Судья федерального суда – Подшибякин А.В. Дело № 7р – 370/15
Р Е Ш Е Н И Е
07 мая 2015 года г.Красноярск, пр.Мира, 17
Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Малашонок В.Д. на решение судьи Канского городского суда Красноярского края от 12 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении МАлашонок В.Д.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 84 от 12 ноября 2014 года заместителя руководителя- начальника организационно-правового отдела службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края директор ООО «Канскгаз» Малашонок В.Д. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Как отражено в постановлении, ООО «Канскгаз» по адресам: <адрес> осуществляло реализацию населению сжиженного газа (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) с нарушением законодательства в области ценообразования, а именно- в размере, превышающем предельную розничную цену на сжиженный газ, реализуемый с места промежуточного хранения (склада) (уменьшенной на сумму НДС 18%), которая составляла в период с 01 января 2014 года 32,52 рубля за кг. Кроме того, ООО «Канскгаз» с 01 июля 2014 года реализовывало населению сжиженный газ (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) по ценам, которые не были утверждены в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а устанавливались Обществом самостоятельно.
Указанные нарушения послужили основанием назначения Малашенок В.Д., как ответственному должностному лицу, административного наказания.
Правонарушение выявлено в ходе внеплановой выездной проверки, проводившейся службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края в период с 21 по 23 октября 2014 года.
Решением судьи Канского городского суда Красноярского края от 12 февраля 2015 года постановление по делу об административном правонарушении в отношении Малашонок В.Д. оставлено без изменения, его жалоба- без удовлетворения.
В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд в соответствии с положениями ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, Малашонок В.Д. просит постановление административного органа и решение суда отменить, указывая, что ООО «Канскгаз» осуществляло реализацию сжиженного газа на территории АГЗС для заправки в автомобили и в баллонах не для бытовых целей, выводы службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края о том, что газ реализовывался в бытовых целях, не соответствуют материалам дела, объявления об этом на АЗГС отсутствовали, напротив, указывалось, что продажа газа для бытовых нужд населения не производится. Коммунальные услуги ООО «Канскгаз» не оказываются, оно не является жилищно-эксплуатационной организацией не поставляет газ собственникам жилых помещений по договорам, не имеет инженерных сетей. Прайс-листы Общества не содержат информации о реализации газа для бытовых нужд населения, цены указаны общие как для физических, так и для юридических лиц, причем объем реализуемых баллонов с газом ( 12, 27 и 50 литров) исключает использование газа в бытовых целях, где применяются баллоны не более 5 литров, показания свидетеля Л. являющегося работником ОАО «Красноярсккрайгаз», конкурирующей на рынке реализации газа, недостоверны, он заинтересован в исходе дела.
В судебном заседании защитник Воробъева О.Н. жалобу поддержала, представитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Запорожских А.В. возражала против ее удовлетворения.
Другие участники производства по делу об административном правонарушении, в том числе Малашонок В.Д., надлежаще извещенные о рассмотрении дела Красноярским краевым судом, в судебное заседание не явились, ходатайств о его отложении не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что решение суда по делу об административном правонарушении в отношении Малашонок В.Д. является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Частью 2 ст. 14.6 КоАП установлена административная ответственность должностных и юридических лиц за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно ч.1 ст. 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995г. № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расчет розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ (п.2 Постановления).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 г. № 129-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, которые определяют порядок формирования розничных цен и (или) их предельных уровней на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, и основные принципы регулирования розничных цен (п.2).
В соответствии с п.3. Методических указаний, розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности (далее - субъекты регулирования), при реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд (пищеприготовление, отопление, горячее водоснабжение).
Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 г. № 670-п «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» установлено, что розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) регулируются Правительством Красноярского края ( п.1.1).
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 699-п «Об установлении предельных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) на территории Красноярского края, на 1 полугодие 2014 года», предельные розничные цены с учетом НДС с 1 января 2014 года по 30 июня 2014 года при реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада) для населения составляли 38,37 руб./кг.
Как установлено п.2 ст. 346.11 Налогового Кодекса РФ, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (к каковым относится ООО «Канскгаз»), не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права в их взаимосвязи, до 30 июня 2014 года при реализация населению для бытовых нужд сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада) в ООО «Канскгаз» для населения, использующего газ в бытовых целях, не могла превышать 32,52 рубля за кг.
С 01 июля 2014 года регулирующим органом (Правительством Красноярского края) розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), устанавливаются дифференцированно по отдельным субъектам регулирования.
Согласно пункту 19 Методических указаний для утверждения розничных цен на сжиженный газ субъект регулирования, осуществляющий реализацию газа сжиженного населению для бытовых нужд, обращается в регулирующий орган с заявлением об установлении розничных цен с предоставлением соответствующего пакета документов.
