7р-426
Р Е Ш Е Н И Е
26 марта 2020 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Группа «Илим» ФИО1 на решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 17 февраля 2020 года,
установил:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Архангельской области № 18810129191204579460 от 4 декабря 2019 года акционерное общество «Группа «Илим» (далее АО «Группа «Илим») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 17 февраля 2020 года, постановление должностного лица изменено, из объема обвинения исключено указание на превышение допустимой высоты транспортного средства на 34 см и превышение допустимой длины транспортного средства на 188 см, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Защитник АО «Группа «Илим» ФИО1 в жалобе просит отменить состоявшиеся в отношении юридического лица акты, считая их незаконными.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 12.21.1 КоАП РФ за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 процентов в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, на собственника (владельца) транспортного средства предусмотрена административная ответственнсти в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, перевозка тяжеловесных грузов должна осуществляться в соответствии со специальными правилами.
В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению № 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению № 2.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из материалов дела, 8 ноября 2019 года в 9 часов 43 минуты на 1 км 211 м автодороги «Подъезд к городу Котлас» транспортное средство Скания Р440СА6Х4ЕНZ, государственный регистрационный знак №, собственником которого является АО «Группа «Илим», в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения и статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, двигалось с нарушением параметров установленных специальным разрешением с осевой нагрузкой 9,01 тонн на ось № 4, при предельно допустимой нагрузке указанной в разрешение 7,5 тонн, превышение составило 20,13%, с осевой нагрузкой 8,05 тонн на ось № 5, при предельно допустимой нагрузке указанной в разрешении 7,5 тонн, превышение составило 7,33%, с осевой нагрузкой 7,86 тонн на ось № 6, при предельно допустимой нагрузке указанной в разрешение 7,5 тонн, превышение составило 4,79%.
Данное обстоятельство зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством измерения, имеющим функции фото- и видеосъемки СВК-2-РВС, идентификатор 49220, со сроком действия поверки до 30 июня 2020 года.
Оснований не доверять показаниям работающего в автоматическом режиме специальному техническому средству измерения, имеющим функции фото- и видеосъемки СВК-2-РВС не имеется. Согласно свидетельству о поверке средство измерения на основании результатов первичной поверки признано пригодным к применению.
Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе, фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно ответу заместителя директора ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Подъезд к г. Котлас» введена в эксплуатацию в 2001 году. Нагрузка на наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля для расчета прочности дорожных одежд автодороги, а также проверки устойчивости дорожного полотна была принята 100 кН (10 тс). Работы по реконструкции не производились.
До 1 октября 2003 года в соответствии с пунктом 4.2 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» (утверждены Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 17 декабря 1985 года № 233, введены в действие 1 января 1987 г.) нагрузка на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля для расчета прочности дорожных одежд, а также проверки устойчивости земляного полотна для дорог 1-4 категорий принималась равной 100 кН (10 тс).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, единый государственный реестр автомобильных дорог (далее - ЕГРАД, Реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
Из выписки из ЕГРАД, представленной в материалы дела, следует, что дорога «Подъезд к г. Котлас» относится к III категории.
В соответствии с пунктами 4.2 и 4.4 «ГОСТ Р 52748-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 24 сентября 2007 года № 250-ст нормативная нагрузка автомобилей включает в себя одну двуосную тележку с нагрузкой на ось, равной 10 К (кН) и равномерно распределенную вдоль дороги нагрузку интенсивностью К (кН/м). Класс нагрузки К для нормативной нагрузки автомобилей следует принимать равным для автомобильных дорог категорий III и IV – 10.
В силу пункта 5.2 «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утвержденные Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 года № 266 в зависимости от состава движения в перспективный период, равный межремонтному сроку службы дорожной одежды, в качестве расчетной нагрузки может быть принята нормативная статическая нагрузка на одиночную ось расчетного автомобиля, равная для облегченных и переходных дорожных одежд - 100 кН.
Имеющиеся на официальном сайте ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» ador.ru сведения указывают, что в характеристике данной дороги указан тип дорожной одежды «облегченный», что соответствует нагрузке на одиночную ось расчетного автомобиля, равной 100 кН. Этот же параметр установлен для дороги III категории.
