ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-530/2022 от 30.03.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья – Сарайчикова И.В. Дело № 7р-530/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск 30 марта 2022 г.

Судья Красноярского краевого суда Ерофеев А.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника АО «Автоспецбаза» Осиной Е.Н. на решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 24 января 2022 года и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 01 октября 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - АО «Автоспецбаза»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 01 октября 2021 года, юридическое лицо - АО «Автоспецбаза» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Согласно постановлению, в период с 15.03.2021г. по 09.04.2021г. в отношении АО «Автоспецбаза» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что указанное юридическое лицо имеет лицензию от 27.01.2020 № (24)-2519-СТР/П на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и осуществляет такую деятельность на полигоне твердых бытовых отходов (ТБО), расположенном по адресу: <адрес>1. Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, АО «Автоспецбаза» выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 16.03.2017 г. №05-1/26-018 на срок до 15.03.2022 года, которым утвержден ежегодный лимит по размещению отходов на эксплуатируемых объектах размещения отходов. В нарушение ч.1 ст.34, ч.1,2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", АО «Автоспецбаза» допущено превышение установленных лимитов на размещение отходов, а именно: на вышеуказанном полигоне ТБО в 2020 году размещено отходов IV-V класса опасности - 362 887,4 тонн, при установленном лимите - 83 032,406 тонн. Подробней фабула правонарушения изложена в постановлении.

Решением судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 24 января 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе поданной в Красноярский краевой суд, защитник АО «Автоспецбаза» Осина Е.Н. просит об отмене принятых по делу постановления, судебного решения, ссылаясь на недоказанность вины юридического лица в инкриминируемом правонарушении и прекращении производства по делу за истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В частности указывает на неверное применение норм права административным органом и судьей районного суда. Полагает, не принято во внимание, что образованные непосредственно Обществом отходы, установленный лимит не превышают, а размещенные на полигоне ТБО отходы сторонних организаций, не являются собственностью общества, с учетом действующего законодательства не подпадают под установленные лимиты. Также указывает о том, что допустимый объем отходов, принимаемых на объекте, не превышает объем, предусмотренный проектом, получившим положительное экологическое заключение. Не принято во внимание и то, что общество не вправе отказать в приеме ТБО. В этой связи, полагает, в действиях АО «Автоспецбаза» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

В судебном заседании защитник АО «Автоспецбаза» Попова М.В. жалобу поддержала.

Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, полагаю обжалуемые постановление и судебное решение, отмене либо изменению не подлежат.

Частью 8 ст.8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей, за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон №89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 названного Федерального Закона, под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

Согласно п.1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7).

За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 8).

На момент инкриминируемых АО «Спецавтобаза» нарушений – превышений лимитов за 2020 год, действовал «Порядок разработки и утверждения лимитов образования отходов и лимитов их размещения», утвержденный Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 50 от 25.02.2010г. При этом, ссылка в жалобе, что указанный приказ утратил силу и не применим к деятельности АО «Спецавтобаза», не может быть признан состоятельным, поскольку новым нормативным регулированием, а именно Приказом Минприроды России от 08.12.2020 года № 1029 фактически сохранен ранее действующим Порядок в части размещения отходов, который в полной мере относился в деятельности общества. Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании данных нормативных актов.

Вопреки доводам жалобы, всем юридически значимым обстоятельствам и доказательствам по делу дана надлежащая правовая оценка. Рассмотрение дела проведено полно, всесторонне и объективно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену принятого по делу постановления и последующего судебного решения, не усматривается.

Выводы оспариваемых постановления и решения о вине АО «Автоспецбаза» в совершении приведенного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела относимых, допустимых и согласующихся между собой доказательств, в их числе: распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица, документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 16.03.2017г. №05-1/26-018, утвержденным приказом Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 16.03.2017 г. №249; актом проверки, в ходе которой обнаружено, что Обществом за отчетный 2020 год размещено отходов IV-V класса опасности значительно больше установленного лимита, протоколом об административном правонарушении, и иными доказательствами.

Оценив доказательства в совокупности, должностное лицо административного органа и затем судья районного суда обоснованно установили в действиях АО «Автоспецбаза» состав вменяемого административного правонарушения. При этом, судьей в решении правильно указано, что нормативы и лимиты на размещение отходов АО «Автоспецбаза» утверждены Приказом Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 16.03.2017 г. № 249 на срок до 15.03.2022 г. и являются обязательными для исполнения Обществом в указанный период, поскольку данный приказ не был оспорен и отменен. В случае несогласия Общество не было лишено возможности оспорить Приказ в установленном законом порядке.

Не могут повлечь отмену оспариваемых решения, постановления и доводы жалобы о том, что принимаемый Обществом объем отходов не превышает объем предусмотренный проектом, получившим положительное экологическое заключение, а также то, что в соответствии с п.10 ст.24.6 Закона № 89-ФЗ Общество не вправе отказаться от заключения договоров о приемке твердых бытовых отходов, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что Обществом не допущено превышений установленных лимитов размещения отходов.

Более того, в п.10 ст.24.6 Закона № 89-ФЗ регулируются вопросы в частности запрета для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами отказываться от заключения договоров, что не освобождает от соблюдения лимитов по размещению отходов.

Таким образом, квалификация действиям АО «Автоспецбаза» по ч.8 ст.8.2 КоАП РФ, дана правильная, наказание назначено в соответствии с требованиями ст.3.1, ст.4.1 КоАП РФ, и является справедливым. Постановление вынесено в установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, оснований к отмене принятых по делу постановления и решения, в том числе по доводам жалобы, не нахожу.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 24 января 2022 года и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 01 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица - АО «Автоспецбаза» оставить без изменения, жалобу защитника Осиной Е.Н., без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда А.И. Ерофеев