Судья Артемьева М.П. Дело № 7р-402/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск «16» июля 2020 г.
Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Енисейского районного суда Красноярского края от 11 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город Красноярск» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника Заполярного отдела Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Лутошки- на В.В. от 21 ноября 2019 г. серия КЯК № 617729 должностное лицо - директор Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город Красноярск» (сокращённое наименование ООО «Чистый город Красноярск») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Решением судьи Енисейского районного суда Красноярского края от 11 марта 2020 г. указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в предусмотренном ст.ст.30.2, 30.3, ч.1 ст.30.9 КоАП РФ порядке, ФИО1 просит вынесенные постановление и решение судьи по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, полагая, что ООО «Чистый город Красноярск» осуществляло транспортирование твёрдых коммунальных отходов, которые опасным грузом не являются, пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации № 1156 от 12 ноября 2016 г., которым необходимо руководствоваться при осуществлении транспортирования отходов, к такому транспортированию запрещаются вещества, отнесённые к опасным грузам в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, недопустимость отнесения отходов к опасному грузу, которое должно осуществляться расчётным или экспериментальными методами, лишь по результатам их обозрения должностным лицом автодорожного надзора.
В судебное заседание ФИО1, надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела судьёй краевого суда, не явился, ходатайство об отложении такого рассмотрения не заявил, в связи с ч ем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам:
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и указанными Правилами.
3 февраля 1993 года Правительством Российской Федерации издано Постановление № 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов».
Согласно статье 2 ДОПОГ, опасные грузы, которые не допускаются к перевозке согласно приложению «А», не должны быть предметом международной перевозки. Международная перевозка прочих опасных грузов разрешается при условии соблюдения: а) предусмотренных в приложении «А» требований, которым должны удовлетворять рассматриваемые грузы, в частности, что касается их упаковки и маркировки, и b) предусмотренных в приложении «В» требований, в частности, что касается конструкции, оборудования и движения транспортного средства, перевозящего рассматриваемые грузы.
В соответствии с пунктом 5.3.1.1.1 ДОПОГ если это требуется в соответствии с положениями раздела 5.3.1 «Размещение информационных табло», на наружных поверхностях в том числе транспортных средств должны размещаться информационные табло. Табло должны соответствовать знакам опасности, предписанным в колонке 5 и, при необходимости в колонке 6 таблицы А главы 3.2 для опасных грузов, содержащихся в том числе в транспортном средстве, и должны удовлетворять техническим требованиям, изложенным в подразделе 5.3.1.7. Табло располагаются на контрастном фоне и обводятся пунктирным или сплошным контуром.
Пунктом 5.3.1.1.4 предусмотрено, что в случае класса 9 информационное табло должно соответствовать знаку образца № 9, приведённому в пункте 5.2.2.2.2.
Согласно пункту 5.3.1.4.1 подраздела 5.3.1.4 «Размещение информационных табло в том числе на транспортных средствах, перевозящих грузы насыпью/навалом» информационные табло должны размещаться на обеих боковых сторонах и сзади транспортного средства.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения Орло- ва А.Н. к административной ответственности послужило необеспечение им как директором ООО «Чистый город Красноярск» размещения на поверхностях (на обеих боковых сторонах и сзади) транспортного средства МАЗ БМ-7028-52 государственный регистрационный знак <данные изъяты> при осуществлении выявленной 14 ноября 2019 г. в 16 часов 30 минут на 325 км автомобильной дороги «Красноярск-Енисейск» перевозки прочего опасного груза № ООН 3077 информационных табло, соответствующих основному знаку опасности, предусмотренное п.5.3.1 ДОПОГ для указанного груза.
Указанное деяние ФИО1 было квалифицировано рассмотревшим дело об административном правонарушении должностным лицом Ространснадзора и судьёй районного суда по ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ.
При этом судьёй со ссылкой на положения п.2.2.9 ДОПОГ признано обоснованным признание опасным грузом № ООН 3077 Вещество твёрдое, опасное для окружающей среды Н.У.К. несортированных (исключая крупногабаритные) отходов от жилого фонда IV класса опасности, перевозку которых осуществляло ООО «Чистый город Красноярск», правильно отнесённых судьёй к твёрдым коммунальным отходам (ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») при указанных в постановлении обстоятельствах.
