ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-326 от 13.04.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-326

Р Е Ш Е Н И Е

13 апреля 2020 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» Логиновой М.А. на решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 10 января 2020 года,

установил:

постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Архангельской области № от 16 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» (далее ООО «ТК» НТП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 10 января 2020 года указанное постановление изменено, назначенное наказание снижено до 250 000 рублей.

Защитник Логинова М.А. в жалобе и дополнении к ней просит отменить судебное решение и постановление должностного лица, считая их незаконными.

В судебном заседании 25 февраля 2020 года защитник Боковиков С.Н. доводы жалобы поддержал. В связи с запросом дополнительных материалов производство по делу было отложено на 2 апреля 2020 года, затем на 13 апреля 2020 года. Ходатайств об отложении рассмотрения дела от защитника Боковикова С.Н., извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не поступило, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие защитника.

Ходатайство защитника Логиновой М.А. разрешено в установленном порядке с вынесением определения.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.

Положениями части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Должностным лицом и судьей городского суда установлено, что 18 сентября 2019 года в 20 часов 22 минуты на 1 км 211 м автодороги «Подъезд к городу Котлас» в Котласском районе Архангельской области транспортное средство марки Volvo FM Truck 4X2, государственный регистрационный знак собственником которого является ООО «ТК «НТП» в нарушение статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, двигалось без специального разрешения с осевой нагрузкой 11,08 т на ось №2 при предельно допустимой осевой нагрузке 10 т (превышение 10,8%).

Данное обстоятельство зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством измерения, имеющим функции фото- и видеосъемки СВК-2-РВС, идентификатор со сроком действия поверки до 30 июня 2020 года.

Оснований усомниться в правильности показаний технического средства измерения, проверки параметров и наличия специального разрешения автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, не имеется.

Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе, фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, ООО «ТК «НТП» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы о непричастности «ТК «НТП» к совершению вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что в момент его фиксации в автоматическом режиме транспортное средств марки Volvo FM Truck 4X2, государственный регистрационный знак было передано в пользование по договору аренды ООО «Логистика», были предметом проверки предыдущей судебной инстанции и обоснованно отклонены по основаниям, подробно изложенным в соответствующем судебном решении.

В подтверждение данного довода в судебное заседание по рассмотрению жалобы ООО «ТК «НТП» были представлены: договор аренды транспортного средства Volvo FM Truck 4X2, государственный регистрационный знак , от 14 июня 2019 года (срок действия до 13 июня 2020 года), заключенный с ООО «Логистика»; акт приема – передачи транспортного средства от 14 июня 2019 года; платежные поручения с указанием назначения платежа по договору аренды транспортного средства от 14 июня 2019 года ТС государственный регистрационный знак за период с июня по декабрь 2019 года; страховой полис, где страхователем является ООО «ТК «НТП»; путевой лист от 15 сентября 2019 года, выданный ООО «Логистика»; товарно-транспортная накладная; договор на перевозку грузов автомобильным транспортом от 6 сентября 2018 года, заключенный между ООО «СтройТрансГаз» и ООО «СГК-7» (далее ООО «ГСП-7»); заявка и платежные поручения об оплате транспортных услуг; договор на перевозку грузов автомобильным транспортом от 9 июля 2019 года; заявка и счета на оплату транспортных услуг, платежные поручения; справкой, что С. В.А. работает водителем в ООО «Логистика», копия водительского удостоверения на имя С. В.А.; специальные разрешения на движения по автомобильным дорогам транспортного средств, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Частью 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 указанной нормы лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

Примечанием к статье 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение части 3 статьи 1.5 данного Кодекса не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 данного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 КоАП РФ (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Рассмотрев в соответствии с требованиями статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ жалобу ООО «ТК «НТП» на постановление должностного лица, оценив на основании статьи 26.11 названного Кодекса представленные подателем жалобы доказательства, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о том, что представленные доказательства с учетом требований приведенных выше норм указанного Кодекса не являются достаточными для вывода о нахождении транспортного средства марки Volvo FM Truck 4X2, государственный регистрационный знак , в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме в пользовании иного лица.

