ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-513/2016 от 06.09.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-513/2016

РЕШЕНИЕ

06 сентября 2016 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Пантелеев В.В., рассмотрев административное дело по жалобе защитника Постникова А.А. на решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 июля 2016 года,

установил:

постановлением руководителя контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области от 24 мая 2016 года начальник муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 июля 2016 года жалоба защитника ФИО1 – ФИО7 на указанное постановление оставлена без удовлетворения, постановление без изменения.

Защитник ФИО1 - ФИО8 в жалобе в областной суд просит отменить решение и прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения. В областном суде жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснение защитника и заключение прокурора Архангельской областной прокуратуры ФИО9 полагавшей, что нецелевого использования средств местного бюджета не допущено, нахожу решение подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в силу следующего.

Из диспозиции статьи 15.14 КоАП РФ следует, что противоправным деянием признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Начальник муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>» ФИО1 не допустила нецелевого использования бюджетных средств – средств местного бюджета муниципального образования "<данные изъяты>".

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации муниципального образования "<данные изъяты>" от 31.10.2013 N 428-па утверждена муниципальная программа "Социальная поддержка населения Северодвинска на 2014 - 2016 годы". В рамках программы утверждена подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (раздел 5.3). Финансирование мероприятий по подпрограмме производится за счет средств местного бюджета.

Пунктом 5.3.2 подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусмотрена реализация ряда проектов, в частности:

- целевой проект "Один день в ДОСААФ" - проведение мероприятий с несовершеннолетними группы риска по профилактике законопослушного поведения путем организации их занятости в мероприятиях и кружках ДОСААФ;

- целевой проект "Готов служить Отечеству" - организация и проведение тематических циклов занятий с несовершеннолетними группы риска по подготовке их к воинской службе (мероприятие 1.01).

Для реализации проекта постановлением Администрации муниципального образования "<данные изъяты>" от 23.01.2015 N 19-па утвержден порядок распределения и предоставления субсидий из местного бюджета некоммерческим организациям в рамках подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" муниципальной программы "Социальная поддержка населения Северодвинска".

В соответствии пунктами 9-11 указанного Порядка субсидия некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий, предусмотренных вышеназванной подпрограммой, предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью местного бюджета на соответствующий финансовый год, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с Соглашением, заключаемым Управлением с некоммерческой организацией, в котором, в том числе, указывается цель и направления расходования субсидии, связанные с реализацией мероприятия. При расходовании средств субсидии некоммерческая организация обязана соблюдать условия, цели и порядок, предусмотренные заключенным Соглашением.

Ответственным исполнителем муниципальной программы «Социальная поддержка населения Северодвинска» является муниципальное казенное учреждение «<данные изъяты>», руководителем которого является ФИО1

В целях реализации мероприятия 1.01 подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», муниципальное казенное учреждение «<данные изъяты>» и местное отделение <данные изъяты> 01 апреля 2015 года заключили соглашение № <данные изъяты> о предоставлении субсидии.

По условиям соглашения местное отделение <данные изъяты> приняло на себя обязательство по реализации двух целевых проектов: «Один день в ДОСААФ» и «Готов служить Отечеству».

Соглашением предусматривалось проведение мероприятий с несовершеннолетними группы риска по профилактике законопослушного поведения путем организации их занятости в мероприятиях и кружках <данные изъяты>, а также по организации и проведении тематических циклов занятий по их подготовке к воинской службе.

Программой «Один день в ДОСААФ» предусматривалось проведение с несовершеннолетними группы риска профилактики законопослушного поведения путем организации их занятости в кружках <данные изъяты>. Тематические мероприятия - уроки мужества, посвященные боевым операциям РККА 1945 года, 270-летию адмирала ФИО2, подводному флоту России, 270-летию фельдмаршала ФИО3, надводному флоту России, морской пехоте, взятию ФИО4 крепости Измаил; спортивные мероприятия: первенство по стрельбе из арбалета, пневматического оружия, сдаче норм ГТО, военно-спортивному многоборью.

Программой «Готов служить Отечеству» предусматривались организация и проведение с несовершеннолетними группы риска тематических циклов занятий по подготовке их к воинской службе (военно-спортивные игры «Орленок» и «Победа»), комплексной программы «Патриоты России», сбора-игры «Юные друзья полиции», единых дней ДОСААФ, уроков мужества, лекций, докладов, бесед, посвященных Дням воинской славы, памятным датам, актуальным темам военно-патриотического воспитания.

