратурой Аскизского района, Федеральным казначейством выездных проверок 22.01.2020 установлено, что строительство объекта по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, 4А, фактически не завершено, оно не соответствует техническому плану и по факту является незавершенным строительством объектом. Визуальным осмотром здания установлено, что в нем не выделены помещения (согласно техническому плану в здании должно быть 28 отдельных помещений, на момент проверки здание представляло единое помещение), оно не оборудовано противопожарной системой безопасности, канализацией (водонепроницаемый выгреб), вентиляцией, перегородками из бетонных блоков толщиной 100 мм, стены не окрашены акриловой краской, не соблюдены требования к внутренним помещениям (отделка плиткой, полы линолеум, освещение), по периметру территории отсутствовал забор из металлопрофиля, у здания отсутствовал пандус, отсутствовали внутренние двери, фасад здания не был облицован навесной вентилируемой системой с отделкой керамогранитными плитами, в здании не смонтировано предусмотренное техническим заданием оборудование, отсутствует мебель, посуда, мягкий инвентарь, бытовая техника.

Согласно акту внеплановой выездной проверки Федерального казначейства от 26.03.2020 МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек», на момент проведения проверки выявлены нарушения строительных норм и правил. Так, Федеральным казначейством установлено, что: - общество продало объект, не отвечающий установленным санитарным правилам и нормам, не обеспеченный технологическим присоединением к электрическим сетям, что нарушает требования пункта 2.7 муниципального контракта от 27.12.2019 №1; - технические характеристики объекта, внесенные в акт приема-передачи от 27.12.2019 по пунктам 2, 7, 11 не соответствуют фактическим характеристикам объекта; - установлены двери эвакуационных выходов, имеющие запоры, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа, что нарушает требования пункта 4.2.7 СП 1.13.130.2009 «Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; - эвакуационные выходы из помещений спален не обеспечены тамбуром или тепловой завесой, что является нарушением требований пункта 4.2.4 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения»; - в помещениях пожароопасных технических помещений (кладовые для хранения белья, узла управления) применены двери с пределом огнестойкости менее EI 305, что является нарушением требований пункта 7.2.21 СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования»; - при производстве работ по устройству отмостки и входных групп из бетона не применены специальные меры по выдерживанию уложенного бетона при отрицательных температурах, что привело к разрушению указанных конструкций (нарушение требований пункта 5.11.1 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»); - в целом, по состоянию на дату осмотра на объекте не завершены отделочные работы, работы по благоустройству территории находились в начальной стадии; - в ходе осмотра выявлены недостатки, не позволяющие эксплуатировать спорное здание в качестве детского сада (нарушающие требования отдельных СанПиН, СНиП); - по состоянию на 19.02.2020 объект не предъявлялся надзорным организациям (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор) для получения необходимого пакета документов для оформления лицензии на ведение образовательной деятельности.

Как следует из решения комиссии Хакасского УФАС от 12.11.2020 № 019/01/16-75/2020, администрация Аскизского района признана нарушившей положения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении соглашения между администрацией Аскизского района, МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике» администрации Аскизского района, МКУ «Управление образования администрации Аскизского района», комитетом по управлению муниципальным имуществом Аскизского района, МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» (л.д. 85-98).

