7р-301
РЕШЕНИЕ
24 мая 2018 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу законного представителя муниципального предприятия муниципального образования «Котлас» «Объединение котельных и тепловых сетей» ФИО1 на решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 6 апреля 2018 года,
установил:
постановлением заместителя начальника Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности по Архангельской области от 23 января 2018 года муниципальное предприятие муниципального образования «Котлас» «Объединение котельных и тепловых сетей» (далее по тексту – МП МО «Котлас» «ОК и ТС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.9 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 6 апреля 2018 года жалоба законного представителя ФИО1 на указанное постановление удовлетворена частично. Из описательно-мотивировочной части исключены выводы о том, что МП МО «Котлас» «ОК и ТС» осуществило эксплуатацию котлов «Медведь 50KLOM» (2 шт.) без допуска в эксплуатацию, осуществляемую органами энергетического надзора.
Законный представитель ФИО1 в жалобе и дополнениях к ней в областной суд считает вынесенное должностным лицом Ростехнадзора постановление и решение судьи незаконными и необоснованными.
В областном суде защитник Попов Е.В. доводы жалобы поддержал.
Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы и дополнения к ней, выслушав мнение защитника не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
Статьей 9.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах.
В целях обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации тепловых энергоустановок и содержания их в исправном состоянии Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115 утверждены «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее – ПТЭ ТЭ).
Тепловая энергоустановка, энергоустановка предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктами 2.4.1 и 2.4.2 ПТЭ ТЭ новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном Правилами. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Как следует из материалов дела, по итогам проведения плановой выездной проверки МП МО «Котлас» ОК и ТС» с местонахождением в г. Котласе Архангельской области на основании распоряжения заместителя руководителя П. Э.А. от 22 ноября 2017 года выявлены нарушения обязательных норм и правил в области энергетики 15 декабря 2017 года в 15 часов, а именно: указанное предприятие осуществляет эксплуатацию котлов ТТ100-01 (2 шт.), расположенных в котельной №6, без допуска в эксплуатацию, осуществляемого органами энергетического надзора, что является нарушением п.2.4.11,2.4.1, 2.4.2 ПТЭ ТЭ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у МП МО «Котлас» «ОК и ТС» имелась, доказательства принятия мер по предотвращению вменяемого ему правонарушения не представлены.
Вопреки доводам жалобы обращения руководителя муниципального предприятия по решению вопросов, связанных с допуском в эксплуатацию, реконструированной котельной, рассмотрены должностными лицами Ростехнадзора в срок и не свидетельствуют об умышленном затягивании процесса рассмотрения. Изначально заявка от 1 сентября 2017 года предприятием была подана с нарушением положений «Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008г. №212. В последующем 6 сентября, 6 октября, 1, 13, 21,22 ноября 2017 года начальником Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности даны исчерпывающие разъяснения о причинах несоответствия поданной заявки установленным требованиям с возвращением поданных документов. В установленном порядке действия должностного лица Ростехнадзора незаконными не признаны и муниципальное предприятие в судебном или ином порядке их не оспаривало. В этой связи оснований считать, что вводя в эксплуатацию котельную ввиду наступления зимнего периода, предприятие находилось в условиях крайней необходимости, невиновно в совершении правонарушения из-за неправомерных действий должностных лиц Ростехнадзора, не имеется.
Доводы жалобы о том, что в данной ситуации при введении в эксплуатацию энергоустановки подлежат применению положения не ПТЭ ТЭ, а «Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014г. №116 (далее по тексту ФНП), реконструкция тепловых установок еще не проведена являются несостоятельными.
ПТЭ ТЭ в п.1.4 устанавливают, что устройство и безопасная эксплуатация поднадзорных Госгортехнадзору России паровых котлов и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, газового хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями, установленным Госгортехнадзором России. ФНП предназначены для применения при разработке технологических процессов, техническом перевооружении опасного производственного объекта (далее - ОПО), а также при размещении, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации), наладке и эксплуатации, техническом освидетельствовании, техническом диагностировании и экспертизе промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (далее - оборудование под давлением), отвечающих одному или нескольким признакам, указанным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 2 настоящих ФНП.
При этом приложение №1 к ФНП определяет реконструкцию как - изменение технических характеристик оборудования путем замены (изменения) его отдельных элементов, узлов, устройств управления и обеспечения режима работы (автоматизированных систем управления технологическим процессом, регулирующих устройств, горелочных устройств) и (или) изменения конструкции оборудования под давлением и его элементов путем применения неразъемных (сварных) соединений, вызывающее необходимость проведения прочностных расчетов и корректировки паспорта и руководства (инструкции) по эксплуатации, оформления нового паспорта и руководства по эксплуатации.
Вместе с тем котельная – это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Введенные в эксплуатацию муниципальным предприятием котлы по своим техническим характеристикам подпадают под действие п.1.1 ПТУ ТЭ, устанавливающих требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок с абсолютным давлением пара не более 4.0 Мпа и температурой воды не более 200 градусов, а пункты 2.4.1 и 2.4.2 ПТЭ ТЭ предусматривают, что новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном Правилами.
Статья 257 НК РФ к реконструкции относит переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Аналогичное по характеру разъяснение содержится в письме Министерства финансов СССР от 29 мая 1984 г. N 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».
Как правильно указано судьей районного суда, установленные в 2017 году новые водогрейные котлы являются составной частью тепловых энергоустановок, после их ввода в эксплуатацию мощность котельной №6 увеличивается, котельная эксплуатируется, следовательно фактически ее реконструкция осуществлена, в результате такая эксплуатация должна производиться после ее допуска в эксплуатацию органами государственного энергетического надзора, чего сделано не было.
В этой связи ссылка на окончание реконструкции котельной в 2019 году согласно плану строительства обстоятельством, исключающим вину предприятия, не является.
Доводы заявителя об отсутствии в процессуальных документах адреса котельной, ненадлежащем извещении о проведении проверки, отсутствию в журнале учета проверок муниципального предприятия части сведений, предусмотренных ч.9 ст.16 Федерального закона №294-ФЗ, фальсификации акта проверки, необходимости приложения к нему протоколов отбора образцов и иных документов, предусмотренных ч.3 ст.16 Федерального закона №294-ФЗ, о том, что муниципальное предприятие не является субъектом административной ответственности, были предметом проверки суда и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Доводы заявителя о фальсификации акта проверки были изучены органом предварительного расследования в ходе проверки в порядке ст.144-145 УПК РФ, по итогам которой следователем Котласского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Архангельской области и НАО 8 апреля 2018 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.303 УК РФ за отсутствием события преступления.
Обжалуемое постановление соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ и вопреки ссылок стороны защиты содержит правильно установленные обстоятельства дела.
Утверждение защитника о том, что проверка оборудования, работающего под избыточным давлением, в возникшей ситуации должна была проверяться в рамках проверки соблюдения условий выданной лицензии, основана на неправильном толковании закона.
Высказанные должностными лицами в отзывах на жалобы мнения относительно применения нормативных актов к числу доказательств не относятся и определяющими для суда не являются.
По существу в жалобе не содержится каких-либо иных данных, не учтенных при рассмотрении дела, и не содержится обстоятельств, которые могут служить основанием для отмены решения.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено.
Решение вынесено на основании установленных обстоятельств и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 6 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу законного представителя муниципального предприятия муниципального образования «Котлас» «Объединение котельных и тепловых сетей» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья А.В.Витязев