ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-546 от 02.11.2021 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-546

РЕШЕНИЕ

2 ноября 2021 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования «Северодвинск» Колыгиной Л.К. на решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 августа 2021 года,

установил:

постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 1 июня 2021 года администрация муниципального образования «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 8 июля 2021 года указанное постановление оставлено без изменения.

Решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 августа 2021 года состоявшиеся по делу акты должностных лиц оставлены без изменения.

Защитник Администрации Северодвинска Колыгина Л.К. в жалобе просит отменить судебное решение, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица в инкриминированном правонарушении и дефицит городского бюджета.

Администрация Северодвинска, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы (телефонограмма от 27 октября 2021 года), в суд законного представителя или защитника не направила, о причинах неявки указанных лиц суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении жалобы посредством систем видеоконференц-связи не поступило.

На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного решения, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как усматривается из материалов дела, решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 августа 2015 года на администрацию муниципального образования «Северодвинск» возложена обязанность предоставить Ж. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда в виде дома или отдельной квартиры общей площадью не менее 14 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования Северодвинск за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение суда от 18 августа 2015 года вступило в законную силу 25 сентября 2015 года.

С целью принудительного исполнения решения Северодвинский городской суд Архангельской области направил исполнительный лист серии ФС от 28 сентября 2015 года в отделение судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и должностным лицом данного подразделения 02 октября 2015 года возбуждено исполнительное производство -ИП, установлен срок для добровольного исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе.

В установленный срок Администрация Северодвинска решение суда не исполнила, в связи с чем, постановлением судебного пристава исполнителя отделения судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области от 17 июня 2016 года с нее взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей с указанием нового срока для исполнения требований до 1 июля 2016 года.

4 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 9 ноября 2020 года.

Администрация Северодвинска не исполнила в установленный судебным приставом-исполнителем срок содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера, и данный факт в жалобе не оспаривается.

Таким образом, Администрация Северодвинска совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела должностным лицом и судьей городского суда правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы все представленные по делу доказательства, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В оспариваемых актах приведены и нормы закона, которые Администрацией Северодвинска нарушены и образуют состав инкриминированного административного правонарушения.

В материалах дела не содержится доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.

Доводы защитника Колыгиной Л.К. о лимитах денежных средств, выделяемых из бюджета Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, не относятся к обстоятельствам, исключающим производство по делу в силу следующего.

В соответствии со статьей 46 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований (муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области), к числу которых относится Администрация Северодвинска, наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований вправе приобретать жилые помещения для предоставления их детям-сиротам, а также включать жилые помещения, в том числе переданные из государственной собственности Архангельской области в муниципальную собственность муниципальных образований, в специализированный жилищный фонд.

Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 года N 1-пп утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями.

В соответствии с данным Порядком финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений производится за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий год, которые министерство финансов Архангельской области доводит до министерства образования Архангельской области (пункты 2 и 3).

При этом пунктом 13 Порядка предусмотрено, что при необходимости изменения объема субвенций, выделенных местным бюджетам на текущий финансовый год, органы местного самоуправления не позднее 15 июля текущего финансового года обращаются в министерство с предложением о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (при этом предоставляются документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований).

Из представленных в материалы дела документов не следует, что Администрация Северодвинска в случае недостатка бюджетных ассигнований в 2020 году (в котором выставлено требование судебного пристава-исполнителя и установлен срок для исполнения судебного акта) обращалась в министерство образования либо министерство финансов Архангельской области с мотивированным предложением о дополнительном финансировании в целях исполнения решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 августа 2015 года в пользу взыскателя Ж. в соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета, в том числе, представляла документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований в целях исполнения данного судебного решения.

Следует также иметь в виду, что положения части 3 статьи 46 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ предоставляют органам местного самоуправления муниципальных образований право использования субвенции, выделенной местному бюджету муниципального образования на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, на возмещение стоимости жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств местных бюджетов муниципальных образований, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований, включенных в специализированный жилищный фонд и предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

Следовательно, Администрация Северодвинска при реализации переданных государственных полномочий вправе использовать собственные ресурсы.

Доказательств того, что у Администрации Северодвинска отсутствовала возможность приобретения за счет средств местного бюджета жилого помещения взыскателю Ж. с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, заявителем не представлено.

Нельзя согласиться и с доводами жалобы о несоответствии срока, установленного судебным приставом-исполнителем должнику для исполнения требований исполнительного документа, критериям разумности и исполнимости.

Исполнимость требования является одним из элементов его законности, поскольку носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. В целях достижения исполнения требования судебного пристава-исполнителя оно должно быть доведено до лица, обязанного его исполнить в разумный для исполнения срок.

Требование судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об исполнении решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 августа 2015 года доведено до сведения должника 4 мая 2020 года.

Как следует из материалов дела, в спорный период с 4 мая 2020 года по 9 ноября 2020 года должник каких-либо мер, направленных на предоставление Ж. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не предпринимал, в том числе, процедуру закупки жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на который имеется ссылка в жалобе, не начинал и доказательств обратного материалы дела не содержат.

Ссылки в жалобе на заключение 23 августа 2021 года с Ж. договора социального найма жилого помещения не освобождают Администрацию Северодвинска от административной ответственности, поскольку на день, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора (9 ноября 2020 года) содержащееся в исполнительном документе требование о предоставлении Ж. жилого помещения исполнено не было.

При таких обстоятельствах должностное лицо и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что в бездействии Администрации Северодвинска имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Административное наказание назначено виновному в минимальном размере санкции названной нормы закона, установленной для юридических лиц, а потому справедливо.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении и решения вышестоящего должностного лица, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушения процессуальных требований не допущено.

С учетом изложенного, поводов для вмешательства в оспариваемый судебный акт, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 августа 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника Администрации Северодвинска Колыгиной Л.К. – без удовлетворения.

Судья Я.С. Рохина