ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-316/2017 от 18.05.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 7р-316/17

Р Е Ш Е Н И Е

от 18 мая 2017 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Брагин А.А.,

рассмотрев жалобу должностного лица, вынесшего постановление, ФИО2 на решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 10 апреля 2017 года, вынесенное в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего специалиста по административному производству группы дознания и административной практики Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району ФИО2 от 30 сентября 2016 года ФГБУ «Северное УГМС» (далее – учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей.

Решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 10 апреля 2017 года постановление должностного лица по жалобе законного представителя ФИО3 отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении учреждения прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2 в жалобе просит отменить решение судьи, считая его незаконным.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного решения, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения должностного лица, вынесшего постановление, ФИО2, защитника Рябченко Я.С., нахожу решение подлежащим отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность.

Как следует из материалов дела, 02 августа 2016 года в 14:00 научно-исследовательское судно «Иван Петров», судовладелец ФГБУ «Северное УГМС» (флаг - Российская Федерация), под командованием капитана судна ФИО1 убыло из порта Архангельск по маршруту: порт Архангельск - Хатангский залив - порт Архангельск. Пограничный, таможенный (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иные виды контроля судно при выходе из порта Архангельск не проходило.

При осуществлении плавания по указанному маршруту научно-исследовательское судно «Иван Петров» неоднократно 4, 5, 8 и 9 августа 2016 года пересекало линию государственной границы Российской Федерации, при этом информация о месте положении судна каждые два часа согласно требованиям постановления Правительства РФ от 15.08.2014 № 811 в Пограничные органы ФСБ России не поступала, что послужило основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Судья районного суда, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 30 сентября 2016 года пришел к выводу, что учреждение нарушения требований ч. 21 ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и пунктов 4, 6 Правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2014 года
№ 811, не допустило, поскольку мониторинг местоположения судна автоматически не осуществлялся.

С решением судьи районного суда согласиться нельзя.

В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда в нарушение требования статей 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ не принял меры к всестороннему, полному и объективному выяснению всех обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 21 ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1
«О Государственной границе Российской Федерации» российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.

Требования к оснащению судов, указанных в ч. 21 ст. 9 Закона «О Государственной границе РФ», техническими средствами контроля обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна, при условии выполнения которых эти суда могут неоднократно пересекать Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля определенны приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 311 по согласованию с Федеральной службой безопасности.

Согласно пункта 2 Правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 года № 811 передача в пограничные органы данных о местоположении судов осуществляется российским центром системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии, созданным в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации
от 8 декабря 2008 года № 922 «О мерах по внедрению системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии», в электронной форме с использованием информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Для получения информации о судах, намеревающихся неоднократно пересечь государственную границу Российской Федерации, российский центр системы опознавания и российские центры мониторинга используют данные централизованного учета государственного портового контроля, который осуществляется капитанами морских портов в соответствии с п. 1 ст. 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 27 Раздела 111 приказа Министерства транспорта РФ от 9 июля 2014 г. № 183 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Архангельск», информация о заходе судна в морской порт и выходе судна из морского порта передается капитану морского порта по адресу в информационно - телекоммуникационной сети Интернет: www.portcall.marinet.ru в Информационную систему государственного портового контроля Модуль «Регистрация заходов и отходов судов в морских портах Российской Федерации» (далее - Информационная система государственного портового контроля Модуль), введенная в эксплуатацию Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2009 года № 140 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» (Приложение № 1).

Как следует из материалов дела 2 августа 2016 года в 10 часов 58 минут (мск) в Информационную систему государственного портового контроля Модуль, передана заявка № 543838/D на судно «Иван Петров» ИМО 8606576, из которой следовало, что судно при выходе из порта не будет пересекать государственную границу Российской Федерации (л.д. 59, об).

Поскольку, согласно переданной заявки, судно выходило из порта без пересечения Государственной границы РФ, то мониторинг судна по постановлению Правительства РФ от 15 августа 2014 года № 811 не осуществлялся.

Указанным обстоятельствам судьей не дана надлежащая правовая оценка.

При изложенных обстоятельствах решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 10 апреля 2017 года вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения в областном суде жалобы должностного лица, вынесшего постановление, срок давности привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, составляющий два месяца, истек 9 октября 2016 года, дальнейшее обсуждение вопроса о виновности учреждения в совершении административного правонарушения невозможно, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

жалобу должностного лица, вынесшего постановление, ФИО2 удовлетворить частично.

Решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 10 апреля 2017 года, вынесенное в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности прекратить.

Судья А.А. Брагин