Согласно письму заместителя директора ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» от 7 ноября 2019 года при проектировании дороги использовались следующие нормативные документы:
-ВСН 4683 «Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» пункт 3.15;
-СНИП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» пункт 4.2.
Нагрузка на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля для расчета прочности дорожных одежд автодороги, а также проверки устойчивости земляного полотна принята 100 кН(10 тс). Проект был реализован, автодорога введена в эксплуатацию в 2001 году. Работы по реконструкции не производились.
Данные весовые параметры были приняты при установке средства СВК-2-РВС, идентификатор № 49220.
Согласно результатам измерений модуля упругости участков автомобильной дороги «Подъезд к г. Котлас» от 7 июня 2018 года покрытие дорожной одежды имеет достаточную прочность для выдерживания нагрузки при прохождении тяжеловесного грузового транспорта с допустимой нагрузкой 10 тс.
При таких обстоятельствах АО «Группа «Илим» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии в постановлении должностного лица сведений о показаниях специального технического средства, зафиксировавшего административное правонарушение, вменяемое АО «Группа Илим», не состоятельны и опровергаются самим постановлением и актом № 34447 от 8 ноября 2019 года измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
Согласно подпункту 10 пункта 39 Приказа Минтранса России от 29 марта 2018 года № 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» АПВГК должен обеспечивать выполнение следующих функций измерение и передача в центр обработки данных зафиксированных параметров транспортных средств посредством канала связи, обеспечивающего криптографическую защиту передаваемой информации.
Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием АПВГК формируется контрольно-надзорным органом.
Согласно пункту 40 Приказа Минтранса России от 29 марта 2018 года № 119, акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, формируется уполномоченным контрольно-надзорным органом (рекомендуемый образец приведен в приложении № 5 к настоящему Порядку) и содержит следующую информацию о (об):
1) измерительном оборудовании: наименование, код, тип оборудования, серийный номер, владелец оборудования, свидетельство об утверждении типа средства измерения (номер, срок действия, регистрационный номер), свидетельство о поверке оборудования (номер, дата, срок действия поверки);
2) месте фиксации (км+м, географические координаты);
3) наименовании автомобильной дороги;
4) нарушении: дата и время нарушения, значение автомобильной дороги (федеральная, региональная или межмуниципальная, местная), направление движения, максимальная разрешенная нагрузка на ось в зоне фиксации, государственный регистрационный знак транспортного средства, категория транспортного средства (приложение № 3 к настоящему Порядку), тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд), количество осей транспортного средства, превышение нагрузки по осям, превышение по полной массе, превышение по ширине, превышение по высоте, превышение по длине, параметры осей транспортного средства (номер оси, фактическая нагрузка на ось, суммарная фактическая нагрузка на сближенные оси, нормативная нагрузка на ось при фактическом межосевом расстоянии, разрешенная нагрузка на ось, превышение (если установлено, %, т), фактическое межосевое расстояние, фактическая скатность (количество колес) оси), параметры общей массы транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, т)), параметры ширины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, м), параметры высоты транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, м), параметры длины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, м);
5) специальном разрешении на движение ТКТС: номер, дата выдачи, срок действия, разрешенный маршрут и направление движения, разрешенная масса, осевые нагрузки (с указанием заявленных расстояний между осями и числа колес на осях), габариты;
6) отклонении от указанного в специальном разрешении на движение ТКТС маршрута движения;
7) фотографии транспортного средства: фронтальная с читаемым государственным регистрационным знаком, фотография регистрационного знака транспортного средства, обзорная.
Указанные сведения в акте отражены, а именно в акте № 34447 от 8 ноября 2019 года отражены параметры транспортного средства Скания Р440СА6Х4ЕНZ, государственный регистрационный знак №, а также количество осей, показатели проверки осевых нагрузок с указанием допустимых параметров и фактических параметров с учетом погрешности, фактические параметры общей массы транспортного средства с учетом погрешности, габаритные параметры общей массы транспортного средства с учетом погрешности, отнесение транспортного средства к классу автопоезда. Приведенные в акте параметры позволяют определить категорию и тип транспортного средства.
Оснований не доверять зафиксированным сведениям, в том числе направлению движения транспортного средства, не имеется.
При этом формирование акта и учет погрешности в результатах измерения осуществляется в автоматическом режиме, что следует из описания типа средства измерения и паспорта средства измерения.
