ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-506 от 06.09.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-506

РЕШЕНИЕ

6 сентября 2022 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищные коммунальные системы» Д. на решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 13 июля 2022 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача Архангельской области от 26 апреля 2022 года общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищные коммунальные системы» (далее ООО «УК «ЖКС», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 13 июля 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменений.

Защитник ООО «УК «ЖКС» Д., действующая по доверенности от 1 января 2022 года, в жалобе просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушения процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении и норм Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки юридического лица.

ООО «УК «ЖКС» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, в связи с чем, на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным ее рассмотреть в отсутствие представителя невившегося лица.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений.

Субъектами такой ответственности являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений - их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.

Из представленных материалов усматривается, что ООО «УК «ЖКС» является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом, расположенный по адресу: , на основании договора управления многоквартирным домом от 1 февраля 2020 года.

В связи с обращением жильца указанного многоквартирного дома М. (адрес: ) на неудовлетворительные условия проживания (заселенность грызунами (крысами)) 15 октября 2021 года заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области принято решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «УК «ЖКС».

При проведении внеплановой документарной проверки установлено, что ООО «УК «ЖКС» заключен договор на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и дезинфекции от 1 января 2020 года с ООО «Дезинфекция», в рамках которого 17 июня 2021 года и 1 сентября 2021 года проведена дератизации данного многоквартирного дома.

По результатам внеплановой документарной проверки 17 ноября 2021 года составлен акт о нарушении пунктов 88, 109, 110, 111 и 114 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к профилактике инфекционных болезней», что выразилось в:

- не проведении ежемесячной оценки и обследования жилого дома с целью определения видового состава и численности грызунов, заселенности ими объекта и территории, их санитарно – гигиенического состояния, локализации грызунов с целью расчета заселенности, кратности и объема истребительных мероприятий (документы о проведении данных оценок и обследований за июнь, июль, август 2021 года не представлены);

- не проведении контроля эффективности истребительных мероприятий (документы о проведении контроля таких мероприятий через 1-2 или 10-30 календарных дней в зависимости от используемого родентицида после их окончания, то есть не позднее 1 октября 2021 года не представлены).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения ООО «УК «ЖКС» к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ.

Пересмотрев постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, и имеющиеся в материалах дела доказательства, бесспорно свидетельствуют о вине ООО «УК «ЖКС» во вмененном правонарушении.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Статьей 23 названного Федерального закона установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).

К числу таких правил относятся Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28 января 2021 года N 4, которые устанавливают обязательные требования к комплексу организационных, профилактических, в том числе санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.

Эти требования относятся, в том числе к жилым зданиям, предназначенным для постоянного проживания или временного пребывания людей.

В силу пункта 2.3 статьи 161, статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, обязанность по надлежащему содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома, в том числе в части санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законом возложена на управляющую организацию, в рассматриваемом случае на ООО «УК «ЖКС».

По материалам дела установлено, что дератизация в жилом доме, расположенном по адресу: , проводилась силами специализированной организации (ООО «Дезинфекция») 1 сентября 2021 года. Документы, подтверждающие проведение контроля эффективности истребительных мероприятий после их окончания через 1-2 или 10-30 календарных дней (в зависимости от используемого родентицида) как этого требуют положения пунктов 88 и 114 СанПиН 3.3686-21, не представлено.

Изложенное свидетельствует о нарушении со стороны ООО «УК «ЖКС» санитарно-эпидемиологических требований, в частности, пунктов 88 и 114 СанПиН 3.3686-21, к эксплуатации жилых помещений указанного многоквартирного дома.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 8 декабря 2021 года, обращением М. от 3 сентября 2021 года (), представлением о проведении контрольного мероприятия от 13 октября 2021 года, решением о проведении внеплановой документарной проверки от 15 октября 2021 года, актом документарной внеплановой проверки от 17 ноября 2021 года, предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований /пр от 17 ноября 2021 года, договором управления многоквартирным домом (домами) от 1 февраля 2020 года, договором на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и дезинфекции от 1 января 2020 года, листами дезинфекций от 17 июня 2021 года и 1 сентября 2021 года, актом дератизации от 1 сентября 2021 года, выпиской Единого государственного реестра юридических лиц и сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ООО «УК «ЖКС», получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований не доверять представленным доказательствам не имеется.

