Судья Курбанова Л.Р. Дело № 7р-324/2021
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 2 сентября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление ведущего специалиста-эксперта территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 5 февраля 2021 года <№>, решение судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 10 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, <дата> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ИНН <№>, ОГРНИП <№>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением ведущего специалиста-эксперта территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – ТОГАДН по Республике Марий Эл) от 5 февраля 2021 года <№> индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Решением судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 10 июня 2021 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, ИП ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что он осуществляет пассажирские перевозки по маршруту № 512-П «Йошкар-Ола (остановочная площадка часть III привокзальной площади) – пос. Мари-Турек» на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, выданного Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл по результатам открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по ранее установленным маршрутам, параметры которых указаны в реестре межмуниципальных маршрутов. Согласно сведениям указанного реестра конечным пунктом маршрута № 512-П значится п. Мари-Турек, сведений об иных остановочных пунктах, в которых разрешается посадка/высадка пассажиров по данному маршруту в реестре не содержится. Движение и осуществление посадки и высадки пассажиров в границах п. Мари-Турек соответствует сведениям, указанным в реестре межмуниципальных маршрутов и свидетельстве об осуществлении регулярных перевозок, выданном индивидуальному предпринимателю.
ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в связи с чем на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник ИП ФИО1 ФИО2 поддержал доводы жалобы, пояснил аналогично изложенному в ней, дополнил, что действия ИП ФИО1 подлежали квалификации по части 1 статьи 11.33 КоАП РФ, также указал на наличие оснований для освобождения от административной ответственности как субъекта малого предпринимательства.
Представитель ТОГАДН по Республике Марий Эл ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить в силе постановление должностного лица и решение судьи районного суда.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе ИП ФИО1 <№>, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-5 указанной статьи, статьями 11.15.1, 11.23 и 12.21.1 данного Кодекса.
Примечанием к статье 12.31.1 указанного Кодекса установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные названной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона № 259-ФЗ перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
В соответствии с пунктами 9, 11 статьи 2 Федерального закона № 259-ФЗ маршрут регулярных перевозок – это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. Остановочным пунктом признается место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
В силу пункта 66 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 года № 7 (далее – Правила № 7), запрещается отклонение от установленного схемой маршрута пути следования, осуществление остановок в местах, не предусмотренных схемой маршрута (кроме случаев, когда это вызвано необходимостью обеспечения безопасности перевозок и дорожного движения).
По смыслу части 2 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данном маршруте в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, либо со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о таком маршруте в этом реестре.
Пунктом 5 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2015 года № 748, установлено, что ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, а также формирование расписания отправления транспортных средств по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл осуществляется уполномоченным органом в электронном виде.
Согласно сведениям указанного реестра, размещенного на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок № 512-П имеет порядок посадки и высадки пассажиров: только в установленных остановочных пунктах.
Порядок установления перечня остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 мая 2021 № 209 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведение указанного перечня осуществляется Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в электронном виде посредством размещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно перечню остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в п. Мари-Турек Республики Марий Эл имеется один остановочный пункт, расположенный по адресу: <адрес>.
Как следует из постановления должностного лица, основанием для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ послужило то, что 8 декабря 2020 года в 14 часов 30 минут по адресу: <адрес> в ходе проведения планового рейдового мероприятия на основании рейдового задания от 30 ноября 2020 года <№> государственным инспектором ТОГАДН по Республике Марий Эл при проверке транспортного средства – автобуса марки Луидор, государственный регистрационный знак <№>, под управлением водителя ФИО4, осуществлявшего перевозку пассажиров в количестве 8 человек по маршруту <№> «<...>» по путевому листу от 8 декабря 2020 года <№>, выданному ИП ФИО1, выявлено, что в нарушение требований частей 3, 4 статьи 19 Федерального закона 259-ФЗ и пункта 66 Правил № 7 ИП ФИО1 допустил отклонение от установленного схемой маршрута пути следования, осуществление остановок в местах, не предусмотренных схемой маршрута, осуществив посадку (высадку) пассажиров в неустановленном месте.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 21 января 2021 года № <№>, актом осмотра транспортного средства от 8 декабря 2020 года <№>, водительским удостоверением ФИО4, свидетельством о регистрации транспортного средства 9904 <№>, картой маршрута регулярных перевозок серии <№>, путевым листом от 8 декабря 2020 года <№>, сведениями с официального сайта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса. Правильность выводов должностного лица и судьи городского суда о виновности привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Доводы жалобы основаны на ином толковании приведенных выше норм закона, определяющих порядок остановки маршрутных транспортных средств для посадки/высадки пассажиров, не опровергают наличие в действиях ИП ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Оснований полагать, что в данном случае действия ИП ФИО1 подлежали квалификации по части 1 статьи 11.33 КоАП РФ, не имеется, поскольку в силу прямого толкования данной нормы закона административной ответственности на ее основании подлежит водитель, который осуществил посадку/ высадку пассажиров в автобус, трамвай или троллейбус в неустановленном месте.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, влечет наложение на юридических лиц штрафа в размере двадцати пяти тысяч рублей.
Административное наказание назначено ИП ФИО1 с учетом требований статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем, учитывая, что допущенное нарушение посягает на установленные правила безопасной перевозки пассажиров общественным транспортом, то предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ и частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ совокупности обстоятельств, позволяющих заменить назначенное наказание на предупреждение, по настоящему делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление ведущего специалиста-эксперта территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 5 февраля 2021 года <№> и решение судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 10 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Судья И.Н. Смышляева
Решение29.09.2021