ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-570/2021 от 01.11.2021 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Кропотова Т.Е. Дело № 7р-570/2021

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 1 ноября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Ерошкиной О.В. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Смирновой Л. С., <дата> рождения, уроженки <...>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, сведения о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений отсутствуют,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 27 июля 2021 года
<№> заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Смирнова Л.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 13 сентября 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения, Смирнова Л.С. освобождена от административной ответственности с объявлением ей устного замечания.

Не согласившись с данным решением, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл Ерошкина О.В. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит решение судьи городского суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, указывая на отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

В письменных возражениях на жалобу Смирнова Л.С. решение судьи городского суда просит оставить без изменения.

Выслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Абдуллаеву Ю.А., поддержавшую доводы жалобы, Смирнову Л.С., её защитника Васильева А.Н., просивших решение судьи оставить без изменения, изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Как следует из материалов дела, решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по делу о нарушении антимонопольного законодательства <№>
от 6 ноября 2020 года признаны нарушающими требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов преимущественных условий участия в таких торгах, совершенные при проведении конкурсного отбора на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2019 году.

Антимонопольным органом установлено, что приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 2 октября 2019 года № 190 принято решение о проведении конкурсного отбора получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм в
2019 году и размещении на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещения о проведении указанного конкурсного отбора.

Порядок проведения конкурсного отбора установлен Правилами предоставления грантов на развитие семейных ферм, утвержденными постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 мая 2012 года
№ 173 (в редакции от 25 сентября 2019 года, действовавшей на момент проведения конкурсного отбора) (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставление грантов осуществляется на конкурсной основе.

Конкурсная комиссия принимает решение о признании заявителей победителями конкурсного отбора по результатам оценки и сопоставления заявок, а также по результатам очного собеседования лично с заявителем. Победителями конкурсного отбора признаются заявители, набравшие наибольшее количество баллов. В случае равенства количества баллов между заявителями победителем признается заявитель, предоставивший заявку в Министерство ранее по дате и времени (пункт 27 Правил).

Пунктом 28.1 Правил предусмотрено, что в число победителей конкурсного отбора не включаются заявители в случае неудовлетворительного результата собеседования или неявки на собеседование.

Согласно протоколу о результатах конкурсного отбора на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2019 году
от <дата><№> к участию в конкурсном отборе допущены два участника: ИП ГКХФ М.С.С. и ИП ГКХФ С.И.А.. По результатам оценки заявок заявке М.С.С. присвоено 144 балла, заявке С.И.А. – 189 баллов. По результатам устного собеседования итоговая оценка М.С.С. – отлично,
С.И.А. – неудовлетворительно. В соответствии с пунктами 26, 27, 28.1 Правил победителем конкурсного отбора признан ИП ГКХФ М.С.С.

Вместе с тем, порядок оценки при выставлении баллов по результатам очного собеседования, а также значимость показателей, подлежащих учету (оценке), которыми должны руководствоваться члены конкурсной комиссии при проведении очного собеседования для объективной оценки каждого участника конкурсного отбора Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, не установлены. Содержание протокола от <дата><№> также не содержит каких-либо обоснований принятия решений членами конкурсной комиссии.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Распоряжением Председателя Правительства Республики Марий Эл от 5 апреля 2017 года № 153-р Смирнова Л.С. назначена на должность заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.

Приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 2 октября 2019 года № 190 контроль за проведением конкурсного отбора получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2019 году возложен на Смирнову Л.С.

Из письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от <дата><№> следует, что ответственным должностным лицом за проведение конкурсного отбора является Смирнова Л.С.

При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Смирновой Л.С. пришло к правильному выводу о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы Смирновой Л.С. согласился с выводом должностного лица административного органа, вместе с тем, при обсуждении вопроса о малозначительности административного правонарушения пришел к выводу о возможности прекращения производства по данному делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица административного органа, судья городского суда исходил из того, что, поскольку в настоящее время в Правила внесены изменения, критерии конкурсного отбора установлены, в действиях Смирновой Л.С. существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует. Также судья городского суда указал, что совершенное Смирновой Л.С. административное правонарушение не повлекло за собой существенного нарушения чьих-либо прав и законных интересов в связи с тем, что позиция организатора конкурсного отбора с точки зрения эффективности и результативности использования бюджетных средств является обоснованной.

Вместе с тем, с указанными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Учитывая, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, несмотря на отсутствие в Правилах критериев очного собеседования, имело возможность установить указанные критерии в извещении о проведении конкурсного отбора, угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае не заключается в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения в силу чего совершенное Смирновой Л.С. административное правонарушение не свидетельствует о малозначительности.

Вывод судьи городского суда о том, что совершенное Смирновой Л.С. административное правонарушение не повлекло за собой существенного нарушения чьих-либо прав и законных интересов, поскольку в бизнес-плане С.И.А. начало расходования денежных средств предусмотрено только с сентября 2021 года, и позиция организатора конкурсного отбора с точки зрения эффективности и результативности использования бюджетных средств является обоснованной, сделан без учета того, что при отсутствии порядка оценки комиссией очного собеседования и значимости показателей С.И.А. при составлении заявки был лишен возможности определить, каким именно показателям необходимо соответствовать в целях получения гранта, в том числе в части срока расходования денежных средств.

Таким образом, выводы судьи городского суда о малозначительности совершенного Смирновой Л.С. правонарушения приняты без учета всех обстоятельств дела и требований Закона о защите конкуренции.

Порядок пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяет статья 30.9 КоАП РФ. В силу части 3 названной статьи подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 13 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Смирновой Л. С. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики
Марий Эл.

Судья С.Г. Орлова

Решение16.02.2022