Судья Емельянова Е.В. дело № 7р-328/2017
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 20 сентября 2017 г.
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Пайгельдиной В.С.,
рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Медведевский» ФИО1 на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 17 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Азановское сельское поселение»
УСТАНОВИЛ:
определением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Медведевский» ФИО1 от 23 июня 2017 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Азановское сельское поселение».
Решением начальника МО МВД России «Медведевский» от 13 июля 2017 года определение старшего государственного инспектора оставлено без изменения, протест заместителя прокурора Медведевского района Республики Марий Эл – без удовлетворения.
Не согласившись с решением вышестоящего должностного лица, заместитель прокурора Медведевского района Республики Марий Эл обратился в Медведевский районный суд Республики Марий Эл с протестом, в котором просил отменить указанное выше решение должностного лица.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 17 августа 2017 года решение начальника МО МВД России «Медведевский» от 13 июля 2017 года отменено, материал об административном правонарушении возвращен на новое рассмотрение должностному лицу.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл государственный инспектор ФИО1 просит отменить решение судьи, ссылаясь на то, что положения ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, на который судья сослался в решении, не распространяется на дороги с грунтовым покрытием.
Заслушав государственного инспектора ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Назарова А.А., просившего в удовлетворении жалобы отказать, представителя администрации МО «Азановское сельское поселение» ФИО2, просившую жалобу удовлетворить, изучив доводы жалобы и представленные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Установлено, что в прокуратуру Республики Марий Эл поступили обращения граждан по вопросу ненадлежащего содержания дороги по д. Бахтиарово Медведевского района Республики Марий Эл.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 9 июня 2017 года старшим помощником прокурора Медведевского района Республики Марий Эл проверки соблюдения администрацией муниципального образования «Азановское сельское поселение» законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности установлено, что дорога с грунтовым покрытием по д. Бахтиарово Медведевского района Республики Марий Эл имеет просадки, выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. По результатам проверки составлен акт от 9 июня 2017 года.
Постановлением администрации муниципального образования «Азановское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл от 10 июня 2016 года № 56/1 указанная дорога включена в перечень дорог с переходным типом покрытия и грунтовых дорог общего пользования местного значения указанного муниципального образования.
19 июня 2017 года материал проверки прокурор направил в МО МВД России «Медведевский» для возбуждения в отношении виновных должностных лиц администрации МО «Азановское сельское поселение» дела об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Медведевский» ФИО1 от 23 июня 2017 года, оставленным без изменения решением начальника МО МВД России «Медведевский» от 13 июля 2017 года, в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Азановское сельское поселение» отказано.
Отказав в возбуждении дела об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, государственный инспектор указал, что требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», устанавливающие предельные размеры просадок и выбоин, на грунтовые дороги не распространяются и применению не подлежат.
С указанными выводами согласился начальник МО МВД России «Медведевский», принявший 13 июля 2017 года решение, которым отказал в удовлетворении протеста заместителя прокурора Медведевского района Республики Марий Эл об отмене указанного выше определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Судья районного суда признал выводы должностных лиц ошибочными, решение начальника МО МВД России «Медведевский» отменил, материал возвратил на новое рассмотрение вышестоящему должностному лицу.
Вопреки доводам жалобы, выводы судьи по существу являются верными и основаны на правильном применении норм материального права.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, в том числе при содержании дорог. При этом нарушение, в частности, может выражаться в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, непринятии мер по содержанию дорог в безопасном состоянии, не своевременном устранении помех в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу пунктов 6, 7, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, закреплено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Между тем из акта проверки от 9 июня 2017 года усматривается, что дорога по улице д. Бахтиарово Медведевского района Республики Марий Эл имеет просадки, выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно абзацу «з» подпункта 2 пункта 6 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам входят работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр.
В соответствии с пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Абзацем пятым раздела 1 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Между тем доводы прокурора о непринятии администрацией МО «Азановское сельское поселение» и/или ее должностными лицами мер по надлежащему содержанию дороги по д. Бахтиарово Медведевского района Республики Марий Эл, обеспечивающему бесперебойное и безопасное движение транспортных средств, государственным инспектором не проверялись, что является нарушением принципа всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела, рассмотрения его в соответствии с законом и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как верно указал судья.
Согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Вместе с тем, придя к обоснованному выводу о том, что поступившие из прокуратуры материалы, содержащие сведения о наличии события административного правонарушения, не проверялись, судья пришел к выводу о направлении дела на новое рассмотрение вышестоящему должностному лицу, осуществлявшему проверку доводов протеста прокурора, а не должностному лицу, правомочному принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об изменении решения судьи районного суда, поскольку в нем не указано на отмену определения старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Медведевский» ФИО1 от 23 июня 2017 года, которое оставлено без изменения оспариваемым решением вышестоящего должностного лица, а также о направлении дела на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 17 августа 2017 года изменить, дополнив его указанием на отмену определения старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Медведевский» ФИО1 от 23 июня 2017 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО «Азановское сельское поселение».
Направить дело на новое рассмотрение в ОГИБДД МО МВД России «Медведевский».
В остальной части решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 17 августа 2017 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Медведевский» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья И.А. Медведева