ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-355/20 от 23.12.2020 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Кропотова Т.Е. Дело № 7р-355/2020

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 23 декабря 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулин А.Д.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Москвичева И. В. на постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 12 августа 2020 года <№> и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Москвичева И. В., <адрес>

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее – ИФНС России по г. Йошкар-Оле) М. Р.Т. от 12 августа 2020 года <№> Москвичев И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 ноября 2020 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Москвичева И.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Москвичев И.В. просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, считая их незаконными. Полагает, что имеются основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Заслушав объяснения Москвичева И.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ИФНС России по г. Йошкар-Оле Рябининой Н.А., полагавшей, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы жалобного производства, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от
8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон
№ 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В силу подпункта «г» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона
№ 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.

В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (пункт 6 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ).

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона № 129-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью А (далее – ООО А., общество) зарегистрировано в качестве юридического лица 26 июля 2016 года. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 16 августа 2019 года местом нахождения ООО А. являлся адрес: Республика <адрес> Учредителем общества является Москвичев И.В.

Согласно заявлению от 27 августа 2019 года <№> Москвичев И.В. и М. В.Г., являющиеся собственниками помещения по адресу: <адрес>
кв. 103, отзывают согласие на предоставление данного адреса ООО «А.

На основании пункта 4.2 статьи 9 налоговым органом в отношении ООО «А.» проведена проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, в ходе которой установлено отсутствие общества по адресу: <адрес>

27 августа 2020 года в адрес ООО «А.», его учредителей были направлены уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица в течение тридцати дней с момента направления уведомления.

Данное уведомление получено Москвичевым И.В. 4 сентября
2020 года.

Поскольку достоверные сведения об адресе общества в установленный срок в регистрирующий орган Москвичевым И.В. не представлены, в Единый государственный реестр юридических лиц 3 сентября 2020 года внесена запись о недостоверности сведений об адресе ООО «А.».

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении учредителя ООО «А.» Москвичева И.В. уполномоченным должностным лицом налогового органа протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 14.25 КоАП РФ и вынесения постановления о назначении административного наказания.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья городского суда согласился с выводами должностного лица административного органа о наличии в действиях Москвичева И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с данным выводом не имеется.

Действия Москвичева И.В., выразившиеся в непредставлении сведений о юридическом лице – ООО «А. в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Событие вменяемого административного правонарушения и виновность привлекаемого к административной ответственности лица установлены в ходе рассмотрения дела на основании доказательств, исследованных и оцененных в их совокупности по правилам статьей 26.2, 26.11 КоАП РФ.

Федеральным законом от 3 июля 2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, в соответствии с частью 1 которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

По смыслу приведенных норм часть 1 статьи 4.1.1 может быть применена к субъектам малого и среднего предпринимательства при первичном выявлении именно в ходе осуществления государственного контроля (надзора) допущенных ими не повлекших общественно опасных последствий нарушений.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом № 129-ФЗ.

Данный Федеральный закон, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в рассматриваемом случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Москвичева И.В. к исполнению своих правовых обязанностей, к нормам права, регламентирующим отношения в сфере регистрации юридического лица и внесения актуальных записей о нем в государственный реестр.

С учетом изложенного прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Административное наказание назначено Москвичеву И.В. в соответствии с санкцией части 4 статьи 14.25 КоАП РФ, является справедливым и соразмерно содеянному.

Постановление о привлечении Москвичева И.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 12 августа 2020 года <№> и решение судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 ноября
2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Москвичева И. В. оставить без изменения, жалобу Москвичева И. В. – без удовлетворения.

Судья А.Д. Халиулин