Судья Харисова Э.Ш. дело № 7р-339
Р Е Ш Е Н И Е
г. Йошкар-Ола 25 сентября 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Пайгельдиной В.С.,
рассмотрев жалобу заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 на решение судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 16 августа 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, в отношении:
ФИО2, <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) ФИО1 от 5 июля 2017 года № 02-11/198-17 заместителю главы муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» (далее - администрация МО «Городское поселение Морки») ФИО2 назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ФИО2 подал в суд жалобу на данное постановление, указывая, что продление срока действия свидетельства на осуществление пассажирских перевозок допускается законом.
Решением судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 16 августа 2017 года постановление заместителя руководителя - начальника отдела Марийского УФАС ФИО1 от 5 июля 2017 года № 02-11/198-17 отменено, производство по делу прекращено по основанию отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России ФИО1 просит отменить данное решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, отсутствие оснований для прекращения производства по делу, поскольку заключение дополнительных соглашений между администрацией МО «Городское поселение Морки» и ИП В. В.Н. нарушает законодательство о защите конкуренции. В жалобе подробно излагаются обстоятельства дела, приводится правовая позиция административного органа.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Заслушав объяснения представителя Марийского УФАС России ФИО3, поддержавшей жалобу по изложенным в ней доводам, исследовав материалы дела, материалы административного производства № 02-11/198-17, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч.7 ст.14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно п.4 ст.16 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Как следует из материалов дела, материалов административного производства № 02-11/198-17, постановлением администрации МО «Городское поселение Морки» от 3 сентября 2014 года № 215 утверждена конкурсная документация по проведению открытых конкурсов на размещение маршрутов регулярного сообщения, не включенных в муниципальный заказ, в границах МО «Городское поселение Морки». Извещение о проведении конкурса опубликовано в газете «Моркинская земля», № 35 от 5 сентября 2014 года.
Предметом конкурса (лот № 1, лот № 2, лот № 3) являлось заключение договоров на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки: по маршруту № 1 «Больница (ЦРБ) - Центр - Район Газовиков» (лот № 1); по маршруту № 2 «Комбикормовый завод - Центр - Налоговая - Больница (ЦРБ)» (лот № 2); по маршруту № 3 «Комбикормовый завод - Центр - Вокзал – Больница (ЦРБ)» (лот № 3) на срок с момента подписания договоров на транспортное обслуживание населения по 1 октября 2016 года.
По результатам конкурса победителем по всем лотам был признан ИП В. В.Н.
31 октября 2014 года между администрацией МО «Городское поселение Морки» и ИП В. В.Н. заключены договоры
№№ 1, 2, 3 на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл. Согласно п.6.1 данных договоров они вступают в силу с момента их подписания и действуют по 1 октября 2017 года.
14 апреля 2016 года между администрацией МО «Городское поселение Морки» и ИП В. В.Н. заключены дополнительные соглашения к договорам от 31 октября 2014 года, согласно которым п.6.1 договоров изложен в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 1 октября 2016 года».
1 октября 2016 года между администрацией МО «Городское поселение Морки» и ИП В. В.Н. заключены дополнительные соглашения к договорам от 31 октября 2014 года, согласно которым п.6.1 договоров изложен в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и заканчивает свое действие по истечении десяти дней со дня подведения итогов по новому открытому конкурсу на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам № 1, № 2, № 3».
Также по результатам вышеуказанного открытого конкурса ИП В. В.Н. выданы свидетельства <...> со сроком действия с 31 октября 2014 года по 01 октября 2016 года об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок: № 1 «Больница (ЦРБ) - Центр - Район Газовиков»; № 2 «Комбикормовый завод - Центр - Налоговая - Больница (ЦРБ)»; № 3 «Комбикормовый завод - Центр - Вокзал - Больница (ЦРБ)».
После истечения вышеуказанного периода срок действия свидетельств продлен до 25 марта 2017 года, о чем имеется отметка в свидетельствах.
Дополнительные соглашения от 1 октября 2016 года с ИП В. В.Н. заключены, сроки свидетельств продлены до 25 марта 2017 года заместителем главы администрации МО «Городское поселение Морки» ФИО2
Из письма администрации МО «Городское поселение Морки» от 9 декабря 2016 года № 1353 следует, что сроки действия свидетельств продлены по причине того, что администрация МО «Городское поселение Морки» не успела подготовить конкурсную документацию по проведению открытого аукциона на заключение договора на осуществление пассажирских перевозок на территории пгт. Морки.
На момент рассмотрения дела должностным лицом администрацией МО «Городское поселение Морки» не проведен отбор перевозчика на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок МО «Городское поселение Морки».
Распоряжением администрации МО «Городское поселение Морки» от 1 июня 2012 года № 19 ФИО2 назначен на должность заместителя главы администрации МО «Городское поселение Морки».
Вышеуказанные действия (бездействие) заместителя главы администрации МО «Городское поселение Морки» ФИО2 квалифицированы должностным лицом Марийского УФАС России, как не соответствующие требованиям п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции и образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.
Судья суда первой инстанции пришла к выводу о том, что действиями заместителя главы администрации МО «Городское поселение Морки» ФИО2, выразившимися в заключении 1 октября 2016 года дополнительных соглашений и продлении срока действия свидетельств до 25 марта 2017 года, не допущено нарушения п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции, что повлекло прекращение производства по делу по основанию отсутствия вмененного состава административного правонарушения.
При этом не было принято во внимание следующее.
Положениями ст.19 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (ч.1). Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в п.1 ч.3 настоящей статьи; 3) в случае, если в соответствии со ст. 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (ч.2). Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления предусмотренных п.п.1 и 2 ч.1 ст.29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации (ч.3). По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе (ч.4). По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса на срок не менее чем пять лет. Если до истечения срока их действия не наступят обстоятельства, предусмотренные п.п.1 - 4 ч.1 ст.29 настоящего Федерального закона, действие указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается. Продление указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок (ч.5). Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи (ч.6).
Обстоятельства, являющиеся основанием для выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса, указаны в ч.3 ст.19 названного Федерального закона.
Пунктами 1, 2 ч.1 ст.29 названного Федерального закона установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство; вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных положений ст.ст.19, 29 названного Федерального закона в их совокупности, предусмотрено два случая, когда свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута выдаются без проведения открытого конкурса:
1) если указанные документы предназначены для осуществления регулярных перевозок после вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии перевозчика или вступления в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса;
2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Во всех прочих случаях проведение открытого конкурса, по смыслу закона, является обязательным.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусмотрены основания для продления срока свидетельства об осуществлении перевозок. Следовательно, и переоформление свидетельств по этому основанию не предоставляется возможным.
В соответствии с ч.7 ст.27 названного Федерального закона свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданное юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, подлежит переоформлению в случае продления срока его действия, изменения маршрута регулярных перевозок, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя.
В материалах дела отсутствуют сведения и документы, подтверждающие факт обращения ИП В. В.Н. в администрацию с заявлением о переоформлении вышеназванных свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Неправильное применение норм материального права, неверная оценка доказательств по делу об административном правонарушении, повлекшие вынесение ошибочного решения, не отвечают задачам производства по делам об административных правонарушениях, являются существенными нарушениями процессуальных требований.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела судом второй инстанции не истек.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7, ч.3 ст.30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело,
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 16 августа 2017 года отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 возвратить в Моркинский районный суд Республики Марий Эл на новое рассмотрение.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Г.В. Попов