Председательствующий Серебрякова Л.Ю. Дело № 7р- 36/2013
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 24 января 2013 г.
Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании 24 января 2013 г. жалобу ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 ноября 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска от 16 октября 2012 г. генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) Управляющая компания «Славянская» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ за неиспользование ООО Управляющая компания «Славянская» как поставщиком, специального банковского счета для осуществления расчетов в соответствии с Федеральным законом от 3.06.2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Как установлено постановлением, ООО Управляющая компания «Славянская», заключило договор об информационном взаимодействии № 332\11-п от 01.12.2011 г. с ООО «Небанковская кредитная организация Красноярский краевой расчетный центр», предметом которого является перевод денежных средств (электронных денежных средств), принятых посредством платежных терминалов (электронных средств платежа, банкоматов, системы АРМ, системы «Internet-Платежка» без открытия банковского счета физических лиц (п. 1.2 договора).
При этом, в нарушение ч. 18 ст. 4 Федерального закона от 3.06.2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее Федеральный закон от 3.06.2009 года N 103-ФЗ), ООО Управляющая компания «Славянская» принимала платежи от оператора ООО «Небанковская кредитная организация Красноярский краевой расчетный центр» на расчетный счет, не являющийся специальным банковским счетом, открытый в филиале АТБ (ОАО) в г. Улан –Удэ по платежным поручениям: № 349 от 03.09.2012 г., № 121 от 06.09.2012 г., № 437 от 13.09.2012 г., № 871 от 14.09.2012 г., № 433 от 28.09.2012 г.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 ноября 2012 г. постановление в отношении ФИО1 оставлено без изменения.
В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд в соответствии со ст.ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, ФИО1 просит судебное решение отменить, указывая, что ООО «Небанковская кредитная организация Красноярский краевой расчетный центр» является кредитной организацией, имеет соответствующую лицензию, а поэтому, исходя из содержания Федерального закона от 3.06.2009 года N 103-ФЗ, не является платежным агентом, положения данного закона в указанном случае не подлежали применению, поскольку ООО «Небанковская кредитная организация Красноярский краевой расчетный центр» в описанных в постановлении по делу об административном правонарушении случаях осуществляло перевод денежных средств, действуя на основании Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Перевод денежных средств, исходя из положений действующего законодательства и разъяснений ЦБ РФ, мог быть осуществлен на любой расчетный счет ООО Управляющая компания «Славянская», а не только на специальный расчетный счет, как это предусмотрено Федеральным законом от 3.06.2009 года N 103-ФЗ.
В судебном заседании ФИО1, его защитник Антюхин А.В. жалобу поддержали, представитель Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска ФИО2 возражала против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что судебное решение и постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 3.06.2009 года N 103-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В то же время, согласно п. 5 ч.2 ст. 1 Закона, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Как установлено п.18 ст. 4 Федерального закона от 3.06.2009 года N 103-ФЗ, поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
При этом платежным агентом, исходя из положений ст. 2 данного закона, признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Платежный субагент - платежный агент - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лицо.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», под кредитной организацией понимается - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Как предусмотрено ст. 21 Федерального закона от 3.06.2009 года N 103-ФЗ, кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
В то же время, правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирование порядка оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе, установлены Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».В соответствии с положениями указанного закона, кредитные организации наделены правом осуществления перевода денежных средств.
Согласно понятиям, изложенным в ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ, оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств. Под переводом денежных средств понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.
Как установлено ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента). Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
Положения Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» не содержат обязанности поставщика услуг или оператора по переводу денежных средств, осуществлять перевод денежных средств на специальный счет поставщика, как это предусмотрено положениями ст. 18 Федерального закона от 3.06.2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Как усматривается их материалов дела, 01 декабря 2011 г. между ООО Управляющая компания «Славянская» и ООО «Небанковская кредитная организация Красноярский краевой расчетный центр» заключен договор об информационном взаимодействии № 332\11-П, в соответствии с которым ООО «Небанковская кредитная организация Красноярский краевой расчетный центр» (оператор по переводу денежных средств) за вознаграждение приняло на себя обязательство осуществлять перевод денежных средств (электронных денежных средств), принятых посредством платежных терминалов (электронных средств платежа, банкоматов, системы АРМ, системы «Internet-Платежка») без открытия банковского счета физических лиц (п. 1.2 договора), не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оплачивающих услуги получателя денежных средств, на расчетный счет получателя денежных средств.
ООО «Небанковская кредитная организация Красноярский краевой расчетный центр» является кредитной организацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации кредитной организации, выданной ЦБ РФ 19 мая 2008 г.
Как установлено ст. 31 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», кредитная организация осуществляет расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России; при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между собой; при осуществлении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.
Соответственно, исходя из понятия, изложенного в ст. 2 Федерального закона от 3.06.2009 года N 103-ФЗ, ООО «Небанковская кредитная организация Красноярский краевой расчетный центр», осуществляющая перевод денежных средств, не может являться платежным агентом, особенности приема платежей посредством которого, регламентированы положениями данного закона.
Следовательно отношения, сложившиеся между ООО Управляющая компания «Славянская» и ООО «Небанковская кредитная организация Красноярский краевой расчетный центр» на основании договора об информационном взаимодействии от 01 декабря 2012 г. № 332\11-П не попадают в сферу регулирования Федерального закона от 3.06.2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
В соответствии с письмом ЦБ РФ, который, исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», осуществляет нормативное регулирование при осуществлении расчетов в Российской Федерации, а также в области банков и банковской деятельности, от 21 ноября 2011 г. N 166-Т «По вопросам применения законодательства о национальной платежной системе», кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией, как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора, на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом.
Аналогичная правовая позиция отражена в письме ЦБ РФ от 06.03.2012 N 08-17/950, согласно которому кредитные организации вправе без ограничений осуществлять безналичные расчеты в пользу поставщиков по переводам денежных средств физических лиц без открытия банковского счета с приемом от них наличных денежных средств в кассы, платежные терминалы и банкоматы кредитных организаций.
С учетом особенностей правового регулирования отношений, возникших между ООО Управляющая компания «Славянская» и ООО «Небанковская кредитная организация Красноярский краевой расчетный центр» на основании договора об информационном взаимодействии от 01 декабря 2012 г. № 332\11-П, на которые положения Федерального закона от 3.06.2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в том числе и в части требований его п.18 ст. 4 об использовании поставщиком при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей специального банковского счета, не распространяются, содержащиеся в постановлении по делу об административном правонарушении и решении суда выводы о виновности ФИО1 в правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ нельзя признать обоснованными.
В этой связи решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 ноября 2012 г. и постановление начальника Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска от 16 октября 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ- за отсутствием состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 ноября 2012 г. и постановление начальника Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска от 16 октября 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения
Судья
Красноярского краевого суда Ю.А. Жихарев