Как следует из дела и не оспаривается в рассматриваемой жалобе, ООО «Канскгаз» с 01 июля 2014 года и до момента проверки не обращалось в регулирующий орган с заявлением об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению, продавало его на АЗГС, находящихся по указанным в постановлении адресам, по собственным ценам. Данное обстоятельство, а также и продажа населению газа до 30 июня 2014 года в баллонах с превышением предельно возможной цены, установлены протоколом об административном правонарушении ( т.1 л.д. 47-54), актом проверки (т.1 л.д. 69-12) с прилагаемыми материалами.
Не могут являться основанием к отмене состоявшихся решений доводы Малашонок В.Д. о том, что ООО «Канскгаз» не осуществляет реализацию газа для бытовых целей.
Согласно Уставу ООО «Канскгаз», одним из основных видов деятельности Общества является оптовая и розничная торговля топливом. Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 15 мая 2012 года дополнительным видом деятельности ООО «Канскгаз» является розничная торговля бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем.
Из акта проверки следует, что помимо заправки газом автотранспортных средств, ООО «Канскгаз» продает на АЗГС в розницу сжиженный газ в баллонах. АЗГС № 1 и АЗГС № 2 имеют на территории пункты обмена газовых баллонов (промежуточные склады хранения), в которых размещены пустые и заполненные сжиженным газом газовые баллоны, емкостью 12, 27 и 50 литров, на зданиях операторских размещены прайс-листы розничных цен на сжиженный газ, реализуемый в обменных газовых баллонах, баллоны выставлены на площадке пункта обмена для продажи в качестве публичной афферты.
В соответствии с ч.1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом договор розничной купли-продажи является публичным договором (часть 2 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, реализация ООО «Канскгаз» сжиженного газа по договорам розничной купли-продажи исходя из буквального толкования закона предполагает, что его продажа осуществляется для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (часть 3 статьи 426 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи признается публичной офертой, т.е. организация, ведущая торговую деятельность, обязана продать товар любому, кто к ней обратится, в том числе населению.
Как усматривается, ООО «Канскгаз» поставляется сжиженный газ, предназначенный как для промышленного, так и для бытового потребления.
При этом Общество фактически не ограничивает реализацию газа с точки зрения субъектного состава покупателей и целей, для которых газ приобретается. Сжиженный газ реализуется населению свободно, может быть использован покупателями в бытовых целях. То обстоятельство, что газ продается в баллонах по 12, 27, 50 литров само по себе такого не исключает. Реализации газа в баллонах на территории АГЗС также не свидетельствует о том, что газ не может быть приобретен для бытовых целей.
Согласно показаниям свидетеля Л.. в заседании Канского городского суда Красноярского края, в середине августа 2014 года он на АЗГС, расположенной <адрес> приобрел баллон с газом для бытовых нужд за 340 рублей. Достаточных оснований полагать показания свидетеля заведомо ложными не усматривается.
При расчетах с населением, приобретающим сжиженный газ в целях удовлетворения бытовых нужд, подлежат применению цены, установленные регулирующим органом.
Следует учитывать, что законодательство не ограничивает сферу применения газа для бытовых нужд понятием «коммунальных услуг». Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332, понятие «бытовые нужды» по своему содержанию не тождественно понятию «коммунальные услуги». В этой связи ссылка Малашенок В.Д. на то, что коммунальные услуги ООО «Канскгаз» не оказываются, оно не является жилищно-эксплуатационной организацией, не поставляет газ собственникам жилых помещений по договорам, не имеют определяющего правового значения и не являются основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении и решения суда.
Малашенок В.Д. являясь с 25 февраля 2014 года директором ООО «Канскгаз», в силу занимаемой должности обязан был обеспечить соблюдение действующего законодательства, допустив нарушение установленного порядка ценообразования, он совершил правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, в этой связи обоснованно привлечен к административной ответственности.
Наказание Малашенок В.Д. назначено в соответствии с законом, в рамках санкции статьи, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного и является справедливым.
Существенного нарушения процессуальных норм в ходе производства по делу не допущено.
Срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, санкция которой предусматривает в качестве возможного наказания дисквалификацию, составляет согласно положениям ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ один год со дня совершения административного правонарушения. На момент вынесения постановления указанный срок не истек.
Оснований к отмене решения суда не усматривается, в том числе и по доводам рассматриваемой жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Решение судьи Канского городского суда Красноярского края от 12 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении Малашонок В.Д. оставить без изменения, жалобу Малашонок В.Д.- без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Ю.А.Жихарев