ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-438/2015 от 31.07.2015 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Решетов А.В. 7р-438/2015

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 31 июля 2015 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.

при секретаре Кулагиной Т.И.,

рассмотрев жалобу руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Кропотовой Е.Г. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рахматуллина О. И., <...>,

УСТАНОВИЛ:

постановлениями руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Кропотовой Е.Г. № <...> от 11 декабря 2014 года Рахматуллин О.И., как должностное лицо, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Решениями судей Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 марта 2015 года, от 25 февраля 2015 года, от 4 марта 2015 года данные постановления отменены, дела направлены на новое рассмотрение в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл.

Решениями судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 3 апреля 2015 года указанные выше решения судей Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 марта 2015 года, от 25 февраля 2015 года, от 4 марта 2015 года отменены, дела возвращены на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 мая 2015 года дела по жалобам Рахматуллина О.И. на постановления о назначении административного наказания № № <...> объединены в одно производство.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 июня 2015 года постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Кропотовой Е.Г. № № <...> от 11 декабря 2014 года изменены, Рахматуллину О.И. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей. В остальной части обжалуемые постановления оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, руководитель Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Кропотова Е.Г. просит решение судьи отменить, полагая его незаконным. В обоснование доводов жалобы указано, что оснований для назначения одного наказания за несколько административных правонарушений не имелось.

Представитель Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещен своевременно и надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. В связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Выслушав объяснения Рахматуллина О.И. и его защитника Мечтанова А.А., возражавших против жалобы и просивших прекратить производство по делу за малозначительностью, исследовав материалы дел, материалы административного производства, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено данным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Пунктом 3 ст. 219 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Как следует их материалов дела и установлено судьей Йошкар-Олинского городского суда, приказом от <дата><...> «По личному составу» Рахматуллин О.И. назначен на должность начальника ФГКУ <...> с <дата> и освобожден от должности с <дата> на основании приказа от <дата><...> «По личному составу».

В соответствии с приказом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от <дата><...> с <дата> по <дата> ревизионной группой проводилась выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФГКУ <...> за <...> годы.

В результате проверки административным органом установлено, что по состоянию на <дата> ФГКУ <...>, заключившим <дата> с ООО <...> договор на проведение технического осмотра транспортных средств на сумму <...> рублей, приняты бюджетные обязательства по коду <...> с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму <...> рублей <...> копеек. Так, по состоянию на <дата> остаток лимитов бюджетных обязательств для принятия обязательств по коду <...> составлял в сумме <...> рублей <...> копейки. Однако <дата> ФГКУ <...> заключен договор с ООО <...> на проведение техосмотра на сумму <...> рублей, не обеспеченный лимитами бюджетных обязательств в полном объеме на сумму <...> рублей <...> копеек. Согласно карточке счета <...>, справке об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств за <...> год бюджетные обязательства в сумме <...> рублей отнесены по коду <...> подстатье КОСГК <...>. Договор от <дата> на проведение техосмотра подписан начальником ФГКУ <...> Рахматуллиным О.И.

По состоянию на <дата> ФГКУ <...>, заключившим <дата> с ООО <...> государственный контракт № <...> на ремонт кабинета на сумму <...> рублей, приняты бюджетные обязательства по коду <...> с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму <...> рубля <...> копейка. Так, по состоянию на <дата> остаток лимитов бюджетных обязательств для принятия обязательств по коду <...> составлял в сумме <...> рублей <...> копеек. Однако <дата> ФГКУ <...> заключен государственный контракт с ООО <...><...> на ремонт кабинета на сумму <...> рублей, не обеспеченный лимитами бюджетных обязательств в полном объеме на сумму <...> рубля <...> копейка. Согласно карточке счета <...>, справке об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств за <...> год бюджетные обязательства в сумме <...> рублей отнесены по коду <...> подстатье КОСГК <...>. Государственный контракт от <дата><...> на ремонт кабинета подписан начальником ФГКУ <...> Рахматуллиным О.И.

По состоянию на <дата> ФГКУ <...>, заключившим <дата> дополнительное соглашение с МУП <...> на отпуск воды и прием сточных вод на сумму <...> рублей, приняты бюджетные обязательства по коду <...> с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму <...> рублей. Так, по состоянию на <дата> остаток лимитов бюджетных обязательств для принятия обязательств по коду <...> составлял в сумме <...> рублей <...> копеек со знаком минус. Однако <дата> ФГКУ <...> дополнительным соглашением увеличена стоимость договора с МУП <...> от <дата><...> на отпуск воды и прием сточных вод на сумму <...> рублей, не обеспеченный лимитами бюджетных обязательств в полном объеме на сумму <...> рублей. Согласно карточке счета <...>, справке об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств за <...> год бюджетные обязательства в сумме <...> рублей отнесены по коду <...>. Дополнительное соглашение от <дата> подписано начальником ФГКУ <...> Рахматуллиным О.И.

