7р-537
РЕШЕНИЕ
8 сентября 2022 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу главы муниципального образования «Сафроновское» ФИО1 на решение судьи Вилегодского районного суда Архангельской области от 9 августа 2022 года,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 28 июня 2022 года глава муниципального образования «Сафроновское» (сокращенно – МО «Сафроновоское») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Вилегодского районного суда Архангельской области от 9 августа 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
ФИО1 просит отменить состоявшиеся в отношении ее акты, считая их незаконными.
ФИО1 о времени и месте рассмотрения жалобы извещена 22 августа 2022 года, в суд не явилась, своего защитника также не направила, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы или об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи не заявила.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление ФИО2, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена 17 августа 2022 года, просит рассмотреть без своего участия.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт (часть 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в силу пункта 2 части 1 статьи 94 вышеуказанного Закона является одним из этапов исполнения контракта.
Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации (часть 13.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 107 Федерального закона № 44-ФЗ, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, администрацией МО «Сафроновское» в лице главы ФИО1 заключены следующие договоры:
- договор № 2021/10-3 от 18 октября 2021 года с ИП ФИО3 на сумму 30000 рублей на оказание услуг по разработке сметной документации в текущих ценах по объекту «Благоустройство дворовой территории по адресу: <...>». Согласно пункту 2.3 договора оплата производится в течение 5 банковских дней в безналичной форме путем перечисления на расчетный счет исполнителя после предоставления исполнителем акта сдачи приемки выполненных работ и счета на оплату. Акт о приемке выполненных работ № 37 подписан сторонами 03 декабря 2021 года.
Согласно сведениям о бюджетном обязательстве, полученных от УФК № 97 от 12 января 2022 года, срок исполнения договора № 2021/10-3 от 18 октября 2021 года наступил 10 января 2022 года. В соответствии со справкой УФК за 10 января 2022 года на свободном остатке администрации МО «Сафроновское» имелись денежные средства, достаточные для исполнения обязательств по договору.
Фактическая оплата выполненных работ по договору № 2021/10-3 от 18 октября 2021 года произведена 14 марта 2022 года.
- договор б/н от 23 декабря 2021 года с ИП ФИО4 на сумму 17969 рублей 95 копеек на оказание услуг на выполнение работ по ремонту крыльца у здания «Ледовый каток» в <...>. Согласно пункту 2.3.1 договора оплата производится в течение 15 дней со дня подписания заказчиком приемочных документов. Согласно подписанной сторонами счет-фактуре № 28 от 24 декабря 2021 года услуги на сумму 17969 рублей 95 копеек заказчиком получены в полном объеме 24 декабря 2021 года.
Согласно сведениям о бюджетном обязательстве, полученных от УФК № 103 от 12 января 2022 года, срок исполнения договора б/н от 23 декабря 2021 года наступил 26 декабря 2021 года. В соответствии со справкой УФК за 27 декабря 2021 года на свободном остатке администрации МО «Сафроновское» имелись денежные средства, достаточные для исполнения обязательств по договору.
Фактическая оплата выполненных работ по договору б/н от 23 декабря 2021 года произведена 10 марта 2022 года.
- договор б/н от 3 мая 2021 года с ИП ФИО5 на сумму 8000 рублей на оказание услуг по обновлению минерализованной полосы в поселке Лысимо Ленского района Архангельской области. Пунктом 2.4 договора предусмотрено, оплата производится в течение 15 рабочих дней с даты подписания исполнителем акта оказанных услуг. Акт сдачи приемки выполненных работ подписан сторонами 25 мая 2021 года.
Согласно сведениям о бюджетном обязательстве, полученных от УФК № 58 от 12 января 2022 года, срок исполнения договора б/н от 3 мая 2021 года наступил 16 июня 2021 года. В соответствии со справкой УФК за 17 июня 2021 года на свободном остатке администрации МО «Сафроновское» имелись денежные средства, достаточные для исполнения обязательств по договору.
Фактическая оплата выполненных работ по договору б/н от 3 мая 2021 года произведена 5 марта 2022 года.
- договор № 84 от 14 мая 2021 года с ООО «ДДД» на сумму 29410 рублей на оказание услуг по проведению качественной и своевременной акарицидной обработке на территории МО «Сафроновское». Оплата выполненных услуг производится в течение 10 календарных дней со дня получения счета и подписанных в установленном порядке актом приемки оказанных услуг, в соответствии с пунктом 3.1 договора. Акт № 452 подписан сторонами 17 мая 2021 года на сумму 29410 рублей.
Согласно сведениям о бюджетном обязательстве, полученных от УФК № 44 от 11 января 2022 года, срок исполнения договора № 84 от 14 мая 2021 года наступил 31 декабря 2021 года. В соответствии со справкой УФК за 17 июня 2021 года на свободном остатке администрации МО «Сафроновское» имелись денежные средства, достаточные для исполнения обязательств по договору.
Фактическая оплата выполненных работ по договору № 84 от 14 мая 2021 года произведена 14 марта 2022 года.
- договор б/н от 23 ноября 2021 года с ИП ФИО6 на сумму 2600 рублей на оказание услуг по ремонту лазерного принтера. Оплата должна осуществляться в течение 15 дней с момента получения счета, счет-фактуры и акта оказанных услуг, подписанных исполнителем.
Работы приняты согласно акту приемки № 17 и подписанному сторонами 17 ноября 2021 года.
Согласно сведениям о бюджетном обязательстве, полученных от УФК № 92 от 12 января 2022 года, срок исполнения договора б/н от 23 ноября 2021 года наступил 29 ноября 2021 года. В соответствии со справкой УФК за 30 ноября 2021 года на свободном остатке администрации МО «Сафроновское» имелись денежные средства, достаточные для исполнения обязательств по договору.
Фактическая оплата выполненных работ по договору б/н от 23 ноября 2021 года произведена 21 марта 2022 года.
- договор № 41-2021/2 от 16 июля 2021 года с ООО «Архангельскгазтеплосервис» на сумму 2443 рубля 60 копеек на оказание услуг по промывке и гидравлическому испытанию системы отопления, устройства места подключения установки «РЕ 300 INDUSTAR KIT» для промывки здания, расположенного по адресу: <...>. Пунктом 2.3.1 договора оплата осуществляется в течение 5 дней с момента подписания акта выполненных работ. Акт выполненных работ № 2007-00001 подписан сторонами 20 июля 2021 года.
Согласно сведениям о бюджетном обязательстве, полученных от УФК № 65 от 17 января 2022 года, срок исполнения договора № 41-2021/А от 16 июля 2021 года наступил 20 сентября 2021 года. В соответствии со справкой УФК от 21 сентября 2021 года на свободном остатке администрации МО «Сафроновское» имелись денежные средства, достаточные для исполнения обязательств по договору.
Фактическая оплата по договору № 41-2021/2 от 16 июля 2021 года произведена 21 марта 2022 года.
- договор № 7544 от 5 апреля 2021 года с ООО «Экоинтегратор» на сумму 1526 рублей 58 копеек на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктами 2.2 и 2.3 договора определен срок его действия – до 31 декабря 2021 года. Потребитель обязан уплачивать услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда была оказана услуга по обращению с ТКО. Акт выполненных работ № 57751 подписан сторонами 30 ноября 2021 года на сумму 142 рубля 53 копейки, акт выполненных работ № 64676 подписан сторонами 30 декабря 2021 года на сумму 142 рубля 53 копейки.
Согласно сведениям о бюджетном обязательстве, полученных от УФК № 65 от 17 января 2022 года, срок исполнения договора № 7544 от 5 апреля 2021 года наступил 31 декабря 2021 года. В соответствии со справкой УФК от 31 декабря 2021 года на свободном остатке администрации МО «Сафроновское» имелись денежные средства, достаточные для исполнения обязательств по договору.
Фактическая оплата выполненных услуг по договору № 7544 от 5 апреля 2021 года произведена 25 марта 2022 года.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами: копиями платежных поручений; копией Положения об администрации МО «Сафроновское»; копией выписки из ЕГРЮЛ; копией уведомления с просьбой о переносе кассовых доходов; копией постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 апреля 2022 года; копией решения о проведении проверки от 28 марта 2022 года; копией результатов инвентаризации; копией договора на оказание услуг № 2021/10-3 от 18 октября 2021 года; копией счета на оплату № 40 от 3 декабря 2021 года; копией акта № 37 от 3 декабря 2021 года; копией бюджетного обязательства; копией справки о свободном остатке средств бюджета; копией договора оказания услуг от 23 ноября 2021 года; копией счета на оплату № 177 от 25 ноября 2021 года; копией акта № 177 от 25 ноября 2021 года; копией бюджетного обязательства; копией справки о свободном остатке средств бюджета за 30 ноября 201 года; копией договора оказания услуг № 4-2021/А от 16 июля 2021 года; копией счет-фактуры от 20 июля 2021 года; копией акта № 2007-00001 от 20 июля 2021 года; копией бюджетного обязательства; копией справки о свободном остатке средств бюджета за 21 сентября 2021 года; копией договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 7544 от 4 апреля 2021 года; копией счета на оплату № 63640 от 29 декабря 2021 года; копией акта № 64676 от 30 декабря 2021 года; копией счета на оплату № 57409 от 30 ноября 2021 года; копией акта № 57751 от 30 ноября 2021 года; копией бюджетного обязательства; копией справки о свободном остатке средств бюджета за 31 декабря 2021 года; копией договора оказания услуг от 3 мая 2021 года; копией счет на оплату № 10 от 26 мая 2021 года; копией акта № 10 от 26 мая 2021 года; копией акта сдачи-приемки выполненных работ к договору оказания услуг от 25 мая 2021 года; копией бюджетного обязательства; копией справки о свободном остатке средств бюджета за 17 июня 2021 года; копией договора № 84 от 14 мая 2021 года; копией акта № 542 от 17 мая 2021 года; копией счета на оплату № 542 от 17 мая 2021 года; копией бюджетного обязательства; копией справки о свободном остатке средств бюджета за 17 июня 2021 года; копией договора от 23 декабря 2021 года; копией локального ресурсного сметного расчета № 101-2021; копией бюджетного обязательства; копией справки о свободном остатке средств бюджета за 27 декабря 2021 года; копией решения совета депутатов МО «Сафроновское» № 148 от 25 июня 2021 года; копией Устава сельского поселения «Сафроновское»; копией решения совета депутатов МО «Сафроновское» № 50-и от 17 сентября 2021 года; копией решения совета депутатов № 212 от 9 сентября 2016 года; копией рапорта старшего помощника прокурора Ленского района от 28 марта 2022 года, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Решением совета депутатов третьего созыва Архангельской области Ленского района МО «Сафроновское» от 17 сентября 2021 года № 50-и главой муниципального образования «Сафроновское» избрана ФИО1 (л.д.151).
В соответствии с Уставом МО «Сафроновское» глава МО является высшим должностным лицом МО «Сафроновское» и возглавляет администрацию.
ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за исполнение государственных контрактов, должна знать требования законодательства о контрактной системе. Доказательств того, что указанным лицом приняты все зависящие от него меры по соблюдению данных требований на день исполнения контракта, не представлено, обстоятельств, препятствующих этому, в ходе проверки не установлено, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении им своих служебных обязанностей и отнесении его к субъектам ответственности с учетом положений части 1 статьи 2.4 КоАП РФ.
Таким образом, действия ФИО1, являющейся в силу положений примечания к статье 2.4 КоАП РФ должностным лицом, правильно квалифицированы по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Доводы подателя жалобы были предметом проверки заместителя руководителя УФАС по Архангельской области и судьи районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих актах.
Как правильно указал судья районного суда, ухудшение экономической ситуации в сельском поселении не освобождает должностное лицо от исполнения контрактных обязательств.
У администрации на дату исполнения обязательства на счету имелись денежные средства, при этом податель жалобы не представил доказательств, что эти денежные средства носили строго целевой характер.
Также отсутствуют доказательства, что должностное лицо ФИО1 приняла исчерпывающие меры по соблюдению обязанности заказчика по оплате выполненных работ, в том числе путем заблаговременного планирования предстоящих выплат и взаимодействия с участниками бюджетного процесса.
Основания для замены административного штрафа предупреждением на основании части 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Так, согласно части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
По смыслу положений Федерального закона от 26 ноября 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрено лишь при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Данный вывод соответствует правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 6 июля 2017 года № 9-АД17-11.
Вместе с тем совершенное административное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 ноября 2008 года № 294-ФЗ, а прокуратурой района.
Доводы заявителя о малозначительности инкриминируемого деяния были предметом рассмотрения должностного лица, вынесшего постановление, и судьи районного суда, которые не нашли оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Выводы об отсутствии в деянии должностного лица главы МО «Сафроновское» ФИО1 малозначительности совершенного правонарушения сделаны с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает квалифицирующих признаков в виде наступления вредных последствий.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшихся по делу судебного решения.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
Решение вынесено на основании установленных обстоятельств и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Вилегодского районного суда Архангельской области от 9 августа 2022 года оставить без изменения, жалобу главы муниципального образования «Сафроновское» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов