ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-456/17 от 18.12.2017 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Иванова Л.А. дело № 7р-456

Р Е Ш Е Н И Е

г. Йошкар-Ола 18 декабря 2017 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,

при секретаре Романове Р.Е.,

рассмотрев жалобу ФИО1, <...> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

на решение судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 7 ноября 2017 года,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) ФИО2 от 5 июля 2017 года № <...> заместителю главы муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» (далее - администрация МО «Городское поселение Морки») ФИО1 назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

ФИО1 подал в суд жалобу на данное постановление, указывая, что продление срока действия свидетельства на осуществление пассажирских перевозок допускается законом.

Решением судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 16 августа 2017 года постановление заместителя руководителя - начальника отдела Марийского УФАС ФИО2 от 5 июля 2017 года № <...> отменено, производство по делу прекращено по основанию отсутствия состава административного правонарушения.

Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2017 года данное решение отменено, дело направлено на новое судебное рассмотрение.

Решением судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 7 ноября 2017 года постановление заместителя руководителя - начальника отдела Марийского УФАС ФИО2 от 5 июля 2017 года № <...> оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, ФИО1 просит отменить данное решение, ссылаясь на неправильное применение судьей норм материального права.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.

Заслушав объяснения ФИО1, поддержавшего жалобу и пояснившего, что законом № 220-ФЗ предусмотрена возможность продления свидетельств, поэтому были подписаны дополнительные соглашения, в январе 2017 года был объявлен конкурс на осуществление перевозок; объяснения представителя Марийского УФАС России ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, материалы административного производства № <...>, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч.7 ст.14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Согласно п.4 ст.16 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Как следует из материалов дела, материалов административного производства № <...> и установлено судьей суда первой инстанции, постановлением администрации МО «Городское поселение Морки» от 3 сентября 2014 года № 215 утверждена конкурсная документация по проведению открытых конкурсов на размещение маршрутов регулярного сообщения, не включенных в муниципальный заказ, в границах МО «Городское поселение Морки». Извещение о проведении конкурса опубликовано в газете «Моркинская земля», № 35 от 5 сентября 2014 года.

Предметом конкурса (лот № 1, лот № 2, лот № 3) являлось заключение договоров на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки: по маршруту № 1 «Больница (ЦРБ) - Центр - Район Газовиков» (лот № 1); по маршруту № 2 «Комбикормовый завод - Центр - Налоговая - Больница (ЦРБ)» (лот № 2); по маршруту № 3 «Комбикормовый завод - Центр - Вокзал – Больница (ЦРБ)» (лот № 3) на срок с момента подписания договоров на транспортное обслуживание населения по 1 октября 2016 года.

По результатам конкурса победителем по всем лотам был признан ИП В. В.Н.

31 октября 2014 года между администрацией МО «Городское поселение Морки» и ИП В. В.Н. заключены договоры
№№ 1, 2, 3 на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл. Согласно п.6.1 данных договоров они вступают в силу с момента их подписания и действуют по 1 октября 2017 года.

14 апреля 2016 года между администрацией МО «Городское поселение Морки» и ИП В. В.Н. заключены дополнительные соглашения к договорам от 31 октября 2014 года, согласно которым п.6.1 договоров изложен в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 1 октября 2016 года».

1 октября 2016 года между администрацией МО «Городское поселение Морки» и ИП В. В.Н. заключены дополнительные соглашения к договорам от 31 октября 2014 года, согласно которым п.6.1 договоров изложен в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и заканчивает свое действие по истечении десяти дней со дня подведения итогов по новому открытому конкурсу на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам № 1, № 2, № 3».

Также по результатам вышеуказанного открытого конкурса ИП В. В.Н. выданы свидетельства (серия <...><...>, серия <...><...>, серия <...><...>) со сроком действия с 31 октября 2014 года по 01 октября 2016 года об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок: № 1 «Больница (ЦРБ) - Центр - Район Газовиков»; № 2 «Комбикормовый завод - Центр - Налоговая - Больница (ЦРБ)»; № 3 «Комбикормовый завод - Центр - Вокзал - Больница (ЦРБ)».

После истечения вышеуказанного периода срок действия свидетельств продлен до 25 марта 2017 года, о чем имеется отметка в свидетельствах.

Дополнительные соглашения от 1 октября 2016 года с ИП В. В.Н. заключены, сроки свидетельств продлены до 25 марта 2017 года заместителем главы администрации МО «Городское поселение Морки» ФИО1, который назначен на должность распоряжением администрации МО «Городское поселение Морки» от 1 июня 2012 года № <...>.

Из письма администрации МО «Городское поселение Морки» от 9 декабря 2016 года № <...> следует, что сроки действия свидетельств продлены по причине того, что администрация МО «Городское поселение Морки» не успела подготовить конкурсную документацию по проведению открытого аукциона на заключение договора на осуществление пассажирских перевозок на территории пгт. Морки.

На момент рассмотрения дела должностным лицом администрацией МО «Городское поселение Морки» не проведен отбор перевозчика на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок МО «Городское поселение Морки».

Вышеуказанные действия (бездействие) должностного лица - заместителя главы муниципального учреждения администрации МО «Городское поселение Морки» ФИО1 квалифицированы должностным лицом Марийского УФАС России и судьей суда первой инстанции, как не соответствующие требованиям п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции и образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

Событие, состав административного правонарушения, вина ФИО1 в его совершении подтверждается вышеуказанными материалами дела и доводами жалобы не опровергаются.

Заявителем жалобы не принимается во внимание следующее.

Положениями ст.19 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (ч.1). Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в п.1 ч.3 настоящей статьи; 3) в случае, если в соответствии со ст. 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (ч.2). Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления предусмотренных п.п.1 и 2 ч.1 ст.29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации (ч.3). По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе (ч.4). По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса на срок не менее чем пять лет. Если до истечения срока их действия не наступят обстоятельства, предусмотренные п.п.1 - 4 ч.1 ст.29 настоящего Федерального закона, действие указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается. Продление указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок (ч.5). Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи (ч.6).

Обстоятельства, являющиеся основанием для выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса, указаны в ч.3 ст.19 названного Федерального закона.

Пунктами 1, 2 ч.1 ст.29 названного Федерального закона установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство; вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных положений ст.ст.19, 29 названного Федерального закона в их совокупности, предусмотрено два случая, когда свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута выдаются без проведения открытого конкурса:

1) если указанные документы предназначены для осуществления регулярных перевозок после вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии перевозчика или вступления в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса;

2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Во всех прочих случаях проведение открытого конкурса является обязательным.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусмотрены основания для продления срока свидетельства об осуществлении перевозок. Следовательно, и переоформление свидетельств по этому основанию не предоставляется возможным.

Ссылка в жалобе на ч.8 ст.39 названного Федерального закона является несостоятельной, поскольку, как правильно отмечено в решении судьи суда первой инстанции, данные положения подлежали применению в переходный период после вступления закона в силу.

Заключение дополнительных соглашений от 1 октября 2016 года к договорам №№ 1, 2, 3 от 31 октября 2016 года без изменения срока действия договоров, продление срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок №№ 1, 2, 3, выданных ИП В. В.Н., без проведения конкурса исключили возможность иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки, участвовать в открытом конкурсе на право заключения договоров на транспортное обслуживание населения на территории МО «Городское поселение Морки» и привели к преимущественному положению одного конкретного хозяйствующего субъекта, устранению конкуренции на рынке регулярных перевозок применительно к данному муниципальному образованию.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Вид и мера наказания назначены ФИО1 должностным лицом в пределах санкции ч.7 ст.14.32 КоАП РФ – административный штраф в минимальном размере, при этом были учтены характер и обстоятельства совершения административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Дело рассмотрено должностным лицом, судьей с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, без существенных нарушений процессуальных требований. При этом презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не была нарушена.

По вышеприведенным мотивам следует признать, что обжалованное решение вынесено судьей с соблюдением ст.24.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

решение судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 7 ноября 2017 года, которым оставлено в силе постановление заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 5 июля 2017 года № 02-11/198-17, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Г.В. Попов