ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-336/2016 от 31.08.2016 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Кропотова Т.Е. дело № 7р-336/2016

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 31 августа 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.,

при секретаре Мироновой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя административной комиссии в г. Йошкар-Оле ФИО1 и протест и.о. прокурора г. Йошкар-Олы Курбангалиевой Ю.В. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З «Обадминистративных правонарушениях в Республике Марий Эл», в отношении ФИО2, родившейся <дата> в <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> ранее непривлекавшейся к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

<дата> начальником отдела предпринимательства, транспорта и потребительского рынка администрации ГО «Город Йошкар-Ола» в отношении ФИО2 составлен протокол <№> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» (далее Закон об административных правонарушениях в Республике Марий Эл), согласно которому 15 июня 2016 года в 10 часов 50 минут на тротуаре по бульвару Чавайна – ул. Комсомольская, дом 155 в г. Йошкар-Оле ФИО2 самовольно без соответствующего согласования разместила лоток по продаже мороженого в нарушение требований п. 1.6.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14 июля 2009 года № 752-IV.

Постановлением административной комиссии в г.Йошкар-Оле от 21июня 2016 года № 339 ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9 Закона об административных правонарушениях в Республике Марий Эл и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 200 рублей.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июля 2016 года постановление административного органа изменено, дополнено следующим содержанием: в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложение административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, председатель административной комиссии в г. Йошкар-Оле просит решение судьи отменить, указывая на отсутствие правовых оснований для изменения постановления административного органа.

В протесте и.о. прокурора г. Йошкар-Олы ставится вопрос об отмене решения судьи в связи неправильной квалификацией действий ФИО2 по ч. 1 ст. 9 Закона об административных правонарушениях в Республике Марий Эл.

ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена, об отложении рассмотрения дела не просила, поэтому считаю возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив доводы жалобы и протеста, заслушав объяснения представителя административной комиссии в г.Йошкар-Оле ФИО3, заключение прокурора Назарова А.А., исследовав материалы настоящего дела и административный материал, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Законом об административных правонарушениях в Республике Марий Эл ведется в соответствии с нормами КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст.9 Закона об административных правонарушениях в Республике Марий Эл нарушение установленных правил благоустройства территорий городского округа, сельского и городского поселения, если административная ответственность за эти действия (бездействие) не установлена федеральным законом влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот рублей до одной тысячи рублей, на должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от пятисот рублей до одной тысячи пятисот рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к названной статье правила благоустройства территории городского округа, сельского и городского поселения утверждаются представительным органом муниципального образования городского округа, городского и сельского поселения.

В силу п. 1.6.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14 июля 2009 года № 752-IV, юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, обязаны согласовывать с управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» размещение на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» объектов мелкорозничной торговли (установку лотков, киосков и иных специальных приспособлений), стендов, малых архитектурных форм по утвержденным проектам.

Как следует из постановления административной комиссии, административное правонарушение, совершенное ФИО2, заключается в том, что в 15 июня 2016 года в 10 часов 50 минут на перекрестке бул. Чавайна с ул. Комсомольская д. 155 г. Йошкар-Ола ФИО2 в нарушение требований п. 1.6.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» самовольно разместила на тротуаре лоток по продаже мороженого, без соответствующего согласования.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из установленных обстоятельств и положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, возлагающих на судью обязанность при рассмотрении жалобы проверять дело в полном объеме, полагаю, что в данном деле действия ФИО2 подлежат квалификации по ст. 12 Закона об административных правонарушениях в Республике Марий Эл, согласно которой наступает административная ответственность за размещение на улицах, площадях, в парках, скверах, иных общественных местах объектов мелкорозничной торговли: павильонов, киосков, палаток, передвижных средств развозной и разносной торговли (автоматов, автолавок, автомагазинов, тележек, лотков, корзин и иных специальных приспособлений) без произведенного в установленном порядке согласования.

Санкция данной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста рублей до пятисот рублей, на должностных лиц - в размере от двух тысяч рублей до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч рублей до тридцати тысяч рублей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона об административных правонарушениях в Республике Марий Эл дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8 и 9, 12 настоящего Закона, рассматривают административные комиссии.

Санкция, установленная ст. 12 Закона об административных правонарушениях в Республике Марий Эл в отношении граждан мягче санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9 данного закона.

Таким образом, судья городского суда при пересмотре постановления, вынесенного в отношении ФИО2, должен был самостоятельно переквалифицировать ее действия, однако ошибочно отказал в переквалификации, сославшись на отмену в 2006 года утвержденного постановлением мэра города Йошкар-Олы от 27 апреля 2004 года №1020 Порядка размещения объектов мелкорозничной нестационарной торговли на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

Судьей не учтено, что в настоящее время правило, обязывающее юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, согласовывать с управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» размещение на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» объектов мелкорозничной торговли (установку лотков, киосков и иных специальных приспособлений), стендов, малых архитектурных форм по утвержденным проектам, закреплено в п. 1.6.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

В связи с изложенным постановление административной комиссии в г.Йошкар-Оле от 21июня 2016 года № 339 и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июля 2016 года подлежат изменению в части переквалификации действий ФИО2 по ст. 12 Закона об административных правонарушениях в Республике Марий Эл.

Вид и размер назначенного ФИО2 наказания изменению не подлежат, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ соответствует характеру совершенного ФИО2 административного правонарушения, личности виновного, имущественному положению, обстоятельствам, смягчающие административную ответственность (наличие двоих несовершеннолетних детей). Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суду не представлено.

Срок и порядок обжалования постановления о привлечении ФИО2 к административной ответственности в постановлении указан.

Обязанность представлять в административную комиссию квитанцию об уплате штрафа в постановлении не предусмотрена. Указанную в постановлении формулировку о предъявлении в административную комиссию квитанции об уплате штрафа следует оценивать с учетом отсутствия у административной комиссии доступа к Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Указанная в постановлении информация о порядке уплаты штрафа соответствует положениям ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ.

При необходимости порядок исполнения наказания в виде штрафа может быть разъяснен административной комиссией в г. Йошкар-Оле в порядке, установленном ст. 31.8 КоАП РФ.

В связи с изложенным решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл подлежит отмене в части изменения постановления административного органа дополнением следующего содержания: в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложение административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Из мотивировочной части решения судьи подлежит исключению вывод о том, что в нарушение требований ст. 32.2 КоАП РФ в постановлении № 339 от 21 июня 2016 года в отношении ФИО2 указано на обязательность предъявления квитанции об уплате штрафа в административную комиссию.

В остальной части постановления административной комиссии и решения судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл оснований для их отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление административной комиссии в г.Йошкар-Оле от 21июня 2016 года № 339 и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики МарийЭл от 20 июля 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», в отношении ФИО2 изменить.

Переквалифицировать действия ФИО2 с ч. 1 ст. 9 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З «Обадминистративных правонарушениях в Республике Марий Эл» на ст. 12 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З «Обадминистративных правонарушениях в Республике Марий Эл» с оставлением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 рублей.

Решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июля 2016 года отменить в части изменения постановления административного органа дополнением следующего содержания: в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложение административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Это же решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл изменить, исключив из него вывод о том, что в нарушение требований ст. 32.2 КоАП РФ в постановлении № 339 от 21 июня 2016 года в отношении ФИО2 указано на обязательность предъявления квитанции об уплате штрафа в административную комиссию.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья В.В. Братухин