Председательствующий: Норсеева И.Н.
Дело № 7р-54/2016
РЕШЕНИЕ
15 марта 2016 года г. Абакан
Верховный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Киселёвой О.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобам законного представителя юридического лица ФИО2 и должностного лица, вынесшего постановление – старшего государственного инспектора РФ по Республике Хакасия по геологическому надзору – начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия, ФИО1 на решение Боградского районного суда Республики Хакасия от 08 февраля 2016 года, которым изменено постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Республике Хакасия по геологическому надзору – начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 28 декабря 2015 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ
юридического лица – Муниципального бюджетного учреждения жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания "Сарагашское".
Огласив жалобы, заслушав законного представителя юридического лица ФИО2, его защитника Евдокимова Б.Н., поддержавших жалобу, исследовав материалы дела Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по Республике Хакасия по геологическому надзору – начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 28 декабря 2015 года юридическое лицо – Муниципальное бюджетное учреждение жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания «Сарагашское» (далее по тексту – МБУ ЖКХ и БО «Сарагашское») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением Боградского районного суда Республики Хакасия от 08 февраля 2016 года указанное постановление изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 400 000 рублей.
Обстоятельства административного правонарушения приведены в постановлении административного органа и решении суда.
Не согласившись с решением суда, законный представитель юридического лица ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Выражает свое несогласие с решением суда. Полагает, что дело рассмотрено необъективно, обстоятельства, на основании которых было вынесено решение, не доказаны, а имеющийся в материалах дела акт проверки является недопустимым доказательством, т.к. составлен неуполномоченным должностным лицом. Приводит довод о том, что учреждение не могло получить лицензию, т.к. Администрацией Сарагашского сельсовета не было передано технической документации на закрепленное имущество. Считает, что действия учреждения в сложившейся ситуации должны быть расценены как крайняя необходимость.
Не согласившись с решением суда, должностное лицо, вынесшее постановление – старший государственный инспектор РФ по Республике Хакасия по геологическому надзору – начальник отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия, ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Считает, что оснований для изменения постановления в части назначенного наказания не имелось, т.к. юридическим лицом не представлено доказательств тяжелого имущественного и финансового положения.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ административным правонарушением признается пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Согласно ст. 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком.
Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (п. 1 абз.1 ст. 23 Закона о недрах).
Вина юридического лица – МБУ ЖКХ и БО «Сарагашское» в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в период с 19.10.2015 по 16.11.2015 была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица – МБУ ЖКХ и БО «Сарагашское». В ходе проверки установлено, что МБУ ЖКХ и БО «Сарагашское» осуществляет недропользование путем эксплуатации трех водозаборных скважин: скважина <данные изъяты>, скважина № <данные изъяты>, скважина <данные изъяты>, используемых для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения населения <данные изъяты>. Расчет добываемой воды по всем трем водозаборным скважинам осуществляется косвенным методом по нормам водопотребления. Общий объем добычи подземных вод МБУ ЖКХ и БО «Сарагашское» по всем трем участкам недр, согласно представленной пояснительной записке в 2014 году составил 32,49 тыс. кубических метров в год, за 2013 год – 28,59 тыс. кубических метров в год. Добыча подземной воды осуществляется МБУ ЖКХ и БО «Сарагашское» при отсутствии лицензии на право пользования недрами, что является нарушением п. 1 абз. 1 ст. 23 Закона о недрах (акт проверки) (л.д. 26-32).
Доводы жалобы о признании акта проверки недопустимым доказательством, несостоятельны.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Республики Хакасия.
Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (п. 4.1.3).
Должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, уполномоченными на осуществление государственного экологического надзора, являются, в том числе федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы и государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации) (п. 6 Постановления Правительства РФ от 08.05.2014 № 426).
В соответствии с Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 196 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» в соответствии с задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Росприроднадзор и территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование недрами, требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах (за исключением участков недр местного значения) и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых (включая участки недр местного значения) (п. 4).
Проверки уполномочены проводить следующие должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, в том числе главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты отделов федерального государственного надзора территориальных органов Росприроднадзора (п. 5).
Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе при осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Согласно ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относится, в том числе участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки (п. 1).
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в п. 1 указанной вышеуказанной статьи Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» участков недр местного значения осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Стороной защиты доказательств, подтверждающих факт отнесения участков недр, на которых расположены скважины к недрам местного значения и их включения органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень участков недр местного значения суду второй инстанции не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Как следует из материалов дела, приказом Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 28.09.2015 <данные изъяты> лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены: главный специалист – эксперт отдела надзора за водными и земельными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия; ведущий специалист-эксперт отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия; ведущий специалист – эксперт отдела экологического надзора, в сфере охоты, за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельностью, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия (л.д. 35-39).
