ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-303/19 от 16.05.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Иванов И.А. Дело № 7р - 303\2019

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 16 мая 2019 года

Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 22 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 196 от 29 января 2019 года начальника Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска ФИО2 директор Общества с ограниченной ответственностью Лесоторговая компания «АСУРИ» (далее ООО ЛТК «АСУРИ») ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Как установлено постановлением, между резидентом - ООО ЛТК «АСУРИ» (Агент) и нерезидентом - Манчжурской торгово-экономической компанией ОО «<данные изъяты>» (далее МТЭК ОО «<данные изъяты>») (Принципал) заключен Агентский договор № AMR-2002 от 27 декабря 2016 года в соответствии с которым Агент обязуется представлять интересы Принципала в ОАО «Российский железные дороги» и иных организациях, осуществляющих железнодорожные перевозки, от своего имени, но за счет Принципала.

На основании указанного договора и иных документов, представленных резидентом в Красноярское отделение № 8646 ПАО «Сбербанк России», 30 декабря 2016 года оформлен паспорт сделки № 16120014\1481\0664\3\1.

30 апреля 2017 года ООО ЛТК «АСУРИ» оказав услуги нерезиденту представило в уполномоченный банк акт № У12 от 30 апреля 2017 года на сумму 1406090 рублей.

18 мая 2017 года директор ООО ЛТК «АСУРИ» ФИО1 в нарушение требований приложения №5, п. 9.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» предоставил в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах валютной операции, неверно указав признак поставки «2» (предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты) и в графе ожидаемый срок «31.07.2017 г.», вместо признака поставки «1» (исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента).

Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 22 марта 2019 года постановление изменено, обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО1 признано принятие мер к устранению причиненного вреда.

В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд, ФИО1 просит постановление по делу об административном правонарушении и судебное решение отменить, указывает, что судьей не учтено Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары» согласно которому вменяемые ему действия нарушением не являются; в соответствии с взаиморасчетами между резидентом и нерезидентом по состоянию на 30 апреля 2017 года ООО ЛТК «АСУРИ» кредитовало МТЭК ОО «<данные изъяты>», следовательно, признак поставки «2» с указанием ожидаемого срока оплаты в справке о подтверждающих доку ментах был указан правомерно; после проведения зачета платежей и получения письма от МТЭК ОО «<данные изъяты>» от 31 мая 2017 года, то есть, после составления справки о подтверждающих документах, Общество представило в уполномоченный банк корректирующие сведения по графе 9- признак поставки «1».

В судебном заседании ФИО1, его защитник Поляков Ю.С. жалобу поддержали, представители Инспекции ФНС по Железнодорожному району г.Красноярска ФИО3 и ФИО4 возражали против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными и отмене либо изменению не подлежат.

Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц в том числе за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Согласно п.2 ч.3 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается для представления агентам валютного контроля - Центральным банком Российской Федерации.

В период возникновения описанных в постановлении по делу об административном правонарушении правоотношений порядок предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, был установлен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 г. № 138-И.

Порядок заполнения документов и информации, связанных с проведением валютных операций, учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением установлен, в том числе приложением 5 к Инструкции.

В соответствии с п.9 приложения 5 к Инструкции № 138-И графа 9 справки о подтверждающих документах заполняется только в случае, если в графе 4 указаны коды видов подтверждающих документов 01_3, 01_4, 02_3, 02_4, 03_3, 03_4, 04_3, 04_4, 15_3, 15_4.

В графе 9 по состоянию на дату, приведенную в графе 3, указывается один из следующих признаков, характеризующих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, передачу в аренду движимого и (или) недвижимого имущества, передачу в финансовую аренду (лизинг) имущества (в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У):

1 - исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента;

2 - предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты;

3 - исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента;

4 - предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты.

В случае если справка о подтверждающих документах заполняется в соответствии с пунктом 9.8 настоящей Инструкции, для заполнения графы 9 используется только признак 2 или 3.

Пунктом 9.7 Инструкции № 138-И установлено, что при изменении сведений, содержащихся в принятой уполномоченным банком справке о подтверждающих документах (за исключением сведений о банке паспорта сделки или резиденте), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в уполномоченный банк новую справку о подтверждающих документах, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

Анализ положений данного нормативного акта в их соотношении с диспозицией ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ свидетельствует о том, что неверное указание в справке о подтверждающих документах признака поставки является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с Приказом с 20 ноября 2015 года ФИО1 является директором ООО ЛТК «АСУРИ» (л.д.78).

