ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-415/2017 от 27.06.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-415/2017

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск 27 июня 2017 г.

Судья Архангельского областного суда Вершинин А.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД России по городу Архангельску ФИО 1 на решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 01 июня 2017 года,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД России по городу Архангельску ФИО 1 от 06 марта 2017 года Рыбаков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 01 июня 2017 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

В жалобе заместитель начальника отдела ГИБДД УМВД России по городу Архангельску ФИО 1 просит отменить решение судьи, считая его незаконным.

В судебном заседании областного суда Рыбаков А.В. с доводами жалобы не согласился. Пояснил, что предпринимательской деятельностью, связанной с перевозкой пассажиров, с третьей декады февраля 2017 года и в дату инкриминируемого правонарушения не занимался. На автобусе перевозил аккумулятор и запчасти. Каких-либо пассажиров в салоне автобуса не было. В автобусе были его работники ФИО 2 и ФИО 3, которые ему помогали перевозить детали. Проездных билетов у него не было и их он никому не выдавал.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Как следует из обстоятельств вменяемого правонарушения, 09 февраля 2017 года в 11 часов 43 минуты в районе дома 1 корпус 2 по улице Силикатчиков в городе Архангельске, Рыбаков А.В., управляя транспортным средством – автобусом <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , осуществлял перевозку пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства – тахографа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Рыбакова А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Оснований не согласиться с решением судьи не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года №1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы» издан приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

Указанным приказом Минтранса утверждены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение № 2 к настоящему приказу).

Тахографами оснащаются следующие выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3), за исключением транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года №112.

Порядок оснащения транспортных средств тахографами утвержден приказом Минтранса России от 21 августа 2013 года №273.

Пунктом 3 названного приказа установлено, что оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении №2 к Приказу Минтранса России №36 после слов «за исключением», производится: - автобусов категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров.

Таким образом, до 01 июля 2014 года тахографами должны быть оснащены автобусы категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров, за исключением транспортных средств данной категории, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно основным понятиям, данным в пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года №112.

В пункте 2 Правил дано понятие транспортного средства категории «M3» – это транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн. Согласно пункту 3 Правил, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

Следовательно, перевозчик пассажиров и багажа, работающий на городских и пригородных маршрутах, не обязан оборудовать транспортные средства тахографами, если осуществляет перевозки в рамках названных Правил.

Порядок выполнения регулярных городских перевозок пассажиров на автобусных маршрутах в городе Архангельске установлен Законом Архангельской области от 30 мая 2014 года №130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области».

Подпунктом 7 части 1 статьи 3 названного Областного закона определено, что муниципальный маршрут это городской, пригородный или междугородный маршрут регулярных автобусных перевозок, проходящий в границах территории муниципального образования Архангельской области (в границах поселения Архангельской области, либо между поселениями Архангельской области в границах муниципального района Архангельской области, либо в границах городского округа Архангельской области, в том числе между территориальными округами городского округа Архангельской области).

Согласно подпункту 4 пункта 2 и подпункту 2 пункта 3 статьи 6 Областного закона одним из оснований для осуществления регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам является наличие у перевозчика договора об организации регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным (муниципальным) маршрутам.

Привлечение перевозчиков к выполнению регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальным нормативным правовым актом, на основании договоров об организации регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам, заключаемых между органом местного самоуправления и перевозчиками.

В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.

Статьей 1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года №258-внеоч.-03 «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» и части 1 статьи 1 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25 ноября 1997 года, муниципальное образование «Город Архангельск» наделено статусом городского округа.

Постановлением мэрии города Архангельска от 31 декабря 2015 года №180 «Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск» утвержден перечень маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск».

По делу следует, что договор на организацию регулярных автобусных перевозок по муниципальному маршруту на территории города Архангельска с индивидуальным предпринимателем Рыбаковым А.В. не заключался.

Следовательно, пассажирский автобус , государственный регистрационный знак , принадлежащий к категории M3, не осуществляющий городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года №112, в случае использования его для перевозки пассажиров, подлежал оснащению тахографом.

Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья пришел к выводу о том, что по делу не доказан факт перевозки пассажиров, то есть цель использования автобуса – для перевозки пассажиров.

Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется.

Из объяснения Рыбакова А.В. следует, что перевозкой пассажиров на автобусе он не занимался. На автобусе перевозил аккумулятор и запчасти. Каких-либо пассажиров в салоне автобуса не было. В автобусе были его работники ФИО 2 и ФИО 3, которые ему помогали перевозить детали. Проездных билетов у него не было и их он никому не выдавал. Табличка с номером маршрута была только на лобовом стекле по причине того, что ее забыли убрать.

ФИО 2 в письменных объяснениях подтвердила объяснения Рыбакова А.В. По ее словам, Рыбаков А.В., она и ФИО 3 на автобусе перевозили инструмент и аккумулятор для другого автобуса.

Указанные объяснения объективно ничем не опровергнуты.

Более того, как пояснил инспектор БДД ОТН ОГИБДД УМВД России по городу Архангельску ФИО 4, составивший в отношении Рыбакова А.В. протокол об административном правонарушении, движение автобуса <данные изъяты> на линии по маршруту №43 им зафиксировано не было, заезд на остановки общественного транспорта, факты посадки и высадки пассажиров не устанавливались. Пассажиров, которых было предположительно не менее трех, он не опрашивал, так как занимался оформлением другого материала.

Указанные объяснения подтверждают слова Рыбакова А.В. о том, что патруль ГИБДД за ним не следовал, движение по маршруту и факты посадки, высадки пассажиров не фиксировал.

В соответствии с пунктом 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Несмотря на то, что, наличие по данной категории дел изъятых проездных билетов не является условием для доказывания цели перевозки, то есть исключительным средством доказывания указанного элемента состава административного правонарушения, судья, с учетом иных имеющихся в деле доказательств, верно сослался на указанное обстоятельство.

Каких-либо препятствий для установления факта перевозки пассажиров, в том числе движение автобуса с указанной целью по определенному маршруту у должностных лиц административного органа не имелось.

Ссылки в жалобе на наличие только на лобовом стекле автобуса указателя маршрута, так же наличие у Рыбакова А.В. статуса индивидуального предпринимателя и лицензии от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, выводов судьи не опровергает.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Следовательно, по делу не доказана цель перевозки пассажиров при обстоятельствах инкриминируемого правонарушения.

Учитывая, что при рассмотрении дела судьей районного суда не допущено нарушений норм процессуального права и правильно применены нормы материального права, оснований для отмены судебного решения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 01 июня 2017 года оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД России по городу Архангельску ФИО 1 – без удовлетворения.

Судья А.В. Вершинин