ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-565 от 06.10.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-565

Р Е Ш Е Н И Е

06 октября 2022 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Чебыкина Н.А., рассмотрев жалобу Поповой Елены Алексеевны на решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 05 августа 2022 года,

установил:

Постановлением заместителя начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) К.А.С.. от 29 ноября 2021 года № 21/04/14.6-37/2021 должностное лицо – руководитель агентства по тарифам и ценам Архангельской области Попова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 05 августа 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Попова Е.А. в жалобе просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, считая их незаконными.

В судебном заседании защитники Поповой Е.А. по доверенности Р.Н.В.. и Ч.Д.А.. доводы жалобы поддержали.

Заслушав защитников, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Пунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) предусмотрено, что предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее – Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (далее – ТСО), устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) настоящего документа на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Согласно пункту 7 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы (пункт 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике).

Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года № 20-э/2 (далее – Методические указания).

Пунктами 50 и 51 Методических указаний установлен порядок расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

Согласно пп. «а» пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года № 53-э/1 (далее – Порядок), сводный прогнозный баланс формируется в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Основами ценообразования, а также регулируемых цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), указанных в Основах ценообразования и устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Указанный выше Порядок разработан в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172.

В соответствии с пунктом 1 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года № 214-пп, агентство по тарифам и ценам Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен).

Как следует из материалов дела, приказом ФАС России от 26 ноября 2020 года № ***** утвержден сводный прогнозный баланс на 2021 год, где величина потерь электрической энергии в электрических сетях Архангельской области на 2021 год установлена в размере – 479,06 млн кВТ*ч.

Тем же приказом объем полезного отпуска населению и приравненных к нему категорий потребителей утвержден в размере 1 113,09 млн кВт*ч.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Агентство) от 30 декабря 2020 года № 75-э/3 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2021 год», подписанным Поповой Е.А., величина потерь в сетях ТСО на 2021 год установлена с отклонением от утвержденной в сводном прогнозном балансе, в том числе для ПАО «МРСК Северо-Запад», - 363 млн кВт*ч (в сводном прогнозном балансе на 2021 год – 349, 89 млн кВт*ч). При расчете единых (котловых) тарифов Агентство использовало величину объема полезного отпуска населению и приравненных ему категорий – 1 089,74 млн кВт*ч, что менее установленной в сводном прогнозном балансе на 2021 год – 1 113,09 млн кВт*ч.

В связи с чем в отношении руководителя Агентства Поповой Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Поповой Е.А. подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении, письмом руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12 февраля 2020 года и ответом заместителя руководителя ФАС России от 11 марта 2020 года, экспертным заключением по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2021 год, данными о направлении 30 ноября 2020 года органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) выписок из утвержденного сводного прогнозного баланса, запросом ФАС России от 26 февраля 2021 года, приказом ФАС России от 23 апреля 2021 года № 388/21 об отмене постановления Агентства от 30 декабря 2020 года № 75-э/3, постановлением Агентства от 07 июня 2021 года № 29-э/1 о внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 декабря 2020 года № 75-э/3, распоряжением Губернатора Архангельской области от 03 декабря 2020 года № 981-р о назначении Поповой Е.А. руководителем агентства по тарифам и ценам Архангельской области, заключенным с ней срочным служебным контрактом, иными доказательствами, которые получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Попова Е.А., назначенная распоряжением Губернатора Архангельской области от 03 декабря 2020 года № 981-р руководителем агентства по тарифам и ценам Архангельской области, является должностным лицом по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, фактические обстоятельства дела, подлежащие выяснению в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, судьей районного суда при рассмотрении жалобы установлены верно.

Собранным доказательствам в совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Изложенные в жалобе доводы о необходимости прекращения производства по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения несостоятельны, получили надлежащую оценку в обжалуемом решении.

Пунктом 13 Порядка установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической и тепловой энергии и мощности на основе прогноза электро- и теплопотребления и анализа динамики его изменения за предыдущие 3 года с учетом заключенных и планируемых к заключению договоров о технологическом присоединении к электрической сети и тепловой сети, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии, а также утвержденных схем теплоснабжения.

Сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов, утвержденного приложением № 1 Порядка.

В соответствии с данным графиком прохождения документов сетевые организации, не позднее 1 апреля предшествующего года направляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации свои предложения в формате таблиц 3.1, по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности, а также информацию по нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям, утвержденным Минэнерго России.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не позднее 20 мая предшествующего года направляет в ФСТ России (в настоящее время ФАС России) сводные по субъекту Российской Федерации предложения в формате таблиц 3.1, 3.1 Свод, по сводным прогнозным балансам.

При этом графиком предусмотрено предоставление сетевой организацией уточненных предложений в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15 августа предшествующего года, и направление данных предложений последним в ФСТ России (в настоящее время ФАС России) не позднее 01 сентября предшествующего года.

На основании поступивших сведений ФАС России в срок не позднее 01 ноября предшествующего года утверждает сводный прогнозный баланс, выписки из которого направляются органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 14 дней после утверждения.

Из системного толкования положений пунктов 14, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике следует, что сводный прогнозный баланс является основным документом, на основании которого формируются тарифные решения в сфере электроэнергетики.

В письме ФАС России от 11 марта 2020 года руководителю агентства по тарифам и ценам Архангельской области по его запросу было разъяснено, что, согласно пункту 7 Порядка, при формировании сводного прогнозного баланса в целом по ЕЭС России учитываются, в том числе, объемы нормативных потерь электрической энергии, отраженные по всем сетевым организациям.

Однако должностным лицом Агентства не было учтено, что расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется на основании уже утвержденного ФАС России сводного прогнозного баланса, который в соответствии с пунктом 7 Порядка учитывает объемы нормативных потерь электрической энергии, исходя из представленных самим же Агентством сведений.

Кроме того, приказом ФАС России от 23 апреля 2021 года № 388/21 постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 декабря 2020 года № 75-э/3 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2021 год» было отменено. Сведений об обжаловании данного приказа и признании его незаконным материалы дела не содержат.

Порядок рассмотрения дела и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Вопреки доводам жалобы, дело об административном правонарушении правомерно рассмотрено заместителем начальника правового управления ФАС России.

В соответствии с пунктом 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет в пределах своих полномочий производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 23.51 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), рассматривают, в том числе, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.51 КоАП РФ, в пределах своих полномочий вправе рассматривать руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), их заместители (пункт 2 части 2 статьи 23.51 КоАП РФ).

Поскольку полномочия центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы распространяются не на какой-то конкретный субъект, а на всю территорию Российской Федерации, дело об административном правонарушении было рассмотрено заместителем начальника правового управления ФАС России в соответствии с требованиями о подсудности, установленными статьей 29.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выражается в неисполнении лицом обязанности по соблюдению порядка ценообразования и посягает на установленный государством порядок ценообразования. Неисполнение установленного порядка ценообразования свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в этой области, а потому при установленных по делу обстоятельствах правонарушение нельзя отнести к малозначительному.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Поповой Е.А. в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ для должностных лиц. Оснований для снижения размера назначенного наказания не имеется.

Избранный должностным лицом вид и размер административного наказания определен с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного лица, его имущественного положения, не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения новых правонарушений, то есть отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Правовые основания для замены назначенного Поповой Е.А. административного наказания предупреждением отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года № 290-ФЗ) за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушений процессуальных требований не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

Судебное решение надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

Решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 05 августа 2022 года оставить без изменения, жалобу Поповой Елены Алексеевны – без удовлетворения.

Судья Н.А. Чебыкина