ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-330 от 26.05.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-330

РЕШЕНИЕ

26 мая 2022 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу временно исполняющего обязанности главы муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Загрийчука С.Д. на решение судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 21 апреля 2022 года,

установил:

постановлением главного государственного инспектора Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору № 22 от 9 марта 2022 года администрация муниципального образования «Красноборский муниципальный район» (далее – МО «Красноборский муниципальный район») признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.

Решением судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 21 апреля 2022 года указанное постановление изменено с исключением из него указания на наличие вины администрации МО «Красноборский муниципальный район» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Администрация МО «Красноборский муниципальный район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

Временно исполняющий обязанности главы МО «Красноборский муниципальный район» Загрийчук С.Д. просит состоявшиеся по делу акты отменить, считая их незаконными.

В Архангельском областном суде защитник администрации МО «Красноборский муниципальный район» Волкова Л.И. доводы жалобы поддержала.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

За нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ) установлено, что леса подлежат охране от пожаров.

В силу части 4 указанной статьи охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности в лесах со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки по факту пожара, произошедшего 21 апреля 2021 года в д.Сидоровская, д.Цивозерский погост Красноборского района Архангельской области, кладбища и лесного пожара в выделах 16, 17 квартала 4 Красноборского сельского участкового лесничества Красноборского лесничества установлено, что в этот день в 16 часов 00 минут из-за сильных порывов ветра произошел переход пламени на лес с земельного участка мест захоронения (кладбище) площадью 11300 кв.м, расположенного по адресу: ***** (кадастровый номер *****).

По сообщению временно исполняющего обязанности главы МО «Белослудское» от 14 октября 2021 года земли вокруг деревень Цивозерский погост и Среднее Шипицыно поселению не принадлежат и их категория неизвестна.

Согласно сообщению исполняющего обязанности главы МО «Красноборский муниципальный район» от 11 октября 2021 года земли лесного фонда, расположенные вблизи деревень Цивозерский погост и Среднее Шипицыно, на которых произошел пожар, частично граничат с землями сельскохозяйственного назначения бывшего совхоза «Красноборский» и с земельным участком с кадастровым номером *****, площадью 11300 кв.м, расположенным по адресу: *****, вид разрешенного использования – религиозное использование (для размещения кладбищ), категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Сведения о собственнике земельного участка с кадастровым номером *****, площадью 11300 кв.м, расположенного по адресу: *****, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

В силу статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно пункту 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения муниципального района.

Исполнительно-распорядительным органом МО «Красноборский муниципальный район» является администрация (пункта 1 статьи 4 Устава МО «Красноборский муниципальный район»), в полномочия которой также входит решение вопроса по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организации ритуальных услуг.

Согласно акту № 2 о лесном пожаре от 26 апреля 2021 года на границе с лесным фондом обнаружено отсутствие минерализованных полос и не произведена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров, причина возникновения пожара – переход с земель иных категорий (от сельхозпала).

Нарушение администрацией МО «Красноборский муниципальный район» пункта 10 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 1614, явилось основанием для привлечения ее к административной ответственности по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ, являются физические и юридические лица, допустившие нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Обязанность по исполнению требований пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах возложена на органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу.

Отсутствие в установленном законом порядке регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 29:08:023601:14, где произошел лесной пожар, не является основанием для неисполнения администрацией возложенных на нее законом обязанностей.

Данное обстоятельство не освобождало администрацию МО «Красноборский муниципальный район» от выполнения требований пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах как юридического лица, распоряжающегося территорией, прилегающей к лесу.

Более того, решением Красноборского районного суда Архангельской области от 13 июня 2018 года, вступившим в законную силу 19 июля 2019 года, на администрацию МО «Красноборский муниципальный район» в срок до 1 января 2021 года возложена обязанность организовать проведение межевания земельных участков, используемых на территории МО «Красноборский муниципальный район» для погребения умерших (кладбищ), а также предоставить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы, необходимые для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки, в том числе на земельный участок, расположенный на территории МО «Белослудское» (земельный участок в д.Цивозерский погост).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вследствие непринятия администрацией МО «Красноборский муниципальный район» мер по соблюдению требований пункта 10 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 1614, в выделах 16, 17 квартала 4 Красноборского сельского участкового лесничества Красноборского лесничества произошел лесной пожар.

То обстоятельство, что пожар возник в д.Сидоровская, не свидетельствует об отсутствии в деянии администрации МО «Красноборский муниципальный район» состава вмененного правонарушения.

Выполнение пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах не повлекло бы переход пламени на земельный участок мест захоронения (кладбище), и, как следствие, возникновение на нем пожара с последующим переходом пламени на лес.

Таким образом, администрация МО «Красноборский муниципальный район» обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, отклоняется.

Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Наличие таких существенных нарушений не усматривается, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, и не доверять им оснований не имеется, событие административного правонарушения должным образом описано.

Ошибочное указание в описательной части протокола об административном правонарушении номера квартала Красноборского сельского участкового лесничества (вместо «4» указано «44), на землях которого произошел лесной пожар, основанием для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством не является и свидетельствует о явной технической описке должностного лица, его составившего.

Данная описка не нарушила право на защиту администрации МО «Красноборский муниципальный район», а именно знать в чем выражается противоправность ее поведения, защищаться от предъявленного обвинения путем дачи объяснений, представлять доказательства, заявлять ходатайства и пользоваться юридической помощью защитника. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал законный представитель администрации МО «Красноборский муниципальный район» Загрийчук С.Д., который каких-либо замечаний по его содержанию не представил.

Более того, из материалов дела, в том числе из постановления главного государственного инспектора Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору № 22 от 9 марта 2022 года усматривается, что местом совершения административного правонарушения являются выделы 16, 17 квартала 4 Красноборского сельского участкового лесничества Красноборского лесничества. И это обстоятельство в жалобе не оспаривается.

Данный вывод соответствует правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в ряде судебных постановлений, в частности от 15 ноября 2021 года № 29-АД21-6-К1.

С учетом изложенного, каких-либо существенных недостатков в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район», не усматривается. Поэтому протокол об административном правонарушении обоснованно признан судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства по делу.

Как указано выше, сроки составления протокола не являются пресекательными, поэтому нарушение таких сроков не влечет признание протокола недопустимым доказательством.

Административное наказание назначено администрации МО «Красноборский муниципальный район» в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 8.32 КоАП РФ (в размере половины от минимального размера административного штрафа в 500 000 рублей, предусмотренного санкцией статьи), и с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса.

Избранный судьей вид и размер административного наказания не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения новых правонарушений, то есть отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушений процессуальных требований не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

Судебное решение надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, жалобу временно исполняющего обязанности главы муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Загрийчука С.Д. – без удовлетворения.

Судья А.С. Харлов