Судья Смирнов А.В. 7р-376/2018
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 11 октября 2018 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Яковлеве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В. на решение судьи
Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 28 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
директора государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» А. А. В., родившегося <дата> в <адрес><...>, зарегистрированного по адресу: <...>, <адрес>,
<адрес>, имеющего на иждивении двоих несовершеннолетних детей, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В. от 7 мая 2018 года № 02-11/148-18 директор государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» (далее – ГБУ Республики Марий Эл «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка», учреждение) А. А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...>
Решением судьи Звениговского районного суда Республики
Марий Эл от 28 августа 2018 года постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с решением судьи, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл Фадеева М.В. подала жалобу в Верховный Суд Республики
Марий Эл, в которой просит решение судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на наличие на лицевом счете учреждения на период с августа 2017 года по февраль 2018 года остатков денежных средств. Также указывает, что учреждение имело возможность надлежащего исполнения порядка оплаты государственного контракта в связи с выделенным Министерством социального развития по Республике Марий Эл за период с 31 июля 2017 года по 14 февраля 2018 года финансированием, которое было направлено без указания конкретных целей, что не было учтено судом. Направление поступивших денежных средств на оплату обязательств по другим договорам свидетельствует о грубом нарушении прав исполнителя государственного контракта, в связи с чем отсутствуют основания для прекращения производства по делу.
Представитель административного органа на рассмотрение жалобы не явился, должностное лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения А. А.В., просившего отказать в ее удовлетворении, прокурора Полозовой Т.В., полагавшей жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, исследовав представленные материалы дела № 02-11/148-18 и жалобного производства, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Положениями части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона
№ 44-ФЗ, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 вышеуказанного Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, <дата> по итогам электронного аукциона <№> между ООО
«<...>» и ГБУ Республики Марий Эл «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» заключен контракт на поставку <...> на сумму <...> рублей, в соответствии с пунктом 2.8 которого оплата товара должна быть произведена заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту полной поставки товара на основании надлежаще оформленных платежных документов в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документов о приемке товара.
Согласно товарной накладной № <...> условия контракта
ООО «<...>» были выполнены 31 июля 2017 года, в связи с чем расчет с поставщиком должен был быть произведен в период времени с 31 июля 2017 года по 30 августа 2017 года, тогда как фактически товар оплачен заказчиком лишь 14 февраля 2018 года.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом Министра социального развития Республики Марий Эл от
<дата> № <...> Алексеев А.В. назначен на должность директора ГБУ Республики Марий Эл «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка».
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении А. А.В. пришло к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, выразившегося в нарушении сроков оплаты товара при осуществлении закупки.
Согласно части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: планов закупок; планов-графиков.
Согласно части 7 статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу части 10 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, учредителем и собственником
ГБУ Республики Марий Эл «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» является Республика Марий Эл, полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство социального развития Республики Марий Эл, учреждение является некоммерческой организацией, источниками его финансовых ресурсов являются средства республиканского бюджета Республики Марий Эл.
График закупок на 2017 год размещен учреждением на официальном сайте zakupki.gov.ru в январе 2017 года, при этом закупки были спланированы и осуществлены в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Проверяя законность и обоснованность привлечения А. А.В. к административной ответственности, судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл, установив, что из-за дефицита бюджета Республики Марий Эл Министерством финансов Республики Марий Эл были доведены до ГБУ Республики Марий Эл «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» объемы финансирования только на первоочередные социальные расходы учреждения, учитывая, что А.м А.В. направлялись предложения о выделении бюджетных средств на выполнение учреждением уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не были выделены, пришел к обоснованному выводу о прекращении производства по делу на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, поскольку А.м А.В. предпринимались все необходимые меры к исполнению условий контракта, заключенного с
ООО «<...>», в связи с чем его вины в нарушении сроков оплаты по рассматриваемому контракту не имеется.
Оснований не соглашаться с этими выводами, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
Указание в жалобе на наличие на лицевом счете учреждения остатков денежных средств являлось предметом рассмотрения судьи районного суда и было обоснованно отклонено по мотивам, изложенным в судебном акте.
Довод жалобы о том, что учреждение имело возможность надлежащего исполнения порядка оплаты государственного контракта в связи с выделенным Министерством социального развития по Республике Марий Эл за период с 31 июля 2017 года по 14 февраля 2018 года финансированием, которое было направлено без указания конкретных целей, является несостоятельным и опровергается материалами дела.
Как следует из письма Министерства социального развития Республики Марий Эл от 31 июля 2018 года, для погашения кредиторской задолженности перед поставщиками учреждение ежемесячно представляло заявки на финансирование, 8 февраля 2018 года А.м А.В. направлено письмо о выделении денежных средств для погашения просроченной кредиторской задолженности за поставку <...>. Между тем, с июня 2017 года финансирование выделялось только по социально-значимым статьям (продукты питания, ГСМ, услуги связи) и исполнительным листам. Сумма на погашение просроченной задолженности за 2017 год выделена в феврале 2018 года.
Доказательства обратного, а также наличия у учреждения реальной возможности погашения просроченной задолженности в материалах дела отсутствуют.
Указание в жалобе на грубое нарушение прав ООО «<...>» не опровергает выводы судьи районного суда о принятии А.м А.В. всех необходимых мер к исполнению условий вышеуказанного контракта.
Ссылка в жалобе на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 августа 2018 года подлежит отклонению, поскольку указанное решение вынесено по делу с иными фактическими обстоятельствами и не имеет преюдициального значения.
Нарушений, влекущих отмену или изменение вынесенного судьей решения, а также обстоятельств, свидетельствующих о необъективности судебного рассмотрения, по делу не установлено. Жалоба подлежит отклонению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 28 августа 2018 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В. – без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова