ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-537 от 28.05.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-537

РЕШЕНИЕ

28 мая 2020 г. город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «ВодаСтоки» ФИО1 на решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 16 апреля 2020 г.

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Северного межрегионального управле6ния Росприроднадзора от 21 ноября 2019 г. общество с ограниченной ответственностью «ВодаСтоки» (далее – ООО «ВодаСтоки») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Решением судьи Приморского районного суда Архангельской области от 16 апреля 2020 г. г. указанное постановление оставлено без изменения.

Директор ООО «ВодаСтоки» ФИО1 в жалобе просит отменить указанное решение, считая его незаконным.

В областном суде защитник Первышина О.С. доводы жалобы поддержала.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 8.15 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в рамках проведения проверки Приморской межрайонной прокуратурой исполнения законодательства о водоотведении в п. Ширшинский Приморского района Архангельской области, должностными лицами Управления Росприроднадзора по Архангельской области 26 июля 2019 г. был проведен осмотр, в ходе которого выявлено, что по оврагу по рельефу местности за дом № 53 в п. Ширшинский, происходит, излив канализационных сточных вод. Визуально на почве наблюдается заболоченность, иловые осадки сточных вод, в воздухе присутствует характерный запах канализационных стоков. На канализационные очистительные сооружения сточные воды не поступают, объект находится в разрушенном состоянии никем не обслуживается. Гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения в границах пос. Ширшинский является ООО «ВодаСтоки».

В соответствии с договором аренды объектов муниципальной собственности № 7 ВО-219 от 26 февраля 2019 г. и актом приема от 26 февраля 2019 г., арендодатель (администрация МО «Лисестрово») передал, а арендатор (ООО «ВодаСтоки») принял во временное владение и пользование недвижимое имущество согласно перечню. В указанном перечне числятся только канализационные сети протяженностью 321м и 277 м.

Должностное лицо Управления Росприроднадзора, привлекая ООО «Вода Стоки» к административной ответственности пришло к выводу, что Общество своими действиями (бездействием) нарушило требования пунктов 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; части 1 статьи 10 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644; Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 г. № 168.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ВодаСтоки» к административной ответственности по части 1 статьи 8.15 КоАП РФ.

Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что действия образуют объективную сторону вмененного правонарушения.

Поводов не согласиться с решением судьи, нет.

Как установлено пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1.1.30 Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 N 168 (далее - Правила № 168) при возникновении аварий на сооружениях, сетях, оборудовании систем водоснабжения и канализации организация водопроводно-канализационного хозяйства немедленно принимает меры для быстрого обнаружения, локализации и полной ликвидации возникших аварий и ликвидации их последствий.

В пункте 3.2.43 Правил № 168 и сооружений коммунального водоснабжения и канализации указано, что авариями на канализационной сети считаются внезапные разрушения труб и сооружений или их закупорка с прекращением отведения сточных вод и изливом этих вод на территорию.Канализационная сеть организации водопроводно-канализационного хозяйства должна обеспечивать отвод сточных вод на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования (пункт 3.2.1 Правил № 168).

В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.

Из системного толкования вышеприведенных норм законодательства, послуживших основанием для привлечения ООО «ВодаСтоки» к административной ответственности следует, что юридическим лицом допущены нарушения правил эксплуатации канализационных сетей пос. Ширшинский Приморского района Архангельской области в части отсутствия факта передачи сточных вод на очистительные сооружения, поскольку после транспортировки по арендуемым сетям, канализационные сточные воды от спорного дома без какой-либо очистки изливаются на рельеф местности, при этом взимается плата с населения согласно установленным тарифам на водоотведение, которая включает в себя и передачу сточных вод на очистительные сооружения других организаций.

Данные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом осмотра территории от 26 июля и 21 ноября 2019 г. с приложенными фотоматериалами, договором аренды объектов муниципальной собственности № 7-ВО-219 от 26 февраля 2019 г., актом приема-передачи от 26 февраля 2019 г.; постановлением главы администрации МО «Лисестровское» от 22 февраля 2019 г., кадастровым паспортном объекта, объяснениями С. А.В., выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Изложенные фактические обстоятельства указывают на обоснованность выводов административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.15 КоАП РФ.

Имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства исследованы и установлены полно, всесторонне и объективно.

Как правильно установлено нижестоящей судебной инстанцией, доказательств, подтверждающих принятие ООО «ВодаСтоки» всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, а также наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законом обязанностей, не представлено.

Вопреки доводам жалобы строительство очистительных сооружений, что находится в зоне ответственности МО «Лисестровское», не является единственным способом предотвращения разлива сточных вод.

С целью соблюдения требований природоохранного законодательства юридическое лицо могло использовать накопительные емкости для последующей откачки стоков и вывоза специализированной организацией на очистные сооружения, подбирая выгодные условия для сотрудничества.

Согласно постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 11 апреля 2019 г. Обществу утверждены тарифы на услуги водоотведения на территории, в том числе в пос.Ширшинский МО «Приморский муниципальный район» на период до 31 декабря 2022 г., при этом весь объем принятых сточных вод на указанный период учитывается, как объем сточных вод, переданных на очистительные сооружения других организаций.

Из чего следует, что ссылка в жалобе на исполнения своих обязательств по передаче сточных вод на очистительные сооружения других организаций, по другой системе водоотведения, не от трех спорных домов, правового значения не имеет.

Утверждение подателя жалобы, что истечение канализационных стоков на рельеф местности происходит после границы арендуемых сетей (вне зоны эксплуатационной ответственности ООО «ВодаСтоки») не может быть основанием для отмены состоявшихся по делу актов.

Согласно кадастровому паспорту объекта с кадастровым номером 29:16:222001:178 (канализационные сети от домов № 49, 53, 21А в пос. Ширшинский), участок канализационных сетей после канализационной насосной станции входит в общую протяженность сетей (277 м), переданных ООО «ВодаСтоки» по договору аренды.

Должностным лицом и судьей районного суда также обоснована ссылка на статью 10 Федерального закона № 416-ФЗ, поскольку нормы указанного закона распространяются на не только на собственников и иных законные владельцев централизованных систем водоотведения, но и на лиц владеющих отдельными объектами системы водоотведения, что прямо предусмотрено данной нормой.

Несогласие заявителя с оценкой юридически значимых обстоятельств и с толкованием судом законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что по делу допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является правовым основанием к отмене принятого по делу судебного решения.

Порядок и срок давности привлечения ООО «ВодаСтоки» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «ВодаСтоки» в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 8.15 КоАП РФ для юридических лиц.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением учреждения, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.

В случае невозможности уплаты административного штрафа исправительное учреждение не лишено возможности обратиться в орган, вынесший постановление, с заявлением в порядке статьи 31.5 КоАП РФ о предоставлении отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.

Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного решения не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 16 апреля 2020 г. оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «ВодаСтоки» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.В. Витязев