Муниципальное казенное учреждение «<данные изъяты> обязалось предоставить за счет бюджетных средств муниципального образования «<данные изъяты>» субсидию, ежемесячный размер которой определяется сметой по исполнению мероприятия за отчетный месяц. Предельная сумма субсидии, предусмотренная на 2015 год, составляла <данные изъяты> рублей.

Платежным поручением от 08.06.2015 № 83739 муниципальное казенное учреждение «<данные изъяты>» перечислило из средств местного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью на соответствующий финансовый год на расчетный счет местного отделения <данные изъяты> России г. Северодвинска субсидию в размере <данные изъяты> рублей.

Управление федерального казначейства по Архангельской области провело кассовые расходы на сумму <данные изъяты> рублей за счёт средств местного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий по подпрограмме "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

И.о. прокурора г. Северодвинска решил, что перечисленная из средств местного бюджета на расчетный счет местного отделения <данные изъяты> России г. Северодвинска субсидия в размере <данные изъяты> рублей не соответствует полностью условиям соглашения от 01.04.2015 № <данные изъяты> и является нецелевым использованием бюджетных средств.

В обоснование выводов о нецелевом использовании бюджетных средств сослался на акт выполненных услуг №<данные изъяты> от 27.05.2015, согласно которому в ходе реализации целевого проекта «Один день в ДОСААФ» участвовало 142 подростка, из них несовершеннолетних группы риска - 51.

По мнению и.о. прокурора, сведения о количестве «трудных» подростков, вовлеченных в мероприятия целевого проекта «Один день в ДОСААФ», представленные местным отделением <данные изъяты> России г. Северодвинска в муниципальное казенное учреждение «<данные изъяты>», документально не подтверждены.

В мероприятиях целевого проекта «Готов служить Отечеству» участвовало 986 подростков, несовершеннолетние группы риска не участвовали.

Предоставляя в <данные изъяты> смету расходов на сумму <данные изъяты> рублей, местное отделение <данные изъяты> России г. Северодвинска не понесло указанные в ней затраты, подлежащие обеспечению (возмещению) в связи с исполнением мероприятия по подпрограмме "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Не представило отчет о выполненной работе с указанием реализованных мероприятий, специалистов, их выполнявших, и подростков, в отношении которых проводились эти мероприятия.

Усмотрев в действиях начальника муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>» ФИО1 нецелевое использование бюджетных средств, и.о. прокурора г. Северодвинска вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении направил на рассмотрение в контрольно-ревизионную инспекцию Архангельской области.

Постановлением руководителя контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области от 24 мая 2016 года начальник муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>» ФИО1 привлечена к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения.

Пересмотрев вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда нашел постановление правильным.

Между тем, принцип адресности и целевого использования средств местного бюджета ФИО1 не нарушен.

Средства местного бюджета на сумму 135 000 рублей направлены на цели, которые предусмотрены муниципальной программой "Социальная поддержка населения Северодвинска на 2014 - 2016 годы" в рамках подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", и за счёт тех бюджетных ассигнований, которые были выделены на эти цели.

Предоставление субсидии из средств местного бюджета местному отделению <данные изъяты> соответствовало их предметно-целевому назначению, а именно профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Следовательно, нецелевого использования бюджетных средств ФИО1 не допущено.

Расходование доведенных по соответствующей статье расходов бюджетных средств в соответствии с условиями их предоставления либо нарушение порядка использования доведенных бюджетных средств не подпадает под понятие нецелевое использование бюджетных средств.

Не образует объективную сторону нецелевого использования бюджетных средств и не влечет административную ответственность по статье 15.14 КоАП РФ непроведение проверки исполнения условий предоставления субсидии и выполнения запланированных мероприятий.

Толкование основных понятий «безнадзорный», «беспризорный», «антиобщественные действия», данных в статье 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», не опровергает участие несовершеннолетних группы риска в мероприятиях, проведенных местным отделением <данные изъяты> в рамках реализации целевых проектов "Один день в ДОСААФ" и "Готов служить Отечеству".

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.

В силу пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих, выяснению по делу об административном правонарушении, относится вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения.

В нарушение ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не проверил дело в полном объеме и допустил существенное нарушение процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поэтому постановленное судьей решение подлежит отмене. Производство по данному делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Вина должностного лица - начальника муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>», ФИО1 в нецелевом использовании бюджетных средств отсутствует. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, постановление руководителя контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области от 24 мая 2016 года и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 июля 2016 года подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника <данные изъяты> ФИО1 подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу защитника ФИО11 удовлетворить.

Постановление руководителя контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области от 24 мая 2016 года и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 июля 2016 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях начальника муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Судья В.В. Пантелеев