ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-376/2021 от 20.05.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Председательствующий- Васильев А.В. дело №7р-376/21

г.Красноярск, пр.Мира,17

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Красноярского краевого суда Пташник Игорь Павлович, рассмотрев в судебном заседании 20 мая 2021 года жалобу защитника Михайлова М.С. на решение судьи Дудинского районного суда Красноярского края от 18.03.2021 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.8.4 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора заполярного транспортного филиала публичного акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (далее по тексту- ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель») Новакова Алексея Андреевича,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением №04-102/2020 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Базыльчук Л.Н. от 8 декабря 2020 года, должностное лицо – директор ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» Новаков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно постановлению, в ходе проведения проверки норильским транспортным прокурором, выявлено нарушение ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель», директором которого является Новаков А.А., требований ст.34 Федерального закона №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», п.6 ст.30 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», а именно: в период с 05.09.2020 года по 15.09.2020 года ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» производило выемку донного грунта в районе причалов высокой воды №4-8 морского порта Дудинка, в объеме 11 880,2 кубических метра, с последующим захоронением указанного извлеченного грунта в границах морского порта Дудинка на участке акватории р.Енисей выше по течению от устья р.Дудинка на расстоянии 300 м. от правого берега напротив ледозащитной дамбы, на берегу Лесной гавани («Лесобиржи»), не имея положительного заключения государственной экологической экспертизы, документов обосновывающих деятельность по производству дноуглубительных работ, а также работ по захоронению грунта извлеченного при их проведении. Более подробно фабула правонарушения изложена по тексту постановления (л.д.73-77).

Решением судьи Дудинского районного суда Красноярского края от 18 марта 2021 года, указанное выше постановление №04-102/2020 в отношении директора ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» Новакова А.А., оставлено без изменения, а жалоба его защитника Михайлова М.С., без удовлетворения.

В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.2-30.8 КоАП РФ, защитник Михайлов М.С. просит отменить принятое по делу судебное решение, прекратить производство по делу в отношении директора ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» Новакова А.А., поскольку участок акватории морского порта Дудинка, расположенный на реке Енисей и на участке водной поверхности реки Дудинка, не относится к внутренним морским водам, в связи с чем, при проведении ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» дноуглубительных работ и захоронении донного грунта на объекте, у Общества отсутствовала обязанность по прохождению экологической экспертизы. Указанные в постановлении как нарушенные положения законодательства, в рассматриваемом случае не применимы.

На жалобу защитника Михайлова М.С., и.о. прокурора Норильской транспортной прокуратуры Богдановым Д.С. были поданы возражения, в которых указывается на необоснованность доводов жалобы.

Рассмотрев доводы жалобы поддержанные в судебном заседании защитником Михайловым М.С., поданных на жалобу возражений, проверив материалы дела, полагаю жалобу защитника Михайлова М.С., удовлетворению не подлежащей.

Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», определен перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, к которым, в том числе, отнесены объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (п.7 ст.11 Закона).

Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее- Федеральный закон №155-ФЗ) установлено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона №155-ФЗ, объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе (п.6 ст.30 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Следовательно, хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществлять только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.

Вина директора ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» Новакова А.А. в совершении анализируемого правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, установлена правильно и подтверждается, вопреки доводам жалобы его защитника Михайлова М.С., совокупностью представленных в материалы дела относимых и допустимых доказательств, в их числе: документами (уставом ПАО «ГМК «Норильский никель», положением ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель») подтверждающими статус последнего как юридического лица и полномочия руководителя филиала; документами (приказом от 15.09.2015 г. о переводе Новакова А.А. на должность директора филиала и трудовым договором от 15.09.2015 г.) подтверждающими статус Новакова А.А. как должностного лица- директора ЗТФ ПАО«ГМК «Норильский никель»; документами подтверждающими законность проведенной в отношении ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель» проверки, в том числе, решением о проведении проверки и.о. Норильского транспортного прокурора, информационной справки по выполнению дноуглубительных работ в период с 05.09.2020 г. по 15.09.2020 г., проектами и техническими заданиями производственных работ на выполнение дноуглубительных и дноочистительный работ на участке водопользования ЗТФ, иными доказательствами анализ которым дан при рассмотрении дела по существу.

Доводы жалобы защитника Михайлова М.С. о том, что участок акватории морского порта Дудинка, расположенный на реке Енисей и на участке водной поверхности реки Дудинка, не относится к внутренним морским водам, являются не состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании ч.2 ст.1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», согласно которым к внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов. При этом, распоряжением федерального агентства морского и речного транспорта министерства транспорта РФ № АД-17-р от 07.05.2010 г., сведения о морском порте Дудинка внесены в реестр морских портов Российской Федерации; перечнем морских портов, входящих в соответствующие администрации морских портов, утвержденным приказом Минтранса России от 04.12.2013 №373, морской порт Дудинка входит в администрацию морских портов западной Арктики и расположен на побережье акватории Северного морского пути; Обязательными постановлениями в морском порту Дудинка, утвержденными приказом Минтранса России от 08.08.2012 №290 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Дудинка», в соответствии с п.5 которых, морской порт расположен на реке Енисей, акватория морского порта включает в себя участок водной поверхности реки Енисей и участок водной поверхности реки Дудинка от восточного окончания причала специальных грузов по течению, включая отстойный ковш и лесную гавань.

Всем юридически значимым по делу обстоятельствам и доказательствам, при его разрешении по существу, была дана надлежащая правовая оценка. Нарушений процессуальных норм влекущих отмену принятого по делу постановления, а так же последующего решения, не усматривается. Квалификация действиям должностного лица – директора заполярного транспортного филиала публичного акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» Новакова А.А. по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ дана правильная, наказание назначено в соответствии с требованиями ст.3.1, ст.4.1 КоАП РФ, и является справедливым.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Дудинского районного суда Красноярского края от 18 марта 2021 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.8.4 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора заполярного транспортного филиала публичного акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» Новакова Алексея Андреевича, оставить без изменения, жалобу его защитника Михайлова М.С., без удовлетворения.

Судья Красноярского краевого суда Пташник И.П.