Погрешность измерения по осевым нагрузкам учтена в размере 10%, что соответствует паспорту системы СВК, описанию типа средства измерения и методике поверки 093-13 МП.
На то обстоятельство, что погрешность была учтена, указано прямо в акте.
В силу подпункта 2 пункта 15 указанного Порядка, при фиксации весогабаритных параметров транспортных средств на АПВГК осуществляется вычет инструментальной погрешности измерения (инструментальная погрешность измерения параметра вычитается из измеренной величины параметра и вычисляется применяемая величина для определения наличия превышения параметра).
Согласно ответу генерального директора АО «Весоизмерительная компания «ТЕНЗО-М» вычисление производится исходя из положений данного нормативного акта.
Сама форма акта измерения, приведенная в приложении к Приказу Минтранса РФ от 29 марта 2018 года №119, является рекомендуемой.
Отсутствие даты и времени нарушения, а также скорости движения транспортного средства в акте не опровергает правильно установленные по делу обстоятельства.
Данные сведения зафиксированы в программном файле пакета данных сформированном программным обеспечением СВК-2-РВС, который представлен в материалы дела по запросу суда и сомнений в принадлежности к оспариваемому постановлению не вызывает, поскольку в нем указаны данные о транспортном средстве, дате, времени и месте совершения правонарушения, что согласуется со сведениями, изложенными в постановлении.
Как следует из программного файла, истребованного судом, правонарушение зафиксировано 8 ноября 2019 года в 9 часов 43 минут транспортное средство Скания Р440СА6Х4ЕНZ, государственный регистрационный знак №, при движении по автодороге «Подъезд к г. Котлас» на 1 км 211 м, со скоростью 57 км/час.
Сведения о наименовании дороги в акте измерения приведены, что позволяет собственнику (владельцу) транспортного средства установить значение автомобильной дороги (федеральная, региональная или межмуниципальная, местная), сведения о которой имеются в общем доступе.
Направление движения транспортного средства определяется по отношению к наиболее крупному населенному пункту. Автодорога «Подъезд г. Котлас» примыкает к автодорогам Болтинское шоссе и «Усть-Вага-Ядриха», которая ведет в том числе по направлению к г. Архангельску.
Отсутствие указанных и иных приводимых в жалобе сведений в акте измерения не является основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку содержащиеся в акте измерения сведения являются достаточными для вывода о наличии в действиях АО «Группа «Илим» состава вмененного правонарушения.
Указанные и иные сведения установлены при рассмотрении настоящего дела.
Владельцем дороги представлен акт исполнения гарантийных обязательств на объекте: Капитальный ремонт автомобильной дороги «Подъезд к г. Котлас», км.1-100, от 1 июля 2019 года. К данному акту приложена ведомость №1 промеров толщины, поперечных уклонов, ширины и ровности покрытия за подписью подрядчиков начальников ОЛТК и ПТО АО «Котласское ДРСУ» из которого видно, что осуществлены промеры параметров, указанных в пункте 5.1 приложения к Порядку организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 29 марта 2019 года № 119, на участках дороги до АПВГК и после. При этом согласно письму руководителя ЦУД ГКУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» ФИО2 точки измерений даже перекрывают требуемые расстояния измерений (100 м до установки оборудования автоматического измерения весогабаритных параметров и 50 м после него), поскольку ряд точек измерения размещены на расстоянии 123 м и 102 м от силового модуля, т.е. измерением охвачено гораздо большее расстояние от и до модуля. При таких обстоятельствах оснований считать, что параметры не соответствуют положениям Порядка, не имеется.
Поскольку по указанному акту собственником дороги работы приняты, т.е. параметры проверены, то составление указанного акта АО «Котласское ДРСУ» не опровергает правильно установленных по делу обстоятельств о соответствии дороги установленным требованиям.
Отсутствии рабочего табло переменной информации на автоматическом посту весового контроля не опровергает наличие события административного правонарушения и вину АО «Группа «Илим» в его совершении и не влечет отмену состоявшихся по делу актов.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Постановление о привлечении АО «Группа «Илим» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО «Группа «Илим» в пределах санкции части 5 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Решение вынесено судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено, и правовых оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Группа «Илим» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов