ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-493 от 23.04.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-493

Р Е Ш Е Н И Е

23 апреля 2020 г. город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобы защитника Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западного территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 на решения судьи Мирнинского городского суда Архангельской области № и № от 2 марта 2020 г.,

установил:

постановлением главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области № от 16 декабря 2019 г. Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западного территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

постановлением главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области № от 16 декабря 2019 г. ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решениями судьи Мирнинского городского суда Архангельской области от 2 марта 2020 г. по делам № (в отношении постановления № ) и № (в отношении постановления № указанные постановления оставлены без изменения.

Защитник юридического лица ФИО1 в жалобе просит отменить решения судьи Мирнинского городского суда, считая их незаконными.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу пункта 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу абзаца 8 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

На основании статьи 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В силу статьи 77 Федерального закона от 10 января. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 20 мая 2019 г. № 98-р в период с 3 июня по 28 июня 2019 г. Северным Региональным Управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ.

В ходе проверки должностными лицами Управления, в присутствии представителей юридического лица, был осуществлен осмотр территории юридического лица, а именно земельного участка с кадастровым номером , на территории которого находятся стартовые площадки № и № и территория военного городка № позиционного района космодрома «Плесецк».

В ходе проведения осмотра территории указанного участка установлено, что на территории площадки № , на земле, прилегающей справа (относительно дороги на территорию площадки № к заглубленному хранилищу нефтепродуктов визуально обнаружены разливы нефтепродуктов (предположительно мазута), почва имеет черный цвет, в отдельных местах нефтепродукты находятся на поверхности в жидком состоянии (лужи). В отдельных местах нефтепродукты покрывают землю в виде корки (битума). На территории участка прилегающей справа (относительно дороги на территорию площадки № ) расположено второе заглубленное хранилище нефтепродуктов, предположительно мазута. На земле, прилегающей к хранилищу, имеются многочисленные очаги загрязнения нефтепродуктами. В очагах загрязнения почва имеет черный маслянистый цвет. Отдельные участки земли покрыты коркой засохших нефтепродуктов (битумом). На территории площадки № слева (относительно дороги на территорию площадки №) расположено третье хранилище нефтепродуктов, предположительно мазута. К хранилищу примыкает естественный овраг. Дно и стенки оврага покрыты слоем засохших нефтепродуктов (битумом). Земля, примыкающая к оврагу, имеет черный цвет с маслянистым оттенком. Далее в сторону реки Емца на территории имеются выходы родников, которые образуют 2 ручья впадающие в реку Емца. Далее по течению ручьев на всем протяжении до впадения в реку Емца, ручьи оборудованы 7 семью самодельными нефтяными ловушками. Берега ручьев на всем их протяжении сильно загрязнены нефтепродуктами, почва на берегах имеет черный цвет с маслянистым оттенком. На территории, прилегающей к ручьям имеются многочисленные участки загрязненные нефтепродуктами, почва на которых имеет черный цвет с маслянистым оттенком. Вблизи ручьев в воздухе присутствует запах нефтепродуктов.

В ходе проведения осмотра территории теплогенерирующего комплекса газовой котельной военного городка № 15 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установлено, что на территории объекта находится здание газовой котельной, две емкости резервного водоснабжения (объем по 1000 м3) и четыре резервуара с нефтепродуктами (мазутом) объемом по 5000 м3 каждая. Между резервуарами с нефтепродуктами и на прилегающей территории на естественном понижении рельефа местности визуально наблюдались разливы нефтепродуктов (предположительно мазута). Почва на прилегающей территории и между ёмкостями имеет черный цвет с маслянистым оттенком. В воздухе присутствует сильный характерный запах нефтепродуктов. Земельный участок между емкостями частично заполнен водой (предположительно дождевой). На поверхности воды визуально наблюдается радужная пленка от розлива нефтепродуктов. В отдельных местах прилегающей территории наблюдаются пятна нефтепродуктов черного маслянистого цвета.

С целью установления степени загрязнения земли нефтепродуктами на земельном участке с кадастровым номером , специалистами ФБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» - филиал ЦЛАТИ по Архангельской области 04 июня 2019 года произведен отбор 5 объединенных проб на территории стартовых площадок № и № , и 05 июня 2019 г. произведен отбор проб в 6 точках на территории теплогенерирующего комплекса по периметру нефтяного загрязнения.

По результатам протоколов отбора проб почвы от 21 июня 2019 г. № , № , № , № территории стартовых площадок № и № , установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве по сравнению с фоновыми пробами от 7 до 1400 раз. Общая площадь загрязненных земель составляет - <данные изъяты> квадратных метров.

По результатам протоколов отбора проб почвы от 21 июня 2019 г. № , № , на территории теплогенерирующего комплекса, установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве по сравнению с фоновыми пробами в 153 раза. Общая площадь загрязненных земель составляет - <данные изъяты> квадратных метров.

Указанные, обстоятельства в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по данному делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении от 02 декабря 2019 г. и ; актами осмотра территории от 04 июня 2019 г. и от 05 июня 2019 г.; фототаблицей; актами отбора проб почв ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области»; протоколами результатов измерений от 21 июня 2019 г.; заключениями по результатам проведения лабораторных исследований, измерений, испытаний от 24 июня 2019 г.; актами проверки и от 28 июня 2019 г., оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Следовательно, действия (бездействие) ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, не выполнившее обязанности по приведению нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования (рекультивации), правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенных административных правонарушений, наличия каких-либо препятствий для соблюдения установленных требований и обязательных мероприятий по обеспечению рекультивации земли.

Довод жалобы о том, что Учреждение не осуществляет эксплуатацию объектов, расположенных на площадках № № и территории теплогенерирующего комплекса не ведет и не вело на них хозяйственную деятельности, не является основанием для отмены состоявшихся актов.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ, согласно пункту 3 статьи 5 ЗК РФ являются, в частности, собственники земельных участков; собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Согласно выписке из Единого реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Российской Федерации, правообладателем является ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, за которым зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком с 18 октября 2013 г.

В соответствии с пунктом 3 устава ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, утвержденного министром обороны Российской Федерации от 24 мая 2012 г., является организацией, обеспечивающей реализацию полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления, распоряжения и контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение обязано обеспечить эффективное использование предоставленного ему в безвозмездное пользование или закрепленное за ним имущество по назначению в соответствии с целями, определёнными Уставом (абзац 3 пункта 32 Устава).

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером на территории которого расположены площадки № № ГИК Министерства обороны РФ предоставлены на праве постоянного (бесрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ на основании приказа Министра Обороны РФ № 1023 от 28 апреля 2012 г.

Судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что, решений о передаче войсковой части № , либо иному юридическому лицу, филиалом которого она является, земельного участка, уполномоченным органом в установленном порядке и на предусмотренном законом праве не принималось.

Кроме того, ГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, является единственным правообладателем имущества, а именно 4 металлических резервуаров на территории теплогенерирующего комплекса – газовой котельной военного городка г. Мирный, а значит несет обязанности, предусмотренные земельным законодательством.

Исходя из положений земельного законодательства, а именно пункта 6 части 1 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.

Таким образом, указанные заявителем обстоятельства не освобождают ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ от необходимости выполнения предусмотренным законом обязанностей проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявитель является субъектом административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

Довод подателя жалобы о том, что Учреждение не бездействовало и предприняло все зависящие от него меры по исполнению своих функций, считаю несостоятельными, поскольку направлении информации в экологическую службу и проведение работ по благоустройству и очистке грунта силами войсковой части 13991, не привело к исполнению обязанностей, возложенных на ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ по рекультивации земель.

Из обстоятельств дела следует, что ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, то есть как правообладатель спорного земельного участка не выполнило обязанности по приведению нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования (рекультивации).

Вместе с тем, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ образует неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по рекультивации земельного участка.

Правонарушение, допущенное Учреждением, совершено на территории одного земельного участка с кадастровым номером , где находится как стартовые площадки № и № , так и территория военного городка № позиционного района космодрома «Плесецк». Превышение содержания нефтепродуктов в почве, выявленное на указанном участке с кадастровым номером было установлено в рамках одной плановой проверки, которая проводилась в отношении одного юридического лица.

Таким образом, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по рекультивации земельного участка, то есть бездействие со стороны ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ охватывается единым умыслом.

Следовательно, два рассмотренных в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, подлежат объединению в одно производство, а бездействие Учреждения - неисполнение обязанности по рекультивации земельного участка, как на территории стартовых площадок № и № , так и территории военного городка № позиционного района космодрома «Плесецк», находящихся на одном земельном участке с кадастровым номером квалификации как одно административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, с назначением ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,

постановил:

рассмотренные в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объединить в одно производство.

Постановления главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области № и № от 16 декабря 2019 г., решения судьи Мирнинского городского суда Архангельской области от 2 марта 2020 г. по делам № и № , вынесенные в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, изменит: бездействие ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, выразившееся в неисполнении обязанности по рекультивации земельного участка, как на территории стартовых площадок № и № , так и территории военного городка № позиционного района космодрома «Плесецк», находящихся на одном земельном участке с кадастровым номером , квалифицировать как одно административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

Назначить ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

В остальной части указанные постановления и решения оставить без изменения, жалобу ФГКУ «Северо-Западного ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.В. Витязев