ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-35/19 от 19.04.2019 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Попова Г.В.

Дело № 7р-35/2019

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Серебряковой О.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» на решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 31 января 2019 года, которым постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия № АВЗНТ-134-193-18 от 24.10.2018 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский», юридический адрес: <...>, пом. 5Н к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ оставлено без изменения.

Огласив жалобу, заслушав защитника Малыхина Д.С., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия № АВЗНТ-134-193-18 от 24.10.2018 общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (далее – ООО «УК «Разрез Майрыхский») привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Алтайского районного суда Республики Хакасия от 31.01.2019 указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, законный представитель ООО «УК «Разрез Майрыхский» обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что истек срок давности привлечения ООО «УК «Разрез Майрыхский» к административной ответственности по факту предоставления искаженной и недостоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды 06.06.2017 и выражает несогласие с выводом суда о начале исчисления этого срока 10.08.2018, со дня поступления в управление Росприроднадзора по РХ заявки о постановке объекта «Горный участок» на учет. Указывает на то, что административный орган не вправе был проводить проверку объекта «Горный участок» ввиду того, что данный объект находился на стадии строительства. При этом ссылается на положения ч. 7, ч. 8 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, п. 8 ст. 65 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" и осуществление в отношении строящегося объекта «Горный участок» государственного строительного надзора Енисейским управлением Ростехнадзора. Считает необоснованным привлечение ООО «УК «Разрез Майрыхский» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку актом проверки установлено, что сброс сточных вод осуществлялся не с объекта «Горный участок», а с объекта «Очистные сооружения», введенного в эксплуатацию 20.12.2018 и поставленного на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду 30.01.2019.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.

В силу ст. 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Как следует из положений ст. 69 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в частности сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления.

В силу ст. 62 приведенного закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»)

Согласно подп. «ж, з» п. 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572) государственный реестр включает в себя сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат, сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.

Несоблюдение ООО «УК «Разрез Майрыхский» приведенных требований закона и совершение им административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подтверждено достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.

К таким доказательствам суд первой инстанции обоснованно отнес акт плановой выездной проверки (л.д. 49-72). Как следует из акта с 15.08.2018 по 19.09.2018 на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 08.08.2018 была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «УК «Разрез Майрыхский» по соблюдению требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды. В ходе проверки установлено, что ООО «УК «Разрез Майрыхский» в ходе осуществления хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Письмом от 30.11.2016 ООО «УК «Разрез Майрыхский» представило в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия две заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет «Горный участок» и «Внешний отвал». Объект «Внешний отвал» поставлен на государственный учет, ему присвоен код 95-0119-000100-П, относится ко II категории негативного воздействия на окружающую среду. Объект «Горный участок» поставлен на государственный учет, ему присвоен код 95-0119-000101-П, относится к I категории негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство о постановке на учет от 16.12.2016).В предоставленной заявке по указанному объекту содержались сведения о выпусках и сбросах сточных вод. В связи с уточнением сведений об объекте, ранее поставленном на учет под № 95-0119-000101-П, ООО «УК «Разрез Майрыхский» представило 06.06.2017 в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет «Горный участок», в которой отсутствовали сведения о выпусках и сбросах сточных вод для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В результате актуализации сведений в заявке о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, сведения о выпусках и сбросах сточных вод по данному объекту были исключены. В связи с уточнением сведений об объекте, ранее постановленном на учет под № 95-0119-000101-П, ООО «УК «Разрез Майрыхский» письмом от 06.09.2018 представило заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, в которой также отсутствовали сведения о выпусках и сбросах сточных вод для внесения в государственный реестр объектов, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. В результате актуализации сведений такие сведения по указанному объекту отсутствуют. Таким образом, в программно-техническом обеспечении учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в результате актуализации сведений о выпусках и сбросах сточных вод по объекту «Горный участок», которые были исключены, на момент проверки отсутствуют сведения по объекту № 95-0119-000100-П о выпусках и сбросах сточных вод. Согласно сведениям, представленным ТОВР по РХ от 13.08.2018 ООО «УК «Разрез Майрыхский» осуществляло сброс сточных вод в р. Абакан в 1 кв. 2017 – 595,333 тыс. м3; 2 кв. 2017 – 101,088 тыс. м3; 4 кв. 2017 – 666,494 тыс. м3; 1 кв. 2018 – 790,286 тыс. м3; 2 кв. 2018 – 9969,010 тыс.м3. Сведения, полученные в результате забора водных ресурсов и сброса сточных вод за период с 1 кв. 2017 по 2 кв. 2018 также содержат сведения о сбросе сточных вод в р. Абакан за указанный период. Сброс сточных вод ООО «УК «Разрез Майрыхский» осуществлялся в водный объект р. Абакан в период с 1 кв. 2017 по 2 кв. 2018. В карьере горного участка ООО «УК «Разрез Майрыхский» ведутся работы по добыче каменного угля, работает экскаваторная и бульдозерная техника. Дренируемая в выработанное пространство карьера вода, а также атмосферные осадки поступают по дренажным каналам и аккумулируются в зумпфах. Расположенных в выработанном пространстве участка горных работ, оттуда сточные воды отводятся по напорным трубопроводам на очистные сооружения. После очистных сооружений сточные воды сбрасываются в протоку р. Абакан. Таким образом ООО «УК «Разрез Майрыхский» предоставило искаженную и недостоверную информацию об источниках загрязнения окружающей среды (о выпусках и сбросах сточных вод по объекту негативного воздействия № 95-0119-000101-П «Горный участок»), содержащуюся в заявке о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Суд первой инстанции обоснованно придал акту плановой выездной проверки от 19.09.2018 доказательственное значение, поскольку проверка проведена с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что подтверждается приказом и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия, приказом о продлении проверки с внесенными в него изменениями (л.д. 31-36, 40-41, 44, 47), уведомлениями о проведении проверки и продлении ее проведения (л.д. 37, 42, 45, 48).

