ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-559 от 08.06.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-559

РЕШЕНИЕ

8 июня 2020 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования «Октябрьское» Половникова А.А. на решение судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 24 апреля 2020 года,

установил:

постановлением заместителя старшего государственного лесного инспектора в лесах Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах, государственного охотничьего инспектора от 12 февраля 2020 года администрация муниципального образования «Октябрьское» (далее - администрация МО «Октябрьское») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Решением судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 24 апреля 2020 года указанное постановление изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 250 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

Законный представитель юридического лица Половников А.А. в жалобе просит отменить решение судьи, считая его незаконным.

Законный представитель администрации МО «Октябрьское» в судебное заседание не явился, защитника не направил, ходатайств не заявлял. О дате и времени рассмотрения жалобы администрация МО «Октябрьское» извещена надлежащим образом.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

Частью 3 статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пункт 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (далее также - Правила противопожарного режима), и пункт 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (далее также - Правила пожарной безопасности в лесах), предусматривают, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Указом губернатора Архангельской области от 30 апреля 2019 года № 34-у с 1 мая 2019 года на территории Архангельской области был установлен особый противопожарный режим, установлены дополнительные требования пожарной безопасности и рекомендации для органов местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела, 24 мая 2019 года в 11 часов 00 минут произошел лесной пожар в выделе 62 квартала № 119 Чадромского участкового лесничества.

Данный пожар произошел на землях иных категорий (несанкционированная свалка) с кадастровым номером земельного участка 29:18:163051:69 (категория земель – земли промышленности), находящийся в территориальных границах МО «Октябрьское» и перешел на земли лесного фонда.

Согласно акту о лесном пожаре № 14 от 27 мая 2019 года площадь лесного пожара составила 0,29 га, на месте возникновения пожара обнаружено открытое возгорание на месте свалки ТБО, переходящее в лесной фонд. Первоначально начали гореть ТБО на несанкционированной свалке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 29:18:163051:69, после чего огонь с горящих отходов распространился на лесной массив.

В результате пожара ущерба от потерь древесины нет, ущерб государственному лесному фонду не причинен, стоимость работ по тушению пожара составила 35611 руб. 11 коп.

Администрация МО «Октябрьское» в нарушение пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах не обеспечило очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров от лева, не отделило лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, в результате возник лесной пожар в выделе 62 квартала № 119 Чадромского участкового лесничества.

Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, администрация МО «Октябрьское» совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения норм пожарной безопасности в лесах, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры в части достаточного обеспечения пункта сосредоточения необходимым количеством средств пожаротушения (пожарного оборудования и инвентаря), в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах администрация МО «Октябрьское» обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ.

Доводы жалобы, что земельный участок с кадастровым номером 29:18:163051:69 не находится в собственности МО «Октябрьское», были предметом проверки судьи районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующем судебном решении.

Как правильно указано судьей районного суда, спорный земельный участок с кадастровым номером 29:18:163051:69, местоположение – примерно в 2140 метрах по направлению юго-запад от ориентира дер. Павлицево, Устьянский район, МО «Октябрьское», право собственности на данный объект не зарегистрировано, является участком, государственная собственность на который не разграничена.

Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет администрацией МО «Октябрьское» и ему присвоен кадастровый номер 29:18:163051:69.

Осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения отнесено к вопросам местного значения городского поселения в силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».

Подпунктом 9 статьи 7 Устава МО «Октябрьское» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Октябрьского городского поселения.

Также, частью 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Довод автора жалобы, что проведение мероприятий, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах на земельном участке, не находящимся в ведении администрации МО «Октябрьское», влечет нецелевое расходование бюджетных средств, не может быть принят во внимание, поскольку как указано выше, участок с которого началось возгорание, находится в ведении администрации. Юридическое лицо привлечено к ответственности за нарушение Правил допущенных на данной территории.

Вопреки доводам жалобы, процессуальных нарушений при составлении протокола и принятия постановления о назначении административного наказания не установлено.

13 января 2020 года старшим государственным лесным инспектором Архангельской области, государственным пожарным инспектором в лесах вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Согласно части 3 статье 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ предусмотрено, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

30 января 2020 года в отношении администрации МО «Октябрьское» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ, т.е. административное расследование проведено в установленные сроки.

12 февраля 2020 года вынесено постановление о назначении администрации МО «Октябрьское» административного наказания, которое соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

По существу в жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, которые могут служить основанием для отмены решения.

Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.

Вопреки доводам жалобы постановление о привлечении администрации МО «Октябрьское» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел (срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.32 КоАП РФ составляет 1 год).

Административное наказание назначено администрации МО «Октябрьское» в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 8.32 КоАП РФ.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено, и правовых оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 24 апреля 2020 года оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования «Октябрьское» Половникова А.А. - без удовлетворения.

Судья А.С.Харлов