В обоснование вывода о признании таких отходов опасным грузом судьёй указано на содержание положений 2.2.9 ДОПОГ.
Между тем, указанные положения не содержат сведений о необходимости отнесения всех отходов, в том числе твёрдых коммунальных (или бытовых) отходов к прочим опасным веществам и изделиям, подлежащим отнесению к опасным грузам.
В соответствии с первым предложением подраздела 2.1.2.2 ДОПОГ все позиции опасных грузов перечислены в таблице А главы 3.2 в порядке присвоенных им номеров ООН.
Грузы, не указанные по наименованию, т.е. грузы, не перечисленные в качестве одиночных позиции в таблице А главы 3.2 и не перечисленные или не определённые в основном из вышеупомянутых подразделов 2.2.х.2, надлежит относить к соответствующему классу согласно процедуре, предусмотренной в разделе 2.1.3 (подраздел 2.1.2.5 ДОПОГ).
Согласно пункту 2.1.3.5.5 ДОПОГ если вещество, подлежащее перевозке, представляет собой отходы, состав которых точно не известен, его отнесение к номеру ООН и группе упаковки в соответствии с пунктом 2.1.3.5.2 может основываться на знаниях грузоотправителя об этих отходах, включая все имеющиеся технические данные и данные по безопасности, требующиеся в соответствии с действующим законодательством по вопросам безопасности окружающей среды.
При наличии сомнений выбор должен быть сделан в пользу наибольшего уровня опасности.
Однако, если на основе знаний о составе отходов и физико-химических свойствах идентифицированных компонентов можно доказать, что свойства отходов не соответствуют свойствам для уровня упаковки I, отходы могут быть отнесены по умолчанию к наиболее подходящей позиции «н.у.к» группы упаковки II. Однако, если известно, что данные отходы обладают только экологически опасными свойствами, они могут быть отнесены к группе упаковки III № 3077 или 3082.
Между тем, на перевозимые ООО «Чистый город Красноярск» отходы был представлен паспорт отходов (л.д.19), позволяющий точно установить их состав.
Указанные в этом паспорте вещества (полимерные материалы, пищевые отходы, лом черного металла, текстиль, резина, бумага и стекло) не отнесены к самостоятельным позициям опасных грузов, перечисленным в таблице А главы 3.2 ДОПОГ, не перечислены и не определены в основном из вышеупомянутых подразделов 2.2.х.2 каждого класса, указания на такое отнесение или определение составленный в отношении ФИО1 протокол об административном правонарушении не содержит.
Таким образом, твёрдые коммунальные отходы, перевозку которых осуществляло ООО «Чистый город Красноярск» отнесены должностным лицом Ространснадзора и судьёй районного суда к категории прочих опасных грузов № ООН 3077 исключительно в связи с отнесением их по степени негативного воздействия на окружающую среду к IV классу опасности (малоопасные отходы) (ст.4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Вместе с тем, не имеется оснований полагать, что критерии оценки опасности отходов для целей Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и целей Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов одинаковы и отнесение к опасным грузам отходов, входящие в состав которых вещества сами по себе не подлежат отнесению к опасным грузам, исключительно в связи с отнесением таких отходов к IV классу опасности нельзя признать обоснованным.
Иное вступало бы в противоречие с установленным утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12 ноября 2016 г. Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее Правила) порядком осуществления транспортирования таких отходов, предусматривающим запрет транспортирования в рамках данных Правил опасных веществ, отнесённые к опасным грузам в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, запрет региональному оператору осуществлять транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом твёрдых коммунальных отходов (пункт 14 указанных Правил).
Многократное (2 и более раза) в течение календарного года нарушение таких запретов может стать основанием лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 40 Правил).
Данных об осуществлении перевозки при указанных в обжалованном постановлении обстоятельствах помимо твёрдых коммунальных отходов иных отходов, обладающих экологически опасными свойствами согласно критериям определения таких свойств в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах в действиях ФИО1, допустившего осуществление указанной перевозки в отсутствие размещения на поверхностях транспортного средства МАЗ БМ-7028-52 государственный регистрационный знак <данные изъяты> информационных табло, соответствующих основному знаку опасности, предусмотренное п.5.3.1 ДОПОГ для указанного груза, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника Заполярного отдела Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21 ноября 2019 г. и решение судьи Енисейского районного суда Красноярского края от 11 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город Красноярск» ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.