При этом ООО «УК «ЖКС» не приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений многоквартирного дома по адресу: , , причин, объективно препятствующих этому, не установлено. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Акт по дератизации от 29 сентября 2021 года, предъявленный директором ООО «УК «ЖКС» Б. при составлении протокола об административном правонарушении, правомерно не принят должностным лицом и судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку подобный документ по письменному требованию контролирующего органа в рамках документарной проверки юридическим лицом не направлялся.

Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «УК «ЖКС», который оспаривает податель жалобы, составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения в нем должным образом описано, в частности, указана дата совершения административного правонарушения – 1 октября 2021 года и дата его выявления должностным лицом – 17 ноября 2021 года, а также место совершения административного правонарушения, которое соответствует месту, где должны были быть выполнены санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: .

Вмененное ООО «УК «ЖКС» административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.4 КоАП РФ, относится к категории длящихся и соответствует критериям, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Диспозиция приведенной нормы Кодекса, вопреки мнению подателя жалобы, не устанавливает конкретных сроков для выполнения санитарно-эпидемиологических требований, поэтому доводы жалобы о том, что такое правонарушение нельзя считать длящимся несостоятельны.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса, составляет один год.

Из положений части 2 статьи 4.5 КоАП РФ следует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО «УК «ЖКС» дела об административном правонарушении, выявлены должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области 17 ноября 2021 года по результатам внеплановой документарной проверки и на указанную дату обнаруженные нарушения санитарно-эпидемиологических требований не были устранены юридическим лицом.

Таким образом, в рассматриваемом случае установленный частью 2 статьи 4.5. КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня выявления должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, вменяемого ООО «УК «ЖКС» деяния (17 ноября 2021 года) и на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении не истек.

По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Таких оснований для отмены состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления не установлено и из материалов не усматривается.

Вместе с тем постановление должностного лица и решение суда первой инстанции подлежат изменению.

ООО «УК «ЖКС», в числе прочего, инкриминировалось нарушение пунктов 109, 110 и 111 СанПиН 3.3686-21, а именно не проведение ежемесячной оценки и обследования жилого дома с целью определения видового состава и численности грызунов, заселенности ими объекта и территории, их санитарно – гигиенического состояния, локализации грызунов с целью расчета заселенности, кратности и объема истребительных мероприятий в июне, июле и августе 2021 года.

Однако Санитарные правила введены в действие с 1 сентября 2021 года и действуют до 1 сентября 2027 года.

Следовательно, на дату инкриминированного ООО «УК «ЖКС» деяния (в рассматриваемом случае июнь, июль и август 2021 года) данные Санитарные правила не применялись.

В протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности иных Санитарных правил, которые бы не исполнило ООО «УК «ЖКС» по состоянию на июнь, июль и август 2021 года, не приведено.

При таких обстоятельствах из постановления по делу об административном правонарушении от 26 апреля 2022 года и решения судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 13 июля 2022 года подлежат исключению выводы о виновности ООО «УК «ЖКС» в нарушении положений пунктов 109, 110 и 111 СанПиН 3.3686-21.

Вносимое изменение не является основанием для снижения административного штрафа, который определен ООО «УК «ЖКС» по общим правилам назначения административного наказания и с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ для малого предприятия, соответствует минимальному его размеру.

Доводы о нарушении порядка проведения проверки несостоятельны.

Вопреки мнению заявителя, положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в рассматриваемом деле не применялись.