По состоянию на 5 декабря 2013 года ФГКУ <...>, заключившим <дата> дополнительное соглашение с МУП <...> на отпуск воды и прием сточных вод на сумму <...> рублей, приняты бюджетные обязательства по коду <...> с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму <...> рублей. Так, по состоянию на <дата> остаток лимитов бюджетных обязательств для принятия обязательств по коду <...> составлял в сумме <...> рублей <...> копеек со знаком минус. Однако <дата> ФГКУ <...> дополнительным соглашением увеличена стоимость договора с МУП <...> от <дата><...> на отпуск воды и прием сточных вод на сумму <...> рублей, не обеспеченный лимитами бюджетных обязательств в полном объеме на сумму <...> рублей. Согласно карточке счета <...>, справке об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств за <...> год бюджетные обязательства в сумме <дата> рублей отнесены по коду <...>. Дополнительное соглашение от <дата> подписано начальником ФГКУ <...> Рахматуллиным О.И.

По состоянию на <дата> ФГКУ <...>, заключившим <дата> дополнительное соглашение с ЗАО <...> на сумму <...> рублей, приняты бюджетные обязательства по коду <...> с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму <...> рублей <...> копеек. Так, по состоянию на <дата> остаток лимитов бюджетных обязательств для принятия обязательств по коду <...> составлял в сумме <...> рублей <...> копеек. Однако <дата> ФГКУ <...> дополнительным соглашением увеличена стоимость договора с ЗАО <...> от <дата> на предоставление услуг связи на сумму <...> рублей, не обеспеченный лимитами бюджетных обязательств на сумму <...> рублей <...> копеек. Согласно карточке счета <...>, справке об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств за <...> год бюджетные обязательства в сумме <...> рублей <...> копеек отнесены по коду <...>. Дополнительное соглашение от <дата> подписано начальником ФГКУ <...> Рахматуллиным О.И.

По состоянию на <дата> ФГКУ <...>, заключившим <дата> дополнительное соглашение с ОАО <...> на предоставление услуг связи на сумму <...> рублей, приняты бюджетные обязательства по коду <...> с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму <...> рублей <...> копеек. Так, по состоянию на <дата> остаток лимитов бюджетных обязательств для принятия обязательств по коду <...> составлял в сумме <...> рублей <...> копеек. Однако <дата> ФГКУ <...> дополнительным соглашением увеличена стоимость государственного контракта с ОАО <...> от <дата><...> на предоставление услуг связи на сумму <...> рублей, не обеспеченный лимитами бюджетных обязательств на сумму <...> рублей <...> копеек. Согласно карточке счета <...>, справке об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств за <...> год бюджетные обязательства в сумме <...> рублей <...> копеек отнесены по коду <...>. Дополнительное соглашение от <дата> подписано начальником ФГКУ <...> Рахматуллиным О.И.

Допущенные нарушения, выразившиеся в нарушении законодательства в области финансов, связанного с превышением лимитов бюджетных обязательства, подтверждаются сведениями, содержащимися в выписках из акта выездной ревизии, протоколах об административных правонарушениях № № <...>, договорах от <дата>, государственном контракте от <дата><...>, дополнительном соглашении от <дата>, дополнительном соглашении от <дата>, дополнительном соглашении от <дата>, дополнительном соглашении от <дата>, приказе от <дата><...>.

Названные доказательства получены в соответствии с требованиями закона и в силу этого являются допустимыми. Оснований сомневаться в достоверности фактических данных, изложенных в указанных материалах дела, у суда не имеется. Мотивированная оценка доказательств приведена в постановлениях должностного лица и решении судьи городского суда, оснований для признания ее неправильной суд не находит.

На основании вышеизложенного должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, и судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл пришли к правильному выводу о том, что начальник ФГКУ <...> Рахматуллин О.И., будучи должностным лицом, осуществляющим в данной организации организационно-распорядительные функции не обеспечил соблюдение норм бюджетного законодательства, в частности, допустил превышение лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, выводы о наличии вины Рахматуллина О.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, являются правильными.

Вопреки доводам жалобы руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл вывод судьи Йошкар-Олинского городского суда об объединении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.10 КоАП РФ, возбужденных по результатам одной выездной ревизии в отношении начальника ФГКУ <...> Рахматуллина О.И., рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, не противоречит нормам КоАП РФ, в том числе ст. 4.4 КоАП РФ, соответствует общим целям назначения наказаний.

Довод жалобы о том, что при назначении наказания судьей не был соблюден принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, является несостоятельным и не может повлечь отмену вынесенного по делу решения судьи городского суда, поскольку Рахматуллин О.И. привлечен к административной ответственности.

Приведенные в судебном заседании защитником Мечтановым А.А. доводы о малозначительности административного правонарушения подлежат отклонению.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу приведенной нормы и разъяснений, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с объективными обстоятельствами: характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень общественной опасности деяния, совершенного Рахматуллиным О.И. в сфере финансово-бюджетных отношений, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не усматриваю.

Неосведомленность Рахматуллина О.И. о введении в действие закона, предусматривающего административную ответственность, также не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения.

Постановления о привлечении Рахматуллина О.И. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.15.10 КоАП РФ, вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, соответствует принципам соразмерности, справедливости назначения наказания. Нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 июня 2015 года оставить без изменения, жалобу руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Кропотовой Е.Г. - без удовлетворения

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья В.В. Братухин