Из дела усматривается, что справка от 18 мая 2017 года о подтверждающих документах по акту У12 от 30 апреля 2017 года, содержащая неверное указание признака поставки «2», а также указание в графе 10 «Ожидаемый срок» даты -31 августа 2017 года, была подписана от лица ООО ЛТК «АСУРИ» ФИО1 (л.д.162)

В этой связи действия ФИО1 обоснованно квалифицированы по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

Вина ФИО1 в совершении указанного правонарушения подтверждается также протоколом об административном правонарушении (л.д.68-69), копиями агентского договора и паспорта сделки (л.д.119-120), копией карточки счета (л.д.117-118), и иными материалами дела.

Не влекут отмену постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи доводы жалобы о том, что на момент подписания акта У12 от 30 апреля 2017 года у МТЭК ОО «Амур» по документам значилась задолженность перед ООО ЛТК «АСУРИ» за оказанные услуги, а следовательно, указание в справке о подтверждающих документах, признака поставки «2» (предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты) являлось обоснованным.

Как следует из материалов дела, ООО ЛТК «АСУРИ» с МТЭК ОО «Амур» заключено два контракта - № АМR -2002 от 27 декабря 2016 года и № АМР -2001 от 27 октября 2016 года. Денежные средства от нерезидента по указанным контрактам поступают на один расчетный счет резидента- ООО ЛТК «АСУРИ», открытый в Красноярском отделении № 8646 ПАО «Сбербанк России».

Как следует из пояснений ООО ЛТК «АСУРИ», содержащихся в направленном в административный орган письме от 18 октября 2018 года о распределении валютной выручки по договору № АМR -2002 от 27 декабря 2016 года по акту № У12 от 30 апреля 2017 года на сумму 1406090,00 и прилагаемой карточки счета нерезидентом произведена предоплата на сумму 961 900 рублей 23 января 2017 года (платежное поручение № 1 от 23 января 2017 года), оставшаяся часть в сумме 444 190 рублей оплачена 02 марта 2017 года (платежное поручение № 11 от 02 марта 2011 года).

То есть, денежные средства в оплату услуг по акту № У12 от 30 апреля 2017 года поступили на расчетный счет ООО ЛТК «АСУРИ» от МТЭК ОО «Амур» до подписания указанного акта.

Опровержения данной информации с жалобой не представлено.

27 сентября 2018 года ООО ЛТК «АСУРИ» направило в уполномоченный банк корректирующую справку о подтверждающих документах, в который в качестве правильного указан признак поставки «1».

Таким образом, фактически со стороны ООО ЛТК «АСУРИ» применительно к акту У12 от 30 апреля 2017 года не имело место кредитование МТЭК ОО «<данные изъяты>».

Следовательно, правильным в справке о подтверждающих документах от 18 мая 2017 года изначально являлось указание признака поставки «1».

По смыслу законодательства, подавая справку о подтверждающих документах в уполномоченный банк, резидент обязан указать в ней верные данные о валютной операции, в том числе и в части признака поставки. Произвольное указание сведений, не является надлежащим исполнением обязанности со стороны резидента, не отвечает целям, для которых соответствующая обязанность установлена, препятствует надлежащему осуществлению валютного контроля.

Являясь руководителем ООО ЛТК «АСУРИ» - стороны соответствующего Агентского договора, в целях надлежащего исполнения нормативно установленной обязанности о представлении в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах при осуществлении валютных операций, ФИО1 должен был принять меры к устранению имеющихся неясностей и противоречий, в том числе путем взаимодействия с нерезидентом, с тем, чтобы указать в справке достоверные данные, правильный признак поставки.

ФИО1 указанных действий не предпринял, направил в банк справку, в которой признак поставки был указан неверно.

В этой связи, оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности не усматривается.

Представление скорректированной справки о подтверждающих документах отмену постановления и судебного решения не влечет, поскольку допущенная ошибка была устранена после начала административным органом проверочных мероприятий, спустя 1 год и 4 месяца после подачи первоначальной справки.

Равным образом, не свидетельствует об отсутствии вины должностного лица ссылка в жалобе на Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары». Утвержденное данным постановлением «Положение о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары» регламентирует обязанности таможенных органов, а не резидентов, которые в момент спорных правоотношений должны были руководствоваться положениями Инструкции № 138-И.

Не влечет отмену постановления и решения судья и тот факт, что справка была принята должностным лицом банка, поскольку правильное указание признака поставки является обязанностью резидента. Невыявление сотрудником банка на стадии принятия справки неверного указания признака поставки не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Существенных нарушений закона, влекущих отмену постановления и решения судьи в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Наказание ФИО1 определено минимальное, предусмотренное санкций статьи для должностных лиц и снижению не подлежит.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 22 марта 2019 года и постановлением № 196 от 29 января 2019 года начальника Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда Ю.А. Жихарев