Судья Христилов А.Е. дело № 7р-397/2016
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 15 ноября 2016 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Мироновой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Марий Эл Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 22 сентября 2016 года, которым отменено постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Марий Эл Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 16 августа 2016 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Марийский нефтеперегонный завод» к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Марий Эл Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 от 16 августа 2016 года общество с ограниченной ответственностью «Марийский нефтеперегонный завод» (далее – ООО «Марийский НПЗ») привлечено к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <...> рублей.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 22 сентября 2016 года постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, должностное лицо Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, вынесшее постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности, просит отменить решение судьи, ссылаясь на то, что, вывод судьи об отсутствии в действии ООО «Марийский НПЗ» состава административного правонарушения является неправильным. Разрешаемые Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл допустимые концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных и (или дренажных) вод, на которые сделана ссылка в судебном решении, являются губительными для водных биологических ресурсов и среды их обитания – реки <...>, так как не соответствуют нормативам допустимых сбросов для рыбохозяйственных водоемов и предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов.
Выслушав объяснения старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Марий Эл Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1, поддержавшего жалобу, объяснения представителей ООО «Марийский НПЗ» ФИО2, ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО «Марийский НПЗ» осуществляет сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водный объект – рыбохозяйственный водоем – реку второй категории <...> (<...>) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование в период с <дата> по <дата>, выданного Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, в котором установлены показатели максимального содержания загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах на основании приказа Верхне-Волжского бассейнового водного управления от <дата><№><...> Нормативы допустимого сброса в реку <...> для ООО «Марийский НПЗ» указаны в приложении 1 к названному приказу <№><...>
<дата> в <...> в ходе проведения Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (далее – Средневолжское ТУ Росрыболовства) плановой выездной проверки ООО «Марийский НПЗ» выявлено, что после проведения очистки хозяйственно-бытовых стоков модульных станций биологической очистки «Биокси» и «Биокси 50Р», а также механических локальных очистных сооружений для очистки производственно-дождевых сточных вод ООО «Марийский НПЗ» организован сброс в реку <...> с превышением нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, установленным в результате анализов сточных вод.
Так, протоколами измерений сточных вод установлено превышение ПДК и нормативов допустимого сброса (НДС), согласованных Средневолжским ТУ Росрыболовства, в нерестовый период навигации 2016 года в мг/дм?:
протокол от <дата>:
- азот аммонийный – 0,47 при НДС 0,4,
- железо общее – 1,14 при НДС 0,1,
- взвешенные вещества – 12,8 при НДС 7,53;
протокол от <дата>:
- железо общее – 1,16 при НДС 0,1;
протокол от <дата>:
- азот аммонийный – 0,46 при НДС 0,4,
- железо общее – 1,07 при НДС 0,1.
Также были выявлены превышения ПДК для рыбохозяйственных водоемов и НДС при сбросе сточных вод в период 2016 года в мг/дм?:
протокол измерений воды от <дата>:
- азот аммонийный – 0,96 при НДС 0,4,
- БПКполн – 5,0 при НДС 3,0,
- железо общее – 0,56 при НДС 0,1;
протокол измерений воды от <дата>:
- железо общее – 0,42 при НДС 0,1,
- нефтепродукты – 0,060 при НДС 0,05;
протокол измерений воды от <дата>:
- азот аммонийный – 1,2 при НДС 0,4,
- БПКполн – 4,0 при НДС 3,0,
- железо общее – 0,63 при НДС 0,1,
- нефтепродукты – 0,053 при НДС 0,05;
протокол измерений воды от <дата>:
- азот аммонийный – 0,79 при НДС 0,4,
- железо общее – 0,44 при НДС 0,1.
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Марий Эл Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 от 16 августа 2016 года ООО «Марийский НПЗ» привлечено к административной ответственности по статье 8.33 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <...> рублей. Предприятию вменено нарушение требований части 4 статьи 35, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), статьи 22 Федерального закона «О животном мире», части 1 статьи 47, частей 1 и 2 статьи 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
При рассмотрении жалобы ООО «Марийский НПЗ» на указанное постановление, судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл пришел к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, мотивировав его в решении. На этом основании постановление было отменено, производство по делу прекращено.
Оснований для несогласия с выводами, изложенными в решении судьи, в том числе по доводам жалобы должностного лица, вынесшего постановление о привлечении ООО «Марийский НПЗ» к административной ответственности, не усматривается.
Статьей 8.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Объектом правонарушения данной статьи являются общественные отношения, связанные с охраной среды обитания или путей миграции животных.
Объективная сторона данного правонарушения может состоять как в действиях, так и в бездействии, выразившихся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении данных правил.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.
Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно положениям статьи 23 указанного закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1).
Согласно части 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу пункта 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации..
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 года № 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатывает и утверждает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании результатов проведения специализированных исследований в целях определения предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов, а также других показателей качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения в соответствии с методическими указаниями по разработке указанных нормативов.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 18 января 2010 года № 20 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Материалами дела подтверждается факт превышения нормативов ПДК вредных веществ для водных объектов, установленных указанным приказом и решением о предоставлении водного объекта в пользование, в сброшенных ООО «Марийский НПЗ» сточных водах в объект рыбохозяйственного значения реку <...>
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 3).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года № 469 и пунктом 3.13 приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 сентября 2010 года № 283 уполномоченным органом на согласование планов по снижению сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду является Росприроднадзор (его территориальный орган).
В силу части 5 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, у ООО «Марийский НПЗ» имеются разрешения №№ СР-0031 и СР-0043 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты, выданные Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл, согласно которым предприятию разрешается осуществлять сброс веществ в составе сточных и (или) дренажных вод по выпуску <...>) в период с <дата> по <дата> (согласно разрешению № СР-0031), с <дата> по <дата> (согласно разрешению № СР-0043). Неотъемлемой частью разрешений являются перечень и количество веществ по каждому выпуску (1 выпуск) сточных и (или) дренажных вод, план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы (л.д. 14-20).
Как установлено судьей районного суда, установленные в названных разрешениях лимиты на сбросы загрязняющих веществ предприятием в рассматриваемый период не превышены. Указанное обстоятельство позволяет прийти к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ, поскольку общество осуществляло действия по сбросу сточных вод в реку Пижанка в рамках выданных уполномоченным органом разрешений.
Довод жалобы о том, что разрешенные Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл ООО «Марийский НПЗ» допустимые концентрации загрязняющих веществ не соответствуют нормативам допустимых сбросов для рыбохозяйственных водоемов и предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов, подлежит отклонению, поскольку, как правильно указано в судебном акте, при рассмотрении настоящего дела суд не может давать оценку законности выданных разрешений.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 22 сентября 2016 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Марий Эл Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова