ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-493/2015 от 25.06.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

№ 7р-493

РЕШЕНИЕ

25 июня 2015 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 12 мая 2015 года,

установил:

постановлением начальника Плесецкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 31 марта 2015 года должностное лицо – генеральный директор ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Решением судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 12 мая 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.

ФИО1 просит отменить решение, считая его незаконным.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене с возвращением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, в период с 10 по 17 марта 2015 года прокуратурой Плесецкого района Архангельской области в отношении ЗАО «<данные изъяты><данные изъяты>» проведена проверка коллективного обращения работников по вопросу нарушения трудовых прав.

При проверке было установлено, что проезды и проходы на территорию завода обледенели, не посыпаны песком; система отопления не функционирует, для обогрева помещений используются электрообогреватели, электрические плитки, напольная тепловая пушка; не обеспечены оптимальные и допустимые параметры микроклимата в комнате отдыха (транспортный участок), в комнате приема пищи (административное здание), в комнате переодевания (совмещенной с душевой), в здании участка контрольно-измерительных приборов и автоматики (лаборатория); работники предприятия недостаточно обеспечены душевыми кабинами (в раздевалке на 2 этаже участка контрольно-измерительных приборов и автоматики установлена одна закрытая душевая кабина и водонагреватель); на предприятии стирка спецодежды не организована, не оборудовано помещение для приема пищи.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1 к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение пункта1 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утв. Минздравом СССР 31.12.1966 N 658-66, статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4.4 таблица 3 ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», пунктов 10.10, 12.1 СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций», пунктов 5.13, 5.14 СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87».

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статей 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда, в нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, не принял меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела. Не выяснил обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, и не оценил представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении ФИО1 оспаривал событие административного правонарушения и свою вину в его совершении.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания обжаловал его в Плесецкий районный суд.

Однако вопреки требованиям статьи 30.6 КоАП РФ судьей районного суда, при рассмотрении жалобы на постановление, доводы жалобы проверены не были и не получили оценки.

Таким образом, судья не выполнил требования части 2 статьи 30.7 КоАП РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, по смыслу которых, решение по жалобе должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии с пунктом 1 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утв. Минздравом СССР 31.12.1966 N 658-66, нарушение которого вменено ФИО1, в зимнее время проезды и проходы, примыкающие к производственным, административным и санитарно-бытовым помещениям необходимо очищать от снега, а в случае обледенения посыпать песком.

При рассмотрении дела судья не принял во внимание доводы подателя жалобы об остановке производства с 01.01.2015 года. Площадь территории завода составляет 1112006 кв.м. с находящимися на ней зданиями и строениями в количестве более 200 объектов, по состоянию на 01 марта 2015 года работает 11 человек.

В справке по результатам проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица не указано, проходы и проезды к каким зданиям обледенели. При том, что непосредственно на предприятии проверка проводилась только один день – 10 марта 2015 года.

Судья при рассмотрении дела не выяснил указанные обстоятельства. Не проверил, какая территория и объекты участвуют в хозяйственной деятельности и являлись предметом осмотра со стороны помощника прокурора Плесецкого района. Не дал оценку необходимости посыпки песком проездов и проходов к тем зданиям, в которых производственная и административная деятельность не осуществляется, и не используется для санитарно-бытового обслуживания работников.

Ссылаясь на справку помощника прокурора, как на доказательство наличия наледи и отсутствия песка, судья не мотивировал, почему отдает предпочтение указанной справке и отвергает возражения ФИО1, согласно которым проходы и проезды, ведущие к заводуправлению, используемым цехам и подразделениям посыпаются по мере необходимости.

Должностных лиц, проводивших проверку судья не вызвал и не опросил.

Согласившись с мнением должностного лица, что нарушением является использование для обогрева электрообогревателей, электрической плитки и напольной тепловой пушки при не функционирующей системе отопления, судья не привел в решении действующие санитарные правила и гигиенических нормативы устанавливающие способ отопления помещений невыполнение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.

Пункт 4.4 ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" устанавливает оптимальные и допустимые параметры микроклимата в обслуживаемой зоне помещений жилых (в том числе общежитий), детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий следует принимать для соответствующего периода года в пределах значений параметров, приведенных в таблицах 1 - 3.

Судья не выяснил, в каких именно из 200 имеющихся помещений используются указанные нагревательные приборы, каким образом осуществляется регулирование микроклимата в помещениях.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Без внимания остались доводы директора юридического лица о наличии отопительных приборов только в тех помещениях, где работники осуществляют трудовую деятельность, при этом температурный режим регулируется самими работниками.

Доводы жалобы о том, что ГОСТ 30494-2011 не применяется к производственным помещениям, остались без правовой оценки.

Судья не проверил выводы должностного лица Роспотребнадзора о недостаточном обеспечении работников предприятия душевыми кабинами.

Согласно пункту 5.13 СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87, число душевых, умывальников и специальных бытовых устройств, предусмотренных в таблице 2, следует принимать по численности работающих в смену или части этой смены, одновременно оканчивающих работу.

В материалах дела отсутствуют расчеты потребности в душевых кабинах исходя из численности работающих за смену. Доводы ФИО1 об исполнении указанных требований оборудованием одной кабины, исходя из числа работающих 11 человек и отсутствием производственной деятельности, не оценены.

Правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности является протокол об административном правонарушении, который должен отвечать требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении, как и в постановлении, обстоятельства нарушения должностным лицом санитарного законодательства о недостаточности душевых кабин, изложены одинаково.

Судья не выяснил, соответствует ли подобное описание события административного правонарушения диспозиции статьи 6.3 КоАП РФ, позволяет ли оно квалифицировать действия директора Общества, в части нарушения положений пунктов 5.13, 5.14 СП 44.13330.2011 по указанной норме КоАП РФ, знать лицу, в отношении которого ведется производство по делу, в чем конкретно он обвиняется и защищаться от предъявленного обвинения, не противоречит ли требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Также судья не принял во внимание доводы подателя жалобы об отсутствии нарушения пункта 10.10 СанПин 2.2.3.1385-03, не привел мотивов, по которым отвергает пояснения ФИО1 об организации стирки спецодежды на предприятии.

Вывод помощника прокурора в справке указан со слов одного рабочего ФИО2

Однако объяснения ФИО2 в деле, как и доказательства его работы на предприятии, отсутствуют, судья указанного свидетеля не опросил, не выяснил, имеется ли на предприятии необходимость в стирке одежды в связи с приостановлением его деятельности (при наличии такового), по какой причине он стирает одежду дома и доводился ли до него порядок стирки через обращение к непосредственному руководителю.

Согласно п.12.1 СанПиН 2.2.3.1385-03 работодатель обеспечивает работников, занятых в промышленности строительных материалов, санитарно-бытовыми помещениями (гардеробными, сушилками для одежды и обуви, душевыми, помещениями для приема пищи, отдыха и обогрева и т.д.).

При рассмотрении дела не установлено, где должно находится, и где отсутствует помещение для приема пищи. Судья не проверил, какие объекты осматривались при проверке. Не дал оценки противоречиям, имеющимся в справке помощника прокурора о наличии такого помещения в административном здании. Не выяснил, могут ли работники предприятия пользоваться данной комнатой и выполнено ли в связи с этим требование п.12.1 СанПиН 2.2.3.1385-03. Не проверил доводы подателя жалобы о наличии таких помещений в подразделении ОТК и Лабаратории.

В силу положения пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку существенное нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение подлежит отмене с возвращением дела в районный суд на новое рассмотрение.

При новом пересмотре постановления по делу об административном правонарушении судье следует учесть изложенное и постановить решение, отвечающее требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Решение судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 12 мая 2015 года отменить, дело возвратить в Плесецкий районный суд Архангельской области на новое рассмотрение.

Судья А.С.Харлов