Реальное исполнение договора аренды в момент фиксации правонарушения представленными доказательствами достоверно не подтверждается.

В подтверждение реального исполнения договора юридическим лицом должны представляться первичные учетные документы, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2019 года № 5-АД19-12).

Такие доказательства по делу не представлены.

ООО «ТК «НТП» является владельцем указанного транспортного средства Volvo FM Truck 4X2, государственный регистрационный знак , что подтверждается карточкой учета транспортного средства.

В силу статьи 646 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

В материалы дела не представлено доказательств, что страхователем гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования является ООО «Логистика».

Страхователем по такому договору является ООО «ТК «НТП».

Кроме того, вызывает сомнение достоверность представленных подателем жалобы документов.

При подаче жалобы в Котласский городской суд договор аренды, акт приема передачи транспортного средства, платежные документы ООО «ТК «НТП» представлены не были.

Специальные разрешения на движения по автомобильным дорогам транспортного средств, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, полученные ООО «Логистика» на транспортное средство марки Volvo FM Truck 4X2, государственный регистрационный знак также не подтверждает факт использования автомобиля по договору аренды.

Напротив, из них следует, что указанное транспортное средство не двигалось 18 сентября 2019 года в 20 часов 22 минуты на 1 км 211 м автодороги «Подъезд к городу Котлас» согласно данным разрешениям.

Так, в разрешениях отсутствуют отметки владельца транспортного средства о поездке (дата и время начала каждой поездки) и отметки грузоотправителя.

Отсутствие обязательных отметок в специальных разрешениях влечет за собой недействительность указанного разрешения и не подтверждает использование транспортного средства марки Volvo FM Truck 4X2, государственный регистрационный знак для перевозки тяжеловесного груза ООО «Логистикой» в указанное время и месте.

Кроме того, представленный в материалы дела светокопия копия путевого листа от 15 сентября 2019 года с датой возвращения в гараж 20 сентября 2019 года должным образом не была заполнена, в соответствующих графах отсутствует наименование организации выдавшей путевой лист, серия и номер путевого листа. Имеется лишь запись, сделанная генеральным директором ООО «Логистика», что копия верна.

На запрос судьи ООО «РТ-инвест Транспортные системы» сообщило, что транспортное средство с государственным регистрационным знаком зарегистрировано в период с 14 марта 2018 года по 13 марта 2020 года в Реестре системы взимания платы за ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки». За указанным транспортным средством закреплялись бортовые устройства в период с 14 марта 2018 года по 12 сентября 2019 года, и в период с 23 августа 2019 года по 12 марта 2020 года. При этом в период с 1 сентября 2019 года по 30 сентября 2019 года бортовое устройство не функционировало в штатном режиме, маршрутные листы не оформлялись. В указанный период плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения ТС, имеющими разрешенную массу свыше 12 тонн, за транспортное средство не была внесена.

На запрос областного суда факт использовании 18 сентября 2019 года в 20 часов 22 минуты транспортного средства Volvo FM Truck 4X2, государственный регистрационный знак ООО «Логистика» не подтвердило, причин незаполнения специального разрешения не указало, доказательств внесения платы по системе «Платон» не предоставило, не получив соответствующий запрос.

При этом исхожу из положений части 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ, согласно которым юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Представленные в судебное заседание копии платежных поручений № 668 от 13 марта, 23 марта и 10 апреля 2020 года о внесении ООО «Логистика» пополнения расчетной записи ООО «РТИТС» отношения к данному делу, касающегося события 18 сентября 2019 года, не имеют.

Общество имело достаточно времени для представления дополнительных материалов как в городской, так и областной суд.

Порядок и срок давности привлечения ООО «ТК «НТП» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «ТК «НТП» в пределах санкции части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 января 2019 года № 5-П.

Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющим назначить наказание ниже низшего размера санкции статьи в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ из материалов дела не усматривается.

Решение вынесено судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено, и правовых оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 10 января 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» Логиновой М.А. - без удовлетворения.

Судья А.В. Витязев