Плановая выездная проверка в отношении юридического лица - МБУ ЖКХ и БО «Сарагашское» была проведена государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ, по итогам проверки составлен акт.
Из акта проверки от 16.11.2015 следует, что расчет добываемой воды по трем водозаборным скважинам осуществляется косвенным методом по нормам водопотребления. Журналы учета установленной формы по водопотреблению отсутствуют.
Таким образом, допустимых доказательств, подтверждающих учет водопотребления, где объем добычи составляет не более 500 кубических метров в сутки, в материалах дела не имеется, суду второй инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, акт проверки составлен уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции органа, а ссылки стороны защиты на утрату Росприроднадзором полномочий по организации и проведению проверок недропользователей, осуществляющих добычу подземных вод в объеме не более 500 кубических метров в сутки, с приведением положений п.1 Федерального закона от 29.12.2014 № 459-ФЗ « О внесении изменений в Закон РФ « О недрах», несостоятельны.
Протокол <данные изъяты> об административном правонарушении от 17.12.2015 отражает вышеуказанные нарушения (л.д. 20-22). Изложенные в протоколе обстоятельства, подтверждаются помимо, приведенного акта проверки, актом осмотра принадлежащей территории от 19.10.2015 (л.д. 41-43), ответами на запросы от 10.11.2015, 12.11.2015 (л.д. 45, 47), постановлением главы администрации Сарагашского сельсовета от 01.09.2011 (л.д. 57), актом приема-передачи имущества от 01.09.2011 и приложением к нему (л.д. 58-59).
Таким образом, из анализа вышеуказанных документов, следует, что МБУ ЖКХ и БО «Сарагашское» осуществляет добычу подземных вод из 3 водозаборных скважин для водоснабжения населения <данные изъяты>, а также учреждений, находящихся на территории <данные изъяты>, следовательно, является пользователем недр, в связи с чем должно иметь соответствующую лицензию.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в Пленуме Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 «О некоторых вопросах применения особенной части КоАП РФ», согласно которой добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации «О недрах»).
Ссылки, содержащиеся в жалобе, на отсутствие возможности у Учреждения получить лицензию, т.к. Администрацией Сарагашского сельсовета не было передано технической документации на закрепленное имущество, не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения. Из материалов дела следует, что каких-либо действий, направленных на получение лицензии, в том числе на подачу соответствующей заявки на получении лицензии юридическим лицом произведено не было.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно уставу, Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия, муниципальными правовыми актами, постановлениями (решениями, приказами) Учредителя, а также настоящим Уставом (п. 1.8).
Поскольку юридическим лицом – МБУ ЖКХ и БО «Сарагашское» не принято достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства о недрах, то оно обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что действия юридического лица продиктованы состоянием крайней необходимости, несостоятельны, т.к. доказательств, свидетельствующих о наступлении опасности, угрожающей правам граждан, а также охраняемым законом интересам общества и государства, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о необоснованности выводов суда, суд 2-ой инстанции полагает несостоятельными. Собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы опровергнуть доводы жалобы и исключить сомнения в виновности юридического лица – МБУ ЖКХ и БО «Сарагашское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Постановление административного органа вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в том числе, содержит квалификацию действий юридического лица.
В то же время, суд первой инстанции, установив, что при назначении административного наказания юридическому лицу должностным лицом не в полной мере учтены положения ч.ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, снизил размер административного наказания до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, т.е. до 400 000 рублей. Вопреки доводам жалобы, проверяя вопрос о назначенном наказании, суд учел все обстоятельства дела, в том числе принял во внимание имущественное положение юридического лица.
Оснований не согласиться с выводами суда не имеется. Как видно из жалобы, должностное лицо, вынесшее постановление, выразило свое несогласие с обжалуемым решением по вопросам факта. Между тем выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, мотивированы.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела судом не допущено, оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Решение Боградского районного суда Республики Хакасия от 08 февраля 2016 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного учреждения жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания «Сарагашское» оставить без изменения, а жалобы
законного представителя юридического лица ФИО2 и должностного лица, вынесшего постановление – старшего государственного инспектора РФ по Республике Хакасия по геологическому надзору – начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия, - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда Республики Хакасия Когай Г.А.