Судья Смирнов А.В. дело № 7р-312
Р Е Ш Е Н И Е
г. Йошкар-Ола 1 сентября 2017 г.
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Романове Р.Е.,
рассмотрев дело по жалобе администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение», <...>, место нахождения: <...> сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не имеется,
на решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 7 августа 2017 г., вынесенное по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
постановлением от 4 июля 2017 г. 12 № П-04-41/17 заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО1 администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» назначено наказание в виде штрафа в размере четырехсот тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
На данное постановление администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» подала в суд жалобу, указывая на нарушения процессуальных требований, допущенные должностным лицом при оформлении административного материала, неправильное применение норм земельного законодательства.
Решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 7 августа 2017 г. постановление от 4 июля 2017 г. 12 № П-04-41/17 заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл изменено, наказание назначено в виде штрафа в размере двухсот тысяч рублей.
В жалобе администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» в лице главы администрации ФИО2 просит решение отменить, производство по делу прекратить, вновь указывая на нарушения процессуальных требований, допущенные должностным лицом при оформлении административного материала, неправильное применение норм земельного законодательства при рассмотрении дела. В жалобе также отмечается, что администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» не относится к числу собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельного участка со стихийной свалкой, данными землями пользуется СХА – колхоз <...> Судом не принято во внимание, что администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» обращалась к Собранию депутатов муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» с расчетом проекта бюджета на 2017 г., в котором планировалось заложить на уборку несанкционированных свалок 542000 руб., в бюджете на 2017 г. на содержание улично-дорожной сети, в том числе на уборку несанкционированных свалок предусмотрено 235000 руб.
В возражениях Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в лице ФИО3 просит оставить жалобу без удовлетворения.
На рассмотрение жалобы представитель администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение», извещенной надлежащим образом, не явился.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Заслушав объяснения представителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, материалы административного производства, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, в результате плановой выездной проверки, выполненной Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл 25-29 мая 2017 г., выявлены факты нарушения ведения муниципального земельного контроля и организации свалки твердых коммунальных отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенной в 850 м по направлению на юго-восток от д. Нуктуж в границах муниципального образования «Кужмарское сельское поселение».
Данные действия (бездействие) администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» квалифицированы уполномоченным должностным лицом как нарушение земельного законодательство и административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, согласно которой невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
С этими выводами согласился судья суда первой инстанции, указав на нарушения, допущенные при составлении протокола осмотра территории от 29 мая 2017 г. и признав их несущественными, при этом постановление должностного лица было изменено: размер административного штрафа уменьшен до двухсот тысяч рублей на основании ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в связи с исключительными обстоятельствами.
В части изменения меры наказания решение судьи в жалобе администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» не оспаривается. Со стороны должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, жалоба не подавалась.
Доводы жалобы относительно отсутствия состава административного правонарушения в действиях (бездействии) администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» опровергаются материалами дела, являются несостоятельными.
Из акта проверки от 21 июня 2017 г. № 289 следует, что не санкционированная свалка ТКО организована на земельном участке, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, который относится к землям общей долевой собственности граждан Кужмарского сельского поселения, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в 850 м по направлению на юго-восток от д. Нуктуж.
Постановлением администрации Звениговского района от 4 июня 1999 г. № 146 «Об утверждении списков граждан на получение земельной доли в колхозе <...> письмом администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» от 21 июня 2017 г. № 01-24/542 подтверждается, что 734 дольщикам выделено 2657 га сельскохозяйственных угодий, невостребованные земельные доли составляют 489 доли; 286 долевикам предоставлено 1484 га сельскохозяйственных угодий, невостребованные земельные доли составляют 286 доли. В данном письме также сообщается о том, что по 134 невостребованным земельным долям суд признал право муниципальной собственности, проводится работа по предъявлению в суд исков о признании муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.
Из информации с официального сайта муниципального образования «Звениговский муниципальный район» по состоянию на 1 июня 2017 г. следует, что администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» сообщает о возможности приобретения в собственность 93 невостребованных земельных долей площадью 336,66 га в земельном участке с кадастровым номером <...> находящихся в муниципальной собственности (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...>).
В выписке из ЕГРН от 17 апреля 2017 г. имеются сведения о принадлежности администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» на праве общей долевой собственности долей в земельном участке с кадастровым номером <...> (по итогу: 91 доля из 734), земли сельскохозяйственного назначения, указан адрес объекта недвижимости: <...>). В качестве основания государственной регистрации права указан п. 1.1 ст. 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1.1 ст. 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган регистрации прав. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.
В соответствии с п.п. 1, 1.1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Таким образом, из вышеуказанных документов и с учетом вышеприведенного правового регулирования следует, что муниципальному образованию «Кужмарское сельское поселение» принадлежат 91/734 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> на котором находится несанкционированная свалка.
Сведений о том, что выдел доли муниципального образования в праве общей собственности на земельный участок осуществлен в натуре, в материалах дела не имеется.
В соответствии с п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом вышеизложенного доводы жалобы со ссылками на нормы земельного законодательства, которыми урегулировано возникновение права муниципальной собственности на земельный участок по основанию разграничения государственной собственности на землю являются несостоятельными, поскольку право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> возникло у муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» по иному основанию.
В данном случае для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности не имеет существенного значения то обстоятельство, что администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» не является единственным собственником земельного участка.
Вместе с тем, в жалобе указывается, что администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» в декабре 2016 г. обращалась к Собранию депутатов муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» с расчетом проекта бюджета на 2017 г., в котором планировалось заложить на уборку несанкционированных свалок 542000 руб.; в бюджете на 2017 г. на содержание улично-дорожной сети, в том числе на уборку несанкционированных свалок предусмотрено 235000 руб. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из протокола 25-й сессии Собрания депутатов муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» от 23 декабря 2016 г., в котором отмечено, что при условии перевыполнения доходной части бюджета на 2017 г. возможно будет вернуться к рассмотрению предложений главы администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» о дополнительном выделении бюджетных средств; расчетом проекта бюджета по благоустройству на 2017 г., ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» на 2017 г.
Из письма администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» от 29 августа 2017 г. № 794 следует, что в первом полугодии 2017 г. денежные средства из местного бюджета на ликвидацию несанкционированной свалки вблизи д. Нуктуж не выделялись. По КБК <...> «Содержание улично-дорожной сети в границах городских округов и поселений» остаток лимита составляет 0,00 руб. Лимит бюджетных обязательств в сумме 235000 руб. был израсходован на расчистку от снега дорог муниципального образования «Кужмарское сельское поселение».
Данные документы отсутствовали в административных материалах при рассмотрении дела должностным лицом и судьей суда первой инстанции, соответственно, они не могли быть ими оценены.
В силу ч. 3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ изложенное не препятствует оценке этих документов при рассмотрении дела судом второй инстанции.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Пунктом 19 ст. 6 Устава муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» от 26 декабря 2005 г. к вопросам местного значения поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
По вышеприведенным мотивам решение судьи, постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу – прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 7 августа 2017 г., постановление от 4 июля 2017 г. 12 № П-04-41/17 заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» прекратить по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Г.В. Попов