Судья Тарасов Е.В. Дело № 7р-453/2021
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 29 сентября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Медведеве Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Шемуранова Н.А. на постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 19 мая 2021 года и решение судьи Звениговского районного суда Республики
Марий Эл от 4 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1, <дата>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, являющегося индивидуальным предпринимателем, ОГРНИП <№> присвоен
<дата>
у с т а н о в и л:
постановлением начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения
ГИБДД МВД по Республике Марий Эл (далее ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл) ФИО2 от 19 мая 2021 года
№ 18810112210519057581, оставленным без изменения решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 4 августа 2021 года, ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
На указанное решение защитник ФИО1 Шемуранов Н.А. подал жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой содержится просьба об отмене состоявшихся по делу решений в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения. Указывает, что автомобильная дорога Кокшайск – Красногорский в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл № 86 от 7 апреля 2008 года «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл» является дорогой общего пользования республиканского значения. Постановлением Правительства Республики Марий Эл № 115 от 21 марта 2021 года «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл в 2021 году», вводящим такое ограничение на период с 7 апреля 2021 года по 6 мая 2021 года, установлено, что указанное временное ограничение не распространяется на перевозки продуктов питания. Поскольку владелец транспортного средства перевозил пищевые продукты - капусту, на него не должны распространяться временные ограничения движения.
ФИО1, представитель ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл на рассмотрение жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения защитников ФИО1 Шемуранова Н.А., Фаттахова И.З., поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к названной статье КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам;
владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация;
транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства;
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от
8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Федерального закона
№ 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, <дата> в <дата> 10 секунд на 7 километре 500 метрах автодороги Кокшайск – Красногорский Республики Марий Эл тяжеловесное транспортное средство марки <...> с государственным регистрационным номером <№>, собственником которого является ФИО1, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения и статьи 31 Федерального закона
№ 257-ФЗ двигалось с превышением допустимой общей массы на 11,24 % (с осевой нагрузкой в 11,124 тонн при предельно допустимой осевой нагрузке 10 тонн) без специального разрешения, что подтверждается актом № 375 от
8 апреля 2021 года результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.
Административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме - «СВК-2-РВС» № 60787, свидетельство о поверке которого № 119008958371 от
6 декабря 2020 года действительно до 5 декабря 2021 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения
ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на указанное постановление судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Вывод о наличии в деянии ФИО1 объективной стороны состава вмененного административного правонарушения основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона № 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Доводы жалобы о том, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, поскольку он перевозил пищевые продукты (капусту), а в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл № 115 от 21 марта 2021 года «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл в 2021 году» временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам не распространяется на перевозку продуктов питания, не имеет правового значения для разрешения настоящего дела ввиду следующего.
Федеральный закон № 257-ФЗ устанавливает разные запреты и ограничения использования автомобильных дорог с целью предотвращения причинения вреда и компенсации уже причиненного вреда автомобильным дорогам.
Так, согласно статье 30 названного Федерального закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации (часть 1).
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2.1).
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 марта
2021 года № 115 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл в 2021 году», на которое в данном случае ссылается заявитель жалобы, вводит временное ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 257-ФЗ.
Из системного толкования положений статьи 30 и 31 Федерального закона № 257-ФЗ следует, что нормы статьи 31 указанного закона, регламентирующие движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, являются общими нормами, действуют постоянно на всей территории России и в отношении всех автомобильных дорог России, в то время как нормы статьи 30 указанного закона, регламентирующие временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения, являются специальными нормами, действуют в определенный период времени в отношении определенных автомобильных дорог.
При квалификации административного правонарушения должностное лицо установило, что в данном случае имело место нарушение общих норм, содержащихся в статье 31 Федерального закона № 257-ФЗ. Нарушение специальных норм, предусмотренных статьей 30 Федерального закона
№ 257-ФЗ, и положений постановления Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2021 года № 115 в вину ФИО1 не вменяется. В связи с этим ссылка на положения указанного постановления Правительства Республики Марий Эл не может иметь правового значения при разрешении данного дела.
Таким образом, выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, являются правильными.
Оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Наказание назначено собственнику транспортного средства, являющемуся индивидуальным предпринимателем, в пределах санкции части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ в минимальном размере, установленном для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
С учетом изложенного оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 19 мая 2021 года и решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 4 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 Шемуранова Н.А. – без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова
Решение08.11.2021