Судья федерального суда – Серебрякова Л.Ю. Дело № 7р – 522/2019
Р Е Ш Е Н И Е
05 сентября 2019 года <...>
Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «Красноярская Рециклинговая Компания» Гусаровой Е.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва № Т-146в/1 от 03 июня 2019 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 01 августа 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Рециклинговая Компания» (далее - ООО «КРК»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва № Т-146в/1 от 03 июня 2019 года ООО «КРК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей, за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в том, что ООО «КРК», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами технологической зоны «Красноярская левобережная», с 01 января 2019 года по 25 апреля 2019 года осуществляет деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами без утвержденной инвестиционной программы.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 01 августа 2019 года данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, защитник ООО «КРК» Гусарова Е.А. просит вышеуказанные постановление, решение отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку неразработка инвестиционной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ; последствием отсутствия инвестиционной программы является невключение в тариф расходов регионального оператора на осуществление мероприятий по строительству, реконструкции объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; в случае неосуществления строительства, реконструкции объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов отсутствуют основания для разработки инвестиционной программы и её дальнейшего утверждения; на ООО «КРК» неправомерно возложена ответственность за то, что инвестиционная программа не утверждена.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ООО «КРК» Гусарову Е.А., поддержавшую изложенные в жалобе доводы, нахожу постановление и решение законными и обоснованными.
Имеющие значение обстоятельства дела установлены правильно. Вина ООО «КРК» в нарушении требований пунктов 1 и 3 статьи 24.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и совершении правонарушения подтверждается совокупностью собранных доказательств, анализ которых дан в решении. В жалобе не оспаривается, что ООО «КРК» осуществляет деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) без утвержденной инвестиционной программы.
Доводы, изложенные в жалобе, были предметом тщательного исследования судьи федерального суда и обоснованно признаны несостоятельными. Выводы об этом приведены в решении и мотивированы. Оснований не согласиться с ними, нет.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 226-ФЗ) установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 5 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 424, инвестиционная программа должна содержать, в частности:
плановые и фактические значения показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов;
перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции существующих объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
указание регулируемых или нерегулируемых видов деятельности, осуществляемых на объектах;
описание и место расположения (координаты) строящихся, реконструируемых объектов, обеспечивающие однозначную их идентификацию;
основные технические характеристики объектов до и после реализации мероприятий инвестиционной программы;
график реализации мероприятий инвестиционной программы с указанием сроков начала и окончания работ, этапов осуществления работ.
Согласно Правилам определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 424, к показателям эффективности объектов захоронения твердых коммунальных отходов относятся:
а) доля проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам производственного экологического контроля, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме таких проб;
б) количество возгораний твердых коммунальных отходов в расчете на единицу площади объекта захоронения твердых коммунальных отходов (пункт 3 Правил).Показателем эффективности объектов обработки твердых коммунальных отходов является доля твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку (пункт 4 Правил).
К показателям эффективности объектов обезвреживания твердых коммунальных отходов относятся:
а) показатель снижения класса опасности твердых коммунальных отходов;
б) количество выработанной и отпущенной в сеть тепловой и электрической энергии, топлива, полученного из твердых коммунальных отходов, в расчете на 1 тонну твердых коммунальных отходов, поступивших на объект обезвреживания твердых коммунальных отходов;
в) доля проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам производственного экологического контроля, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме таких проб (пункт 5 Правил).
В пункте 9 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией указано, что в инвестиционной программе в отношении каждого объекта захоронения твердых коммунальных отходов должна быть указана его остаточная вместимость для захоронения твердых коммунальных отходов до и после осуществления мероприятия инвестиционной программы.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами имеет не только экономическую, но и экологическую составляющую. В связи с чем осуществление деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами без утвержденной инвестиционной программы может быть признано несоблюдением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Вопреки утверждению в жалобе, ООО «КРК» не признано виновным в том, что не утвердило инвестиционную программу. Общество привлечено к административной ответственности за осуществление деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами без утвержденной инвестиционной программы, поскольку после отказа министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в утверждении инвестиционной программы ООО «КРК» не приняло мер по доработке программы, повторно в министерство программу для согласования не направило.
Доводы жалобы о том, что инвестиционная программа может не разрабатываться, если не осуществляются строительство, реконструкция объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, не основаны на законе.
Пунктом 1 статьи 24.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 N 1/451-од утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами для территории Красноярского края, которая предусматривает, что для достижения установленных целевых показателей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов и успешного функционирования системы обращения с ТКО на территории Красноярского края должны быть реализованы мероприятия по строительству и эксплуатации объектов различных категорий. В схеме (таблицы 31-33) приведены Перечни проектируемых и предлагаемых на перспективу до 2035 г. площадок временного накопления для ТКО (ПВН), объектов захоронения ТКО (полигонов), объектов обработки, утилизации и обезвреживания ТКО Западного, Восточного и Центрального макрорайонов Красноярского края, в том числе и для технологической зоны «Красноярская левобережная», региональным оператором которой является ООО «КРК».
Следовательно, поскольку территориальной схемой обращения с отходами предусмотрены строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, разработка региональным оператором ООО «КРК» инвестиционной программы является обязательной.
При таких обстоятельствах, действия ООО «КРК» правильно квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в минимальном размере и является справедливым.
Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Разбирательство проведено полно, всесторонне и объективно. Все представленные доказательства исследованы и правильно оценены. Постановление, решение отвечают требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, мотивированы, подтверждаются материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва № Т-146в/1 от 03 июня 2019 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 01 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Рециклинговая Компания» оставить без изменения, а жалобу защитника Гусаровой Е.А. – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда С.И. Лазовский