Доводы жалобы о том, что Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия не вправе было проводить проверку объекта «Горный участок», находящегося на стадии строительства, со ссылкой на положения ч. 7, ч. 8 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, п. 8 ст. 65 ФЗ "Об охране окружающей среды" и возможность осуществления в отношении строящегося объекта «Горный участок» государственного экологического надзора лишь Енисейским управлением Ростехнадзора, основаны на неверном толковании приведенных норм права.

В силу положений ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный экологический надзор включает в себя, в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (ч. 2 ст. 65).

Действительно в силу требований ч. 8 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В то же время как следует из ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, в том числе, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (п. 5 Положения)

Как следует из материалов дела, объект «Горный участок» относится к объектам I категории. При таких обстоятельствах проверка соблюдения требований экологического законодательства произведена надлежащим органом и оснований для признания указанного акта недопустимым доказательством, не имеется.

Изложенные в акте обстоятельства подтверждаются: письмом ООО «УК «Разрез Майрыхский» от 30.11.2016 в Управление Росприроднадзора с заявками о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: Горный участок и Внешний отвал (л.д. 149-160), свидетельствами о постановке данных объектов на учет 16.12.2016 (л.д. 161-162), заявлениями ООО «УК «Разрез Майрыхский» об актуализации учетных сведений об объекте «Горный участок», поступившим в Управление Росприроднадзора, в которых отсутствовали сведения о выпусках и сбросах сточных вод от 06.06.2017, от 06.09.2018 (л.д. 163, 172), свидетельством об актуализации учетных сведений данного объекта 10.01.2018 (л.д. 178), разрешением на сброс веществ и микроорганизмов в протоку р. Абакан с 12.09.2017 по 03.08.2022 с перечнем допустимых концентрации и количества загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу, выданным на основании приказа Управления Росприроднадзора № 274 от 12.09.2017 ООО «УК «Разрез Майрыхский» (л.д. 145-148), сведениями, полученными в результате учета качества и объема сточных вод за 1 кв. 2017, 2 кв. 2017, 3 кв. 2017, 4 кв. 2017, предоставленными Территориальным отделом водных ресурсов по РХ (л.д. 109, 111, 117-118, 124, 129-130).

Дав оценку исследованным доказательствам в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что ООО «УК «Разрез Майрыхский» нарушены положения ФЗ «Об охране окружающей среды», предоставлена искаженная и недостоверная информация об источниках загрязнения окружающей среды (о выпусках и сбросах сточных вод по объекту негативного воздействия 95-0119-000101-П «Горный участок»).

Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в силу которых юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, суд первой инстанции мотивировал свои выводы о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления вины ООО «УК «Разрез Майрыхский» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с этими выводами суда первой инстанции не усматривается.

Доводы жалобы о необоснованности привлечения ООО «УК «Разрез Майрыхский» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку сброс сточных вод осуществлялся не с объекта «Горный участок», а с объекта «Очистные сооружения», введенного в эксплуатацию и поставленного на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду несостоятельны.

Согласно положениям ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Из материалов дела следует, что свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 16.12.2016 объект «Горный участок» поставлен на государственный учет, ему присвоен код 95-0119-000101-П. В предоставленной заявке по указанному объекту содержались сведения о выпусках и сбросах сточных вод. Объект «Очистные сооружения», поставлен на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду лишь 30.01.2019. В то же время материалы дела подтверждают, что ООО «УК «Разрез Майрыхский» велись работы в карьере горного участка, дренируемая в выработанное пространство карьера вода, поступала по дренажным каналом и аккумулировалась в зумпфах, оттуда сточные воды отводились на очистные сооружения и сбрасывались в протоку р. Абакан в период с 1 кв. 2017 по 2 кв. 2018. Таким образом указанные сооружения до момента их постановки на государственный учет как объекта, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду были объединены с объектом «Горный участок» единым назначением и неразрывно связанны технологически и на юридическое лицо была возложена обязанность предоставлять достоверную информация об источнике загрязнения окружающей среды по объекту негативного воздействия 95-0119-000101-П «Горный участок» - о выпусках и сбросах сточных вод.

Ссылки, содержащиеся в жалобе об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по факту предоставления искаженной и недостоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды 06.06.2017, необоснованны.

Из материалов дела следует, что в связи с уточнением сведений об объекте, ранее поставленном на учет под № 95-0119-000101-П, ООО «УК «Разрез Майрыхский» представляло в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет «Горный участок», в которых отсутствовали сведения о выпусках и сбросах сточных вод для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 06.06.2017 и 06.09.2018. То есть неверные сведения предоставлялись последовательно, указанное деяние было объединено одной целью предоставления искаженной и недостоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и являлось продолжаемым. Таким образом, вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции сделан верный вывод о привлечении юридического лица к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дела.

Выводы суда аргументированы, оснований не согласиться с ними не имеется. Собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы опровергнуть доводы жалобы, основанные на ином толковании фактических обстоятельств дела. Эти доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта. Иная оценка, имеющихся в деле доказательств и толкование норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Рассмотрение дела судом произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия

РЕШИЛ:

решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 31 января 2017 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай