ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-362/17 от 09.10.2017 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Ильин Е.В. дело № 7р-362

Р Е Ш Е Н И Е

г. Йошкар-Ола 9 октября 2017 г.

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,

при секретаре Кулагиной Т.И.,

рассмотрев жалобу:

ФИО1, <...>

на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 1 сентября 2017 г., вынесенное по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

постановлением от 14 июля 2017 г. <№> старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл – заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл ФИО1 назначено наказание в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

На данное постановление ФИО1 подал в суд жалобу, указывая на неполноту рассмотрения дела должностным лицом, отсутствие состава вмененного административного правонарушения.

Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 1 сентября 2017 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, ФИО1 просит решение судьи отменить, прекратить производство по делу, указывая, что после вступления в должность им были предприняты все меры для устранения нарушения, выразившегося в не установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.

Заслушав объяснения ФИО1, поддержавшего жалобу и пояснившего, что был направлен на эту работу, положение предприятия было плачевным, на месте были приняты меры по устранению недостатков, временные параметры не дали такой возможности; объяснения представителей Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл ФИО2, ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы; исследовав материалы дела, материалы административного производства <№>, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Пунктом 2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В силу абзаца 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, административного материала <№>, в ходе плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, выполненной в отношении АО «<...>», Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл, выявлены нарушения требований ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», выразившиеся в том, что хозяйственная и иная деятельность общества по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, в результате которой образуются отходы I - V классов опасности, осуществлялась в период с 13 июля 2016 г. по 29 декабря 2016 г. без разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и без оформленного в установленном порядке документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Также не был представлен паспорт на отход: песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%, код по ФККО 9 19 201 02 39 4), составленный в соответствии с Порядком паспортизации отходов. На данный отход не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В связи с этим 3 июля 2017 г. должностным лицом Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл в отношении первого заместителя генерального директора ООО «<...>» ФИО1 составлен протокол <№> об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела данные действия (бездействие) ФИО1 квалифицированы должностным лицом и судьей суда первой инстанции, как образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения ФИО1 данного административного правонарушения подтверждаются совокупностью исследованных в суде доказательств: акт проверки от 20 июня 2017 г. <№>; протокол об административном правонарушении от 3 июля 2017 г. <№>; протокол осмотра помещений и территорий от 29 мая 2017 г., протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 29 мая 2017 г., акт отбора проб отходов от 29 мая 2017 г., протокол количественного химического анализа отхода от 31 мая 2017 г., письменные объяснения ФИО1 от 3 июля 2017 г. и др.

Данные обстоятельства при рассмотрении дела должностным лицом и в суде первой инстанции, в настоящей жалобе заявителем не оспариваются.

Исходя из обстоятельств дела, установленных судьей и подтвержденных совокупностью представленных доказательств, вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, нашла своё подтверждение.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что ФИО1 назначен на должность первого заместителя генерального директора АО «<...>» с 3 октября 2016 г.

В материалах дела имеется доверенность от 26 сентября 2016 г. <№>, в соответствии с которой ФИО1 уполномочен представлять интересы АО «<...>» в федеральных органах исполнительной власти, в том числе в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, подавать, получать и подписывать документы, совершать все необходимые действия, связанные с представлением интересов общества.

Таким образом, в отсутствие иного должностного лица, на которого возложены обязанности по обеспечению исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, ФИО1, будучи руководящим должностным лицом общества, был обязан обеспечивать требования природоохранного законодательства, имел соответствующие права для этого, предусмотренные доверенностью от 26 сентября 2016 г. <№>, то есть в рассматриваемом случае является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

С момента назначения на руководящую должность 3 октября 2016 г. по 17 ноября 2016 г. – дату подписания акта приема выполненных работ по разработке экологической документации (исполнитель ИП К.), 25 ноября 2016 г. – дату поступления заявления об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ФИО1 не были предприняты меры по понуждению ИП К. к своевременному и качественному исполнению обязательств по договору от 15 февраля 2016 г. <№> на создание, передачу научно-технической документации, либо к расторжению данного договора и заключению договора с иным лицом. Соответствующие документы в материалах дела отсутствуют. Равным образом не были предприняты меры по оформлению паспорта на отход: песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%, код по ФККО 9 19 201 02 39 4), а также установлению нормативов образования отходов и лимитов на их потребления применительно к данному виду отхода.

Таким образом, в данном случае усматривается ненадлежащее исполнение ФИО1 своих должностных обязанностей, при том, что к этому моменту хозяйственная и иная деятельность общества, в результате которой образуются отходы I - V классов опасности, без разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществлялась в течение длительного периода времени.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, его направленности (отношения в сфере охраны окружающей природной среды), роли правонарушителя и тяжести наступивших последствий основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Дело рассмотрено должностным лицом, судьей с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. При этом презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не была нарушена.

Вид и мера наказания назначены ФИО1 должностным лицом в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере.

Вопреки доводам жалобы, неполноты рассмотрения дела и существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом и судьей суда первой инстанции не было допущено.

По вышеприведенным мотивам следует признать, что обжалованное решение вынесено судьей с соблюдением ст. 24.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 1 сентября 2017 г., которым оставлено в силе постановление от 14 июля 2017 г. <№> старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл – заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Г.В. Попов