Дав оценку исследованным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции принял во внимание, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ООО «ХакасИВОЛ-Строй» было выдано в нарушение требований части 1, пункта 6 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, с целью легализации данного объекта в качестве существующего здания для осуществления его закупки для муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур, а хронология событий (осуществление строительства в октябре 2019, поступление заявления о выдаче разрешения на строительство одноэтажного нежилого здания на земельном участке, его выдача (28 - 29.11.2019), опубликование объявления о планировании приобрести нежилые здания (помещения) под детские сады 12.12.2019, поступление заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию построенного одноэтажного здания и выдача его 16-17 декабря 2019, решение комиссии и распоряжение Администрации Аскизского района, Приказ Управления образования администрации Аскизского района от 26.12.2019 г. № 229 и заключение контракта 27.12.2019), свидетельствует о том, что ООО «Хакасивол-строй» изначально было определено в качестве единственного продавца не построенного на момент заключения муниципального контракта здания детского сада. Муниципальный контракт фактически заключен не с целью приобретения здания, а для его строительства и все предшествующие заключению контракта действия направлены на придание легального характера процедуре покупки здания, которое на момент заключения контракта не соответствовала требованиям закона. То есть ООО «Хакасивол-строй» предоставлены условия для строительства объекта для муниципальных нужд в обход конкурентных процедур, ограничен доступ на рынок по оказанию услуг по строительству детского сада иных хозяйствующих субъектов.

Установив указанные обстоятельства, так как Челтыгмашев А.В. был наделен в установленном законом порядке правами и обязанностями по осуществлению функций органов исполнительной власти и именно на него были возложены обязанности соблюдения требований Закона о защите конкуренции, о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок администрацией муниципального образования суд первой инстанции мотивировал свои выводы о законности и обоснованности привлечения Челтыгмашева А.В. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ.

Довод жалобы Челтыгмашева А.В. о том, что суд не указал, какие именно требования антимонопольного законодательства не были выполнены несостоятелен, поскольку решение суда содержит описание фактических обстоятельств дела, которые были установлены должностным лицом при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, в описательно-мотивировочной части приведены положения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции, нарушенные Челтыгмашевым А.В. и выводы суда о наличии достаточной совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, подтверждающих вину Челтыгмашева А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ.

Содержащийся в жалобе довод о том, что администрация района не контролировала строительство детского сада в аале Катанов и действия МБДОУ детский сад «Ручеек» при заключении муниципального контракта, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения Челтыгмашева А.В. от административной ответственности, противоречит материалам дела, подтверждающим факт заключения между администрацией Аскизского района, МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике» администрации Аскизского района, МКУ «Управление образования администрации Аскизского района», комитетом по управлению муниципальным имуществом Аскизского района, МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» соглашения, связанного со строительством и приобретением здания дошкольного учреждения для удовлетворения муниципальных нужд, минуя предусмотренный Законом №44-ФЗ порядок. Заключение такого устного соглашения между приведенными субъектами было непосредственно связано с осуществлением должностным лицом Челтыгмашевым А.В. своих прав и обязанностей, не могло быть совершено без его ведома. Кроме того, МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» следовало приобрести в собственность МО Аскизский район по муниципальному контракту нежилое помещение под детский сад по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, 4А на основании распоряжения главы администрации района Челтыгмашева А.В.

Доводы, содержащиеся в жалобе, о правомерности приобретения в муниципальную собственность нежилого помещения под детский сад на 45 мест в аале Катанов со ссылкой на ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ несостоятельны.

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка. Пунктом 6 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим, в том числе, акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора).

Материалы данного дела содержат доказательства достоверно подтверждающие, что, что разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства от 17.12.2019 выдано в отношении одноэтажного нежилого здания, строительство которого на дату выдачи разрешения в полном объеме не завершено.

В силу п. 31 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения муниципальных нужд нежилого здания, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.

Однако, согласно результатам проведенной прокуратурой Аскизского района и Федерального казначейства выездной проверки 22.02.2020, на момент заключения муниципального контракта и подписания акта приема – передачи, технические характеристики приобретаемого имущества, не соответствовали его фактическим характеристикам, предметом муниципального контракта от 27.12.2019 являлся объект незавершенного строительства, поскольку строительство не было завершено.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта, и направлены на переоценку доказательств, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Рассмотрение дела об административном правонарушении произведено с соблюдением всех принципов административного производства, оснований для отмены судебного решения или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 17 июня 2021 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Аскизского района Республики Хакасия Челтыгмашева Абрека Васильевича оставить без изменения, жалобу Челтыгмашева А.В. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай