ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-541 от 28.10.2021 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-541

РЕШЕНИЕ

28 октября 2021 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Р. на решение судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 16 сентября 2021 года,

установил:

постановлением главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24 июня 2021 года акционерное общество «Быт» (далее – АО «Быт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 16 сентября 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено данное постановление.

Должностное лицо, вынесшее постановление, Р. в жалобе просит судебное решение отменить, считая его незаконным.

Податель жалобы Р. в областном суде доводы жалобы поддержала.

Защитник АО «Быт» Барган С.И. с доводами жалобы не согласился, просил оставить судебное решение без изменения.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.46 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Как усматривается из материалов дела, АО «Быт» в соответствии с лицензией ***** от 17 июня 2005 года осуществляет деятельность, связанную с пользованием недрами по добыче лечебных минеральных подземных вод для бальнеотерапевтического применения.

По мнению должностного лица Росприроднадзора, объекты добычи подземных вод, на которые выданы лицензии на право пользования недрами, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» соответствуют понятию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, подлежат постановке на государственный учет в соответствии со статьями 69 и 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398.

Поскольку объект добычи подземных вод АО «Быт» на государственный учет поставлен не был, названное общество привлечено к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ.

Пересматривая постановление должностного лица, судья городского суда пришел к выводу, что административным органом не представлено доказательств отнесения скважины АО «Быт» к объектам негативного воздействия на окружающую среду III категории, при том, что заявки на постановку на государственный учет указанного объекта, как оказывающего негативное воздействие на окружающую среду IV категории, юридическим лицом неоднократно подавались.

Указанные обстоятельства послужили основанием для отмены постановления должностного лица и прекращения производства по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено данное постановление.

С таким решением согласиться нельзя.

Процессуальными требованиями – статьей 24.1 КоАП РФ – установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,

В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (пункт 3 статьи 69 Закона об охране окружающей среды).

Пунктами 1 и 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды (в редакции на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В статье 1 Закона об охране окружающей среды дано понятие объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, под которым понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В статье 4.2 Закона об охране окружающей среды определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3).

Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 69 Закона об охране окружающей среды).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), согласно пункту 17 которого основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398, вступившим в силу с 1 января 2021 года, утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии № 2398).

Разделом III Критериев № 2398 определены критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории.

В частности, осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа (подпункт 1 пункта 6).

Судья не проанализировал положения подпункта 1 пункта 6 Критериев № 2398 и не дал оценку деятельности общества на предмет соответствия данным критериям.

Судья не принял во внимание, что АО «Быт» выдана лицензия ***** от 17 июня 2005 года на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча лечебных минеральных подземных вод для бальнеотерапевтического применения.

Таким образом, общество осуществляет хозяйственную деятельность на участке недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», что отвечает критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории изложенных в подпункте 1 пункта 6 Критериев № 2398.

При этом судьей не учтено, что положения пункта 10 Критериев № 2398, как исключения подпункта 4 пункта 6 Критериев в данном случае неприменимы, поскольку АО «Быт» осуществляет хозяйственную деятельность на участке недр, что регулируется подпунктом 1 пункта 6 Критериев № 2398.

С учетом изложенного, судьей не дана оценка о наличии либо отсутствии в действиях АО «Быт» состава вмененного административного правонарушения и правомерности привлечения его к административной ответственности.

При этом следует учитывать, что в силу приведенного пункта 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды заявка о постановке объекта на государственный учет подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно материалам дела хозяйственная деятельность на основании лицензии осуществляется юридическим лицом с 2015 года.

В тоже время в жалобе, поданной в городской суд, защитник АО «Быт» утверждал, что указанный объект подлежал постановке на учет не ранее 30 июня 2021 года в связи со вступлением в силу Критериев № 2398 с 1 января 2021 года, которыми установлены новые основания для установления новых критериев объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Однако в нарушение требований статьи 26.1 КоАП РФ о необходимости выяснения по делу наличия события административного правонарушения, судья городского суда не проверил, отвечала ли деятельность АО «Быт» ранее действовавшим Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029, и, как следствие, не выяснил срок, в течение которого объект общества подлежал постановке на учет после вступления в силу Критериев № 2398.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволило судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому решение судьи подлежит отмене.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек, поэтому дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Новодвинский городской суд Архангельской области на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения процессуальных требований и постановить постановление, отвечающее требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Р. удовлетворить.

Решение судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 16 сентября 2021 года отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Новодвинский городской суд Архангельской области на новое рассмотрение.

Судья А.С. Харлов