7р-494
Р Е Ш Е Н И Е
23 апреля 2020 г. город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобы защитника Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западного территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 на решения судьи Мирнинского городского суда Архангельской области № № и № № от 2 марта 2020 г.,
установил:
постановлением главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области № № от 16 декабря 2019 г. Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западного территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
постановлением главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области № № от 16 декабря 2019 г. ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решениями судьи Мирнинского городского суда Архангельской области от 2 марта 2020 г. по делам № № (в отношении постановления № №) и № № (в отношении постановления № №) указанные постановления оставлены без изменения.
Защитник юридического лица ФИО1 в жалобе просит отменить решения судьи Мирнинского городского суда, считая их незаконными.
Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу пункта 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу абзаца 8 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании статьи 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу статьи 77 Федерального закона от 10 января. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
На основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 20 мая 2019 г. № 98-р в период с 3 июня по 28 июня 2019 г. Северным Региональным Управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ.
В ходе проверки должностными лицами Управления, в присутствии представителей юридического лица, был осуществлен осмотр территории юридического лица, а именно земельного участка с кадастровым номером № на территории которого находятся стартовые площадки № и № и территория военного городка № № позиционного района космодрома «Плесецк».
В ходе проведения осмотра территории указанного участка установлено, что на территории площадки № № на земле, прилегающей справа (относительно дороги на территорию площадки № № к заглубленному хранилищу нефтепродуктов визуально обнаружены разливы нефтепродуктов (предположительно мазута), почва имеет черный цвет, в отдельных местах нефтепродукты находятся на поверхности в жидком состоянии (лужи). В отдельных местах нефтепродукты покрывают землю в виде корки (битума). На территории участка прилегающей справа (относительно дороги на территорию площадки № №) расположено второе заглубленное хранилище нефтепродуктов, предположительно мазута. На земле, прилегающей к хранилищу, имеются многочисленные очаги загрязнения нефтепродуктами. В очагах загрязнения почва имеет черный маслянистый цвет. Отдельные участки земли покрыты коркой засохших нефтепродуктов (битумом). На территории площадки № № слева (относительно дороги на территорию площадки №№) расположено третье хранилище нефтепродуктов, предположительно мазута. К хранилищу примыкает естественный овраг. Дно и стенки оврага покрыты слоем засохших нефтепродуктов (битумом). Земля, примыкающая к оврагу, имеет черный цвет с маслянистым оттенком. Далее в сторону реки Емца на территории имеются выходы родников, которые образуют 2 ручья впадающие в реку Емца. Далее по течению ручьев на всем протяжении до впадения в реку Емца, ручьи оборудованы 7 семью самодельными нефтяными ловушками. Берега ручьев на всем их протяжении сильно загрязнены нефтепродуктами, почва на берегах имеет черный цвет с маслянистым оттенком. На территории, прилегающей к ручьям имеются многочисленные участки загрязненные нефтепродуктами, почва на которых имеет черный цвет с маслянистым оттенком. Вблизи ручьев в воздухе присутствует запах нефтепродуктов.
В ходе проведения осмотра территории теплогенерирующего комплекса газовой котельной военного городка № 15 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установлено, что на территории объекта находится здание газовой котельной, две емкости резервного водоснабжения (объем по 1000 м3) и четыре резервуара с нефтепродуктами (мазутом) объемом по 5000 м3 каждая. Между резервуарами с нефтепродуктами и на прилегающей территории на естественном понижении рельефа местности визуально наблюдались разливы нефтепродуктов (предположительно мазута). Почва на прилегающей территории и между ёмкостями имеет черный цвет с маслянистым оттенком. В воздухе присутствует сильный характерный запах нефтепродуктов. Земельный участок между емкостями частично заполнен водой (предположительно дождевой). На поверхности воды визуально наблюдается радужная пленка от розлива нефтепродуктов. В отдельных местах прилегающей территории наблюдаются пятна нефтепродуктов черного маслянистого цвета.
С целью установления степени загрязнения земли нефтепродуктами на земельном участке с кадастровым номером №, специалистами ФБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» - филиал ЦЛАТИ по Архангельской области 04 июня 2019 года произведен отбор 5 объединенных проб на территории стартовых площадок № № и № №, и 05 июня 2019 г. произведен отбор проб в 6 точках на территории теплогенерирующего комплекса по периметру нефтяного загрязнения.
По результатам протоколов отбора проб почвы от 21 июня 2019 г. №, №, №, №, № территории стартовых площадок № № № № установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве по сравнению с фоновыми пробами от 7 до 1400 раз. Общая площадь загрязненных земель составляет - <данные изъяты> квадратных метров.
По результатам протоколов отбора проб почвы от 21 июня 2019 г. № №, № №, на территории теплогенерирующего комплекса, установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве по сравнению с фоновыми пробами в 153 раза. Общая площадь загрязненных земель составляет - <данные изъяты> квадратных метров.
Указанные, обстоятельства в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по данному делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении от 02 декабря 2019 г. № и № № актами осмотра территории от 04 июня 2019 г. и от 05 июня 2019 г.; фототаблицей; актами отбора проб почв ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области»; протоколами результатов измерений от 21 июня 2019 г.; заключениями по результатам проведения лабораторных исследований, измерений, испытаний от 24 июня 2019 г.; актами проверки № № и №№ от 28 июня 2019 г., оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Следовательно, действия (бездействие) ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, не выполнившее обязанности по приведению нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования (рекультивации), правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенных административных правонарушений, наличия каких-либо препятствий для соблюдения установленных требований и обязательных мероприятий по обеспечению рекультивации земли.
Довод жалобы о том, что Учреждение не осуществляет эксплуатацию объектов, расположенных на площадках № № № и территории теплогенерирующего комплекса не ведет и не вело на них хозяйственную деятельности, не является основанием для отмены состоявшихся актов.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ, согласно пункту 3 статьи 5 ЗК РФ являются, в частности, собственники земельных участков; собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Согласно выписке из Единого реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Российской Федерации, правообладателем является ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, за которым зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком с 18 октября 2013 г.
В соответствии с пунктом 3 устава ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, утвержденного министром обороны Российской Федерации от 24 мая 2012 г., является организацией, обеспечивающей реализацию полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления, распоряжения и контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение обязано обеспечить эффективное использование предоставленного ему в безвозмездное пользование или закрепленное за ним имущество по назначению в соответствии с целями, определёнными Уставом (абзац 3 пункта 32 Устава).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № на территории которого расположены площадки № № № ГИК Министерства обороны РФ предоставлены на праве постоянного (бесрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ на основании приказа Министра Обороны РФ № 1023 от 28 апреля 2012 г.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что, решений о передаче войсковой части № №, либо иному юридическому лицу, филиалом которого она является, земельного участка, уполномоченным органом в установленном порядке и на предусмотренном законом праве не принималось.
Кроме того, ГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, является единственным правообладателем имущества, а именно 4 металлических резервуаров на территории теплогенерирующего комплекса – газовой котельной военного городка № 15 г. Мирный, а значит несет обязанности, предусмотренные земельным законодательством.
Исходя из положений земельного законодательства, а именно пункта 6 части 1 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.
Таким образом, указанные заявителем обстоятельства не освобождают ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ от необходимости выполнения предусмотренным законом обязанностей проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявитель является субъектом административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что Учреждение не бездействовало и предприняло все зависящие от него меры по исполнению своих функций, считаю несостоятельными, поскольку направлении информации в экологическую службу и проведение работ по благоустройству и очистке грунта силами войсковой части 13991, не привело к исполнению обязанностей, возложенных на ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ по рекультивации земель.
Из обстоятельств дела следует, что ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, то есть как правообладатель спорного земельного участка не выполнило обязанности по приведению нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования (рекультивации).
Вместе с тем, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, образует неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по рекультивации земельного участка.
Правонарушение, допущенное Учреждением, совершено на территории одного земельного участка с кадастровым номером № где находится как стартовые площадки № № и № № так и территория военного городка № 15 позиционного района космодрома «Плесецк». Превышение содержания нефтепродуктов в почве, выявленное на указанном участке с кадастровым номером № было установлено в рамках одной плановой проверки, которая проводилась в отношении одного юридического лица.
Таким образом, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по рекультивации земельного участка, то есть бездействие со стороны ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ охватывается единым умыслом.
Следовательно, два рассмотренных в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, подлежат объединению в одно производство, а бездействие Учреждения - неисполнение обязанности по рекультивации земельного участка, как на территории стартовых площадок № 24 и № 25, так и территории военного городка № 15 позиционного района космодрома «Плесецк», находящихся на одном земельном участке с кадастровым номером №, квалификации как одно административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, с назначением ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,
постановил:
рассмотренные в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объединить в одно производство.
Постановления главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области № № и № № от 16 декабря 2019 г., решения судьи Мирнинского городского суда Архангельской области от 2 марта 2020 г. по делам № № и № № вынесенные в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, изменит: бездействие ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, выразившееся в неисполнении обязанности по рекультивации земельного участка, как на территории стартовых площадок № № и № № так и территории военного городка № № позиционного района космодрома «Плесецк», находящихся на одном земельном участке с кадастровым номером № квалифицировать как одно административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Назначить ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В остальной части указанные постановления и решения оставить без изменения, жалобу ФГКУ «Северо-Западного ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.В. Витязев