Проверочные мероприятия в отношении ООО «УК «ЖКС» проводились в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 июля 2021 года.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с возложенными на нее Постановлениями Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)», от 30 июня 2004 года N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» задачами осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль и в этих целях реализует свои полномочия в соответствии с нормами Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям является основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе документарной проверки (пункт 2 части 6 статьи 56, пункт 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ).

Основанием для проведения внеплановой документарной проверки послужило обращение М. от 3 сентября 2021 года о том, что в принадлежащем ей жилом помещении, расположенном по адресу: , появились крысы (часть 1 статьи 58 Федерального закона от 31 июля 2020 N 248-ФЗ).

Решение о проведении внеплановой документарной проверки управляющей организации, обслуживающей указанный многоквартирный дом, - ООО «УК «ЖКС» принято заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителем Главного государственного санитарного врача по Архангельской области Мироновской А.В.

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.

В силу пункта 6, подпункта «а» пункта 8 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)» должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются: руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации (его заместители), руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации (их заместители), а также руководители структурных подразделений территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте (их заместители).

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1100 должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются должностные лица, указанные в подпунктах «а» - «л» пункта 8 настоящего Положения.

Таким образом, решение о проведении внеплановой документарной проверки от 15 октября 2021 года принято уполномоченным на то лицом.

С учетом положений части 9 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ внеплановая документарная проверка ООО «УК «ЖКС» не требовала согласования с органами прокуратуры.

В силу части 7 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней, в указанный срок не включается период с момента направления контролируемому лицу требования о предоставлении документов до момента их предоставления в контролирующий орган.

Согласно материалам дела, уведомление о начале проведения в отношении ООО «УК «ЖКС» внеплановой документарной поверки с приложением копии решения от 15 октября 2021 года и требования о предоставлении документов направлено в адрес юридического лица 18 октября 2021 года электронной почтой (на электронный адрес: ), а также заказной почтовой корреспонденцией (ШПИ ) и получено адресатом 18 и 25 октября 2021 года соответственно, что подтверждается отчетом о доставке электронного сообщения и подписью представителя Общества в уведомлении о вручении почтовой корреспонденции.

Срок проведения проверки составил 10 рабочих дней, проверка начата с 18 октября 2021 года и окончена 17 ноября 2021 года, в этот период не включается срок предоставления запрашиваемых в требовании документов от юридического лица с 18 октября 2021 года по 3 ноября 2021 года.

В силу положений части 2 статьи 87, части 2 статьи 88 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия, который контрольный (надзорный) орган направляет контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона.

Результаты внеплановой документарной проверки ООО «УК «ЖКС» зафиксированы в акте от 17 ноября 2021 года.

Во исполнение требований части 2 статьи 88 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ указанный акт внеплановой документарной проверки 22 ноября 2021 года направлен в адрес ООО «УК «ЖКС» электронной почтой (электронный адрес: arh-gcs@yandex.ru) и заказной почтовой корреспонденцией (ШПИ 80097366583588) и получен адресатом 22 и 30 ноября 2021 года соответственно, о чем свидетельствует отчет об отправке электронного сообщения и подпись представителя Общества в уведомлении о вручении почтового отправления.

Таким образом, нарушений порядка проведения должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Архангельской области проверки на предмет ее соответствия требованиям Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в отношении ООО «УК «ЖКС» не установлено и из материалов не усматривается.

Доводы, приведенные в жалобе, основаны на неверном понимании норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статьи 26.1 КоАП РФ, поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного судебного решения.

Порядок и срок давности привлечения ООО «УК «ЖКС» к административной ответственности соблюдены.

Иных оснований для вмешательства в состоявшиеся по делу акты, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача Архангельской области от 26 апреля 2022 года и решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 13 июля 2022 года, вынесенные в отношении ООО «УК «ЖКС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, изменить: исключить из описательно-мотивировочной части указанных актов выводы о нарушении Обществом пунктов 109, 110 и 111 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28 января 2021 года N 4.

В остальном эти же постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобу защитника ООО «УК «ЖКС» Д. - без удовлетворения.

